search
main
0

Перечеркнутая жизнь. Урок внеклассного чтения в 7-м классе

Тема: Мастерство изображения внутреннего мира персонажа в рассказе Антона Павловича Чехова «Спать хочется».

Эпиграф: «…Человек вдумчивый и беспристрастный никогда не торопится произнести свой приговор» (А.П. Чехов).

Методические приемы: Эвристическая и аналитическая работа по тексту рассказа, дискуссия по предлагаемым учителем вопросам.

Оборудование урока: фото из книги Владимира Гиляровского «Москва и москвичи», репродукции картин В. Перова «Тройка» и В. Маковского «Свидание».

Беседа с классом

Учитель: С именем Антона Павловича Чехова вы, конечно, знакомы. Какие произведения вы изучали в школе, читали самостоятельно? Какое у вас сложилось впечатление о манере, стиле, языке писателя?

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с рассказом

А.П. Чехова, который отличается от известных вам юмористических чеховских произведений и, надеюсь, изменит ваше представление о писателе, откроет вам иную, не юмористическую сторону его творчества.

Итак, название рассказа очень мирное, а случай, описанный в произведении, страшный, трагический.

Давайте вспомним, о чем говорится в рассказе.

Прежде чем перейти непосредственно к анализу произведения, хочу спросить вас, однозначно ли прочитывается рассказ? Можно ли с твердой уверенностью сказать, кто виноват в смерти младенца? Какие чувства, эмоции вызывает у вас главная героиня?

Обращаю вас к эпиграфу урока. Призываю и вас быть вдумчивыми, не спешить произнести свой приговор.

Определение задач

Учитель: Давайте попробуем разобраться, чем мы будем сегодня заниматься. В первую очередь хотелось бы, чтобы вы, говоря о Варьке, опирались не только на авторский текст, но и на собственные впечатления, ведь героиня – ваша ровесница.

Задача 1. Создать собственное истолкование образа Варьки. Мы знаем, что убийство ребенка совершила Варька, но однозначно ли мы осуждаем героиню?

Задача 2. Оправдываем мы девочку или осуждаем, во многом зависит от мнения писателя. И хотя Чехов – писатель не прямолинейный, избегающий ярлыков и штампов, его отношение во многом раскрывается в специфике выражения внутреннего мира персонажей. То есть нам надо осмыслить особенности изображения психологии героя.

Задача 3. Выявить особенности чеховского изображения внутреннего мира персонажей.

Учитель: Исходя из сформулированных нами задач мы и будем строить наше сегодняшнее исследование. Давайте разберемся: как Варька очутилась в доме сапожника? Почему она отдана в услужение?

Справка

В XIX веке социальное явление «служение в людях» было широко распространено. Многих детей отдавали в услужение, так как они становились обузой для своей семьи; им необходимо было овладевать ремеслом и в дальнейшем устраивать свою судьбу.

Жизнь «в людях» была крайне тяжелой, так как дети, будучи бесправными, полностью зависимыми от хозяев, не могли оказывать сопротивление.

У вас на партах лежат фото из книги Владимира Гиляровского «Москва и москвичи», репродукции картин Василия Перова «Тройка» и Владимира Маковского «Свидание». Посмотрите на лица этих детей. Печать покорности и обреченности лежит на них. Лишенные родительской заботы и ласки, раздавленные тяжелой физической работой, эти дети слишком рано взрослели.

Девочкам «в людях» жилось труднее, потому что их брали в качестве прислуги, ничему не обучали, а шансы устроиться в будущем были ничтожно малы. Тяжкая женская доля постигалась девочками сызмала.

Из числа этих несчастных детей и героиня рассказа «Спать хочется».

Учитель: Какой промежуток охватывает время действия рассказа?

Дети: Две ночи и один день, то есть чуть больше суток.

Учитель: Почему у нас, читателей, возникает ощущение, что в эти сутки с небольшим писатель уместил почти всю жизнь тринадцатилетней Варьки?

Дети: Таких дней и ночей было много. Бесконечная повторяемость одного и того же изо дня в день, из ночи в ночь, мучительное однообразие жизни показаны как пытка.

Учитель: Часто говорят о том, что рассказы Чехова бессобытийны и бесперспективны. Как вы думаете, можно ли это утверждение приложить к рассказу «Спать хочется»?

Дети: О бессобытийности говорить нельзя, так как события есть: смерть отца Варьки, смерть младенца. Но есть бесперспективность, так как у девочки нет будущего.

Учитель: Почему, по-вашему, героиня не задумывается о будущем?

Дети: Быт и бессонница притупили сознание девочки. Все волевые усилия Варьки направлены на то, чтобы не уснуть, а об остальном, в том числе и о будущем, она не думает.

Исследовательская работа (анализ текста в группах)

Учитель: Чтобы понять особенности внутреннего состояния главной героини, нам необходимо провести небольшое исследование, которое вы будете проводить в группах.

1-я группа – работа с портретом.

2-я группа – работа с пейзажем.

3-я группа – работа с интерьером.

4-я группа – работа с речью персонажей.

Задание группам: необходимо выбрать и подчеркнуть в тексте детали портрета, пейзажа, интерьера и речевой характеристики, которые создают образ героини.

Результат работы групп

1-я группа. Портрет дан скупо. Старушечья поза, ничего не выражающие глаза, одеревеневшие лицо и шея – все это свидетельствует о том, что Варька перестает ощущать себя живой, усыхает (чувствует, что голова – «булавочная головка»), опредмечивается, постепенно умирает, так что жизни в ней практически нет.

2-я группа. Пейзаж присутствует лишь во сне, в воспоминаниях девочки. Природа была в прежней жизни девочки (светлый березовый лес, ясное хорошее утро). Но после смерти отца мир темнеет, начинает сужаться (описание мрачной дороги в город). Темный лес по краям дороги символизирует тяжелые жизненные обстоятельства, которые гонят девочку в город. Прежний светлый мир сузился до грязного шоссе.

3-я группа. Интерьер – свидетельство того, как узок мир Варьки и как скудна ее жизнь. Все сведено в одну комнату, в замкнутое пространство которой не проникает ничего хорошего. Комнатка – символ души девочки, ее жизни. Семь раз в тексте повторяется значимая деталь – «веревка, тени от панталон и пеленок, зеленое пятно от лампадки». Акцентируя наше внимание на веревке, Чехов подводит к мысли, что жизнь девочки перечеркнута.

Рисунок на доске:

Чехов упоминает еще один элемент сужения мира. (Калоша.) Как вы думаете, почему девочка хочет спрятаться в калоше, от кого?

4-я группа. Речь Варьки отсутствует, героиня лишь мурлычет колыбельную. Бессловесность говорит о ее безликости. Вся речь принадлежит ее хозяевам (сплошь приказы, побудительные предложения, 12 глаголов повелительного наклонения, крайне грубые обращения, нет ни одного вопроса, в котором бы выражалось человеческое участие).

Можно ли говорить о духовности девочки, когда для хозяев она просто механизм?

Итоги аналитической работы

Запись на доске: «В рассказе идет речь о двух убийствах: убийстве ребенка и убийстве души девочки» (В. Теуш).

Учитель: Исходя из результатов нашего исследования, можно ли согласиться, что душу Варьки убили?

Учитель: В первую ночь девочка вспоминает отца, мать, путь в город. Как вы думаете, почему во вторую ночь этих воспоминаний нет?

Дети: Сознание концентрируется на одном: не уснуть.

Учитель: Что утрачивается вместе с памятью?

Дети: Слух, зрение, рассудок.

Учитель: Как воспринимает Варька плач ребенка в первую ночь? А во вторую?

Дети: Сначала он раздражает и мешает спать, а потом воспринимается как «враг, который мешает жить».

Учитель: Почему Варька решает убить?

Дети: Исчерпаны физические и духовные силы.

Учитель: Осознает ли она свой поступок?

Дети: Нет, так как практически сошла с ума от вынужденного бодрствования.

Творческая работа (письменная)

А.П. Чехов заканчивает рассказ многоточием, предоставляя читателю решать, что было с героиней дальше. Попробуйте домыслить рассказ и напишите к нему окончание (несколько предложений).

Творческая работа (устная)

Среди возможных финалов вы назвали суд над девочкой. Да, юридически она виновна. Но если бы вам довелось присутствовать на судебном заседании в качестве адвоката или члена суда присяжных, какие аргументы вы привели бы в оправдание Варьки? Подготовьте небольшую защитную речь.

Подведение итогов урока

Давайте вернемся к началу урока и вспомним поставленные нами задачи. Необходимо заполнить таблицу – ответить на вопросы.

Учитель: В заключение мне хотелось бы, чтобы вы задумались над тем, что у вас есть, сравнили себя с героиней чеховского рассказа и поняли, что нужно ценить и беречь то, что вам дано: семью, возможность учиться, свободное время, сон, наличие друзей – все, что в привычном беге дней кажется обычным, банальным.

Домашнее задание

Написать мини-сочинение «Что нового мне открылось в творчестве А. П.Чехова».

Анна АНТОНЕВИЧ, учитель русского языка и литературы средней школы №24, финалист конкурса «Учитель года России-2007», Иваново

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте