search
main
0

Перед прочтением сжечь

Запрет книг, принцесса Джон… что дальше?

Читая связанные с образованием новости на английском языке, я иногда перекрещиваюсь. В связи с тем что любую информацию сегодня можно без труда найти в Интернете, в последнее время ко мне стали чаще обращаться за помощью родители и педагоги. Нами руководит желание уберечь детей, помочь им разобраться в происходящем, успокоить. Неизвестно, на что могут натолкнуться наши любознательные ученики, но мы же учителя, мы все знаем!

 

Запрет некоторых книг – дело не новое. История хранит печальные примеры 1930‑х годов, когда пришедшие к власти в Германии фашисты публично жгли неугодные книги на кострах. Сейчас приходят новости иного плана. В Техасе составлен список из 438 книг, которые следует изъять из публичных и школьных библиотек. Это рекорд по стране. В предложенный список вошли такие известные произведения, как «Дневник Анны Франк» и… Библия. Правда, их все же изымать не стали, а вот, например, романы известной чернокожей писательницы Тони Моррисон, обладательницы премии Пулитцера и нобелевского лауреата, исчезли.

Глава Техасской ассоциации биб­лио­текарей Ширли Робинсон не пред­по­ла­гала, что в описании ее должности появится строчка «угрозы смерти». Выступая с речью о положении дел в ее профессии, госпожа Робинсон утверждает, что библиотекарей начали обвинять во всех смертных грехах, включая педофилию. «Мы всего лишь стараемся служить интересам жителей штата, помогаем им выбирать книги по интересам, поддерживаем интерес к чтению» – так говорит не только она. Думаю, к ее мнению присоединятся библиотекари разных стран.

Результат нападок и угроз самой жизни людей предсказуем: в стране стало катастрофически не хватать сотрудников библиотек, будь то городская, школьная или университетская копилка знаний. Требования запретить неугодные книги, исключить их из учебных программ обычно исходят от политиков, некоторых родителей, представителей агрессивных меньшинств, религиозных групп. Даже если суд постановил, что не стоит выбрасывать на свалку знакомые всем с детства книги, это не гарантия успеха. Городские власти иногда вопреки решениям суда просто отбирают финансирование, распускают сотрудников и закрывают библиотеку.

Хочется спросить: где же свобода слова, являющаяся одним из постулатов всей американской системы? Оказывается, со свободой слова как раз все в порядке.

Знакомые недавно рассказали мне о том, что произошло в европейской школе, где учится их внук. Учительница на уроке прочитала первоклас­сникам (!) сказку, где главный герой – принцесса Джон. То есть по рождению это мальчик, но он наслушался современных историй и решил стать девочкой. Теперь он ходит в платьице, носит украшения и накладывает на лицо косметику. Малыши, живущие в традиционных семьях, сказку не поняли. Мальчики разразились хохотом, увидев картинки, а девочки сморщились. Дома дети рассказали родителям, как прошел день в школе. Родители заволновались, выразили протест, главным образом потому, что с ними такое новшество не согласовали. Но в отделе образования им объяснили, что они не правы.

Я не называю ни школу, ни город по простым причинам. Во-первых, дело касается детей, они и так травмированы. Во-вторых, когда я стала проверять информацию, введя ее в поисковик, на меня выпала куча ссылок на самые разные государства. Да, тут я перекрестилась, потому что у нас в стране принят важный закон, охраняющий традиционные семейные ценности. Детство нужно защищать, оберегать от вредных влияний. Но не посредством запрета книг, давно вошедших в общую сокровищницу знаний человечества. «Приключения Гекльберри Финна» Марка Твена, романы знаменитого фантаста Курта Воннегута, многие другие произведения давно переведены на разные языки, издаются и переиздаются. Может быть, проблема в том, что в них нет призывов сменить пол или еще каких новшеств, поэтому их не найдешь в школах и университетах США.

Советую родителям учить детей, объяснять им, что они всегда могут и должны рассказать об узнанном родителям. Часто дети обращаются к учителям, делятся увиденной новостью. Наши педагоги неминуемо сталкиваются с непростыми вопросами учеников, студентов. Невозможно полностью оградить детей, молодежь от потоков негативной информации. Но вполне возможно и необходимо помогать им разбираться в происходящем.

По роду своей профессии мы должны уметь отвечать на любые вопросы и решать любые проблемы. Как? Хочется повторить вслед за Карлсоном: спокойствие, только спокойствие, хладнокровие и спокойствие. Не знаю, успели ли за рубежом запретить книжки Астрид Линдгрен, но у нас они по-прежнему популярны, мирно сосуществуют с отечественной и зарубежной детской литературой, никто их не собирается изымать с полок библиотек.

Сегодняшние малыши вырастут и выйдут во взрослый мир, будут самостоятельно справляться с трудностями. Став взрослыми, они должны уметь делать выбор, отличать плохое от хорошего. Подготовить их к этому – важнейшая задача, стоящая перед любым педагогом и родителями.

Нина КОПТЮГ, кандидат филологических наук, Новосибирск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте