Замминистра экономического развития и торговли РФ Аркадий Дворкович направил главным распорядителям федерального бюджета указание. Он предписал им как можно скорее представить в Комиссию Правительства РФ по оптимизации бюджетных расходов, которую возглавляют вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин и министр экономического развития и торговли Герман Греф, предложения по экономии бюджетных средств.
Экономить предлагается за счет сокращения организаций бюджетной сети, уточнения объемов и структуры ассигнований из бюджета, исключения отдельных расходов либо их перенесения на следующие годы. Говоря иначе, над российскими наукой и образованием сгущается туча секвестра запланированных расходов. В прошлом подобные кампании примитивно объяснялись дефицитом бюджета. Но федеральный бюджет 2003 года предусмотрен с профицитом в 72,154 млрд. рублей. Так что авторам задуманной операции приходится изыскивать более изощренные аргументы.
Аркадий Дворкович говорил в ноябре 2002 года: «Что касается бюджета, то доли расходов в отраслях – не самый насущный вопрос, поскольку он относится не к эффективности использования бюджетных ресурсов, а исключительно к публичной политике. На основании этих показателей постоянно дискутируется вопрос: заботится ли государство об образовании, здравоохранении, науке и культуре? Логика подобных рассуждений проста: если государство увеличивает расходы, то заботится, а не увеличивает – не заботится… Но если на обеспечение тех или иных государственных функций априори не хватает ресурсов, то надо думать, каким образом реструктурировать эти функции. Следует прекратить планирование от достигнутого, не подвергая его сомнению. Должны быть проанализированы все категории бюджетных расходов…»
Эта речь была произнесена в Госдуме на презентации доклада «Бремя государства и экономическая политика», подготовленного большой командой под руководством профессора Евгения Ясина.
«В ходе исследований, – заявил Евгений Ясин на презентации, – выявилось множество возможностей сокращения государственных расходов. Многие из них можно смело использовать для повышения темпов экономического роста и формирования свободной и открытой экономики, к чему, как мне кажется, все мы должны стремиться».
В докладе утверждается, в частности, что для обеспечения экономического роста надо упорядочить число научных организаций и штаты сотрудников и прекратить финансирование дублирующих тематик. Это должно принести экономию в 10-12 млрд. рублей. То есть утвержденные на 2003 год ассигнования на науку (40,2 млрд. руб.) предлагается сократить на 25-30%. Ведущие страны мира, которые обеспечивают до 80-90% своего экономического роста за счет научно-технического прогресса, вынуждены довести расходы на науку до 3% ВВП. Россия же, и так спустившая за последние 12 лет долю экономического роста за счет НТП с 60% до 5%, собирается сократить расходы на науку с 0,5% до 0,3%. О каком инновационном пути развития российской экономики можно говорить в этой ситуации? Какой экономический рост имеют в виду авторы доклада? Конечно же, прежде всего увеличение добычи природных ресурсов!
Зачем в таком случае России нужна современная образовательная система? И авторы доклада предлагают: сэкономить на образовании от 27,6 до 34,2 млрд. руб. в федеральном бюджете и от 43,7 до 51,1 млрд. руб. – в территориальных. Таким образом, в системе образования обнаружены колоссальные «резервы» – до 85,3 млрд. рублей.
Перечисленные изыскания и прожекты самым беззастенчивым образом перечеркивают стратегию, которая год назад была одобрена решением президиума Госсовета, Советом безопасности РФ, Советом при Президенте РФ по науке и высоким технологиям и утверждена президентом. Перечеркиваются принятые «Основы политики РФ в области развития науки и технологий на период до 2010 года и на дальнейшую перспективу». Ведь их реализация планировалась за счет поэтапного увеличения объемов финансирования науки до норматива, установленного законодательно, – 4% расходной части бюджета. Тем самым закрывается задача, поставленная в «Основах» как важнейшая для государства: создание национальной инновационной системы, обеспечивающей ускоренный экономический рост за счет создания и развития самых современных технологий. Для тех, кто наблюдал за формированием текущего федерального бюджета, подобная попытка тихого государственного переворота не стала неожиданностью. Именно тогда началась откровенная ревизия решений, направленных на развитие науки.
Согласно графику поэтапного роста объемов финансирования по разделу 06 федерального бюджета «Фундаментальные исследования и содействие НТП», утвержденному Президентом РФ, минимальный объем ассигнований науки должен составлять в этом году 2,18% расходной части бюджета, или 51,13 млрд. руб. В реальности все иначе – 1,71%, или 40,2 млрд. руб. При этом в раздел 06 перенесены расходы в размере 2,77 млрд. руб., которые раньше проходили по другим разделам. То есть имеет место откровенная подтасовка, а недобор составил 13,7 млрд. руб. Не следует забывать и о том, что те реальные 37,43 (или 40,2 – 2,77) млрд. руб., которые выделены для науки, являются эквивалентом годового бюджета всего лишь одного среднего университета в США или Западной Европе. Именно таковы масштабы устремлений Правительства России к экономическому и социальному благополучию страны!
Столь же пренебрежительное отношение к другим нормативам, утвержденным Президентом РФ. На развитие приборной базы и содержание уникальных установок вместо 5% расходов на науку выделено всего 1,76%, и то от урезанной части (от 40,2 млрд. руб.): недобор – почти 2 млрд. рублей. На исследования и разработки, осуществляемые молодыми учеными и студентами, вместо 3% – 0,23%: недобор – 1,4 млрд. руб. На строительство жилья для молодых специалистов вместо 2 млрд. руб. – всего 0,32 млрд. руб.: недобор – 1,62 млрд. руб.
В данной ситуации остается только одна надежда – на профсоюзы.
В.СОБОЛЕВ, председатель Совета профсоюза РАН
(По материалам Научного центра профсоюзов)
Комментарии