search
main
0

Перемена – время хаоса?

«Не сидите на подоконниках! Не бегайте по коридору! Не кричите! Не деритесь!» Эти и десятки других «не» слышит каждый день обыкновенный школьник на перемене. Взрослый точно знает, что он прав. Ребенок тоже ощущает разумность требований воспитателя.

Правильные требования и осмысленное их понимание должны бы привести к исчезновению или хотя бы к постепенному сокращению этих «не». Однако «воз и ныне там». Дети «сидят, бегают, кричат, катаются, бросаются, дерутся». А взрослые, кто вяло, по привычке, кто с чувством и заинтересованно, а кто зло и удовлетворенно, произносят эти свои «не», разговаривают, ругаются и наказывают.

Уроки в школе четко организованы. Они построены по определенному плану, на каждом этапе занятия ребята занимаются определенным видом деятельности с учетом их индивидуальных (возрастных и функциональных) возможностей. На уроках используются игровые формы работы с учащимися.

На уроках дети заняты полезной деятельностью. Перемена же представляет собой черную дыру в процессе жизни детей в школе. Перемена – время хаоса. А жаль! Из минуток между урочных пауз складываются часы, в течение которых тоже ребенок воспитывается. А в эти минуты между уроками ничем не занятые дети учатся быть антисоциальными существами, привычно нарушающими нормы, установленные в учреждении. «Не сидите на подоконниках!» А где сидеть, если в большинстве школ нет не только уютных холлов с цветами, креслами и журнальными столиками, но и даже простейших скамеечек? «Не бегайте, не кричите!» Да как же не бегать и не кричать, если желания бега, крика, движений – естественные для ребенка желания, лежащие в основе его детской природы? Эти желания природосообразны. Поэтому дети катаются по полу, борются, дерутся.

Антуан де Сент Экзюпери правильно говорил, что взрослые забывают время, когда они были детьми. Тем взрослым, которые решили работать в учреждениях образования, надо бы помнить время детства. Надо бы помнить это и тем, кто финансирует школу! Школе нужна игра. Чем умнее она и интереснее, тем лучше. Игра – это способ жизни ребенка.

Многие годы, как ни странно, в школах идет борьба с игрой. Девчачьи «скакалочки» слишком шумны, «классики» пачкают пол, «куколок не таскайте с собой, и так портфель тяжелый»…

Мальчишечьи «пробки», «пуговки», «орел и решка» азартны. Школа, не предложив ничего взамен, вроде бы выиграла войну с игрой. Дети даже о «морском бое» и «крестиках-ноликах» почти позабыли.

Как говорят мудрецы, люди делятся на некие группы по превалирующему интересу в жизни. Строители, охранники, потребители, разрушители. А чтобы воспитать Строителя, необходимо ребенка содержать в среде, где он имеет возможность фантазировать, думать, делать, где он накапливает опыт продуктивной жизни творца. А такая среда и есть игра. Главное время для нее в школе – перемена.

Андрей МИТЯЕВ, учитель школы №21, Березовский, Свердловская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте