search
main
0

Переход от интуитивного управления к регламентированному

Управление персоналом в современном мире является неотъемлемой частью системы менеджмента организации. Деятельность по управлению персоналом направлена на обеспечение организации качественным персоналом, способным выполнять возложенные на него трудовые функции, и оптимальное его использование.

Человеческий ресурс в целом один из наиболее значимых ресурсов в любой организации. В школе же он приобретает особое значение: штат образовательной организации – это прежде всего педагоги, от качества труда которых зависит не только успешность самой организации, но и развитие учеников. Современная модель образования предполагает новые условия реализации образовательных программ, максимально эффективное использование профессионального и творческого потенциала педагогов и руководителей образовательных организаций, постоянное повышение их компетенций и, как следствие, предъявляет новые требования к эффективности управления педагогическим коллективом.

По результатам международного исследования систем преподавания и обучения TALIS-2018, 30% директоров школ отметили дефицит собственного профессионального развития в области управления человеческими ресурсами. Наличие дефицитов знаний и компетенций в определенных областях при необходимости принимать управленческие решения в данных областях может приводить к тому, что решения будут приниматься интуитивно, без объективных обоснований, с опорой на имеющиеся установки или традиции, что в свою очередь будет сильно снижать их эффективность.

Стандарт управления персоналом представляет собой набор требований, выраженных количественными и качественными показателями. Данные требования способствуют выбору таких алгоритмов, методов и инструментов управления персоналом, которые позволят в максимальной степени реализовать кадровый потенциал организации. Это делает стандарт навигатором для руководителей образовательных организаций, восполняющим их дефициты в управленческих знаниях и компетенциях и помогающим принимать обоснованные управленческие решения.

Разрабатываемые на государственном, муниципальном или организационном уровнях стандарты управления персоналом, как правило, включают в себя:
– цели, задачи и содержание актуальных для определенной отрасли деятельности процессов управления персоналом, подлежащих регулированию;
– алгоритмы, процедуры, условия и требования к осуществлению данных процессов;
– инструменты и средства реализации данных процессов;
– оптимальные показатели эффективности и результативности данных процессов.

Стандарт управления, разработанный МЦРКПО, устанавливает общий порядок осуществления деятельности руководителя образовательной организации в области управления персоналом. Он является практическим руководством по управлению персоналом, описывающим единый стандартизованный порядок действий по управлению кадрами образовательной организации и являющийся частью системы управления эффективностью работы образовательной организации.

Стандарт управления персоналом образовательной организации регламентирует следующие процессы: подбор и адаптация персонала, мониторинг профессиональных компетенций и контроль результатов, формирование кадрового резерва, обучение персонала, вовлечение и мотивацию персонала. Алгоритмы и инструменты стандарта были апробированы на базе 57 московских школ. Итоговый текст и все прилагающиеся к стандарту материалы учитывают обратную связь, полученную от представителей школ в ходе апробации. Таким образом, все алгоритмы и инструменты реализации процессов управления персоналом, описанные в стандарте, будут понятны управленческим командам и смогут быть реализованы в условиях любой общеобразовательной школы.

Разделы стандарта, регламентирующие процессы подбора и адаптации персонала, помогут руководителю образовательной организации:
– оценивать потребность организации в новых педагогах;
– формулировать требования к кандидатам на занятие вакантных должностей;
– подбирать методы оценки соответствия кандидатов установленным требованиям;
– разрабатывать планы и индивидуальные программы адаптации новых педагогов;
– оценивать эффективность и результативность процессов подбора и адаптации персонала в организации в целом.

Относительно процессов мониторинга профессиональных компетенций сотрудников и контроля результатов их деятельности стандарт поможет:
– оценивать качество запланированных педагогами результатов своей деятельности;
– отслеживать динамику достижения запланированных педагогами результатов;
– объективно оценивать уровень сформированности профессиональных компетенций педагогов;
– формулировать конструктивную и развивающую обратную связь педагогам по результатам оценки их профессиональных компетенций и итоговых результатов их деятельности.

Вопрос формирования и работы с внутренним кадровым резервом не менее актуален для образовательных организаций. При этом по результатам диагностики директоров школ российских мегаполисов с помощью инструмента самооценки «Оценка работы директора школы по руководству учебным процессом» только 3% учителей-предметников входят в состав управленческих команд школ, что является недостаточным для формирования устойчивого кадрового резерва для занятия управленческих позиций в будущем. Стандарт управления персоналом поможет руководителю образовательной организации:
– создать и постоянно пополнять базу кандидатов для включения в кадровый резерв;
– объективно оценивать уровень сформированности профессиональных и управленческих компетенций кандидатов;
– разрабатывать индивидуальные программы устранения профессиональных и управленческих дефицитов сотрудников, включенных в кадровый резерв;
– принимать решения о назначении на управленческие позиции на основе объективных показателей.

Функцию обучения и обеспечения профессионального роста сотрудников российских школ чаще всего выполняют городские организации ДПО, ресурсы которых позволяют делать это более квалифицированно, чем ресурсы отдельной школы. Однако действия по выявлению потребностей в обучении, планированию обучения и оценке влияния обучения на эффективность профессиональной деятельности остаются на стороне руководителей и управленческих команд школ. Стандарт управления персоналом образовательной организации поможет:
– формулировать основания для обучения сотрудников организации;
– оценивать индивидуальные потребности сотрудников в обучении;
– составлять групповые и индивидуальные планы обучения сотрудников;
– оценивать эффективность прошедшего обучения и его влияние на результаты профессиональной деятельности сотрудников.

Относительно мотивации и вовлечения персонала образовательных организаций наиболее разработанной является система материального стимулирования, регламентируемая нормативными актами разного уровня. Однако многочисленные исследования в области психологии мотивации подтверждают существенную роль нематериальной мотивации. Раздел стандарта, описывающий и регламентирующий процесс вовлечения и мотивации персонала, поможет руководителю образовательной организации:
– оценивать уровень вовлеченности сотрудников в деятельность организации;
– выявлять и анализировать факторы вовлеченности сотрудников;
– повышать вовлеченность сотрудников посредством различных процедур и инструментов.

Применение настоящего стандарта является стратегическим решением для образовательной организации, которое призвано повысить эффективность ее деятельности и обеспечить прочную основу профессиональных действий, ориентированных на устойчивое развитие.

Аксинья КОСТРОВА, специалист МЦРКПО;
Валерия ОДИНЦОВА, начальник отдела МЦРКПО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте