search
main
0

Пензенский вектор. О накопленном в регионе опыте военно-патриотического воспитания молодежи рассказывает губернатор Пензенской области Василий БОЧКАРЕВ

– Василий Кузьмич, как в области ведется военно-патриотическое воспитание населения, в первую очередь молодежи? – Эта работа начинается уже в дошкольных учреждениях, а в рамках школьного курса ОБЖ реализуется военно-патриотическая составляющая воспитания. Программа патриотического воспитания учащихся в области реализуется также через приоритетные направления внеурочной воспитательной работы и внешкольного дополнительного образования.

Образовательные учреждения области участвуют в соревнованиях «Орленок» по программе «Школа безопасности». Их основные задачи – эффективное формирование комплекса патриотических ценностей гражданина и физическое развитие подрастающего поколения, выработка практических навыков и умений поведения в экстремальных ситуациях, воспитание у школьников сознательного и ответственного отношения к вопросам личной и общественной безопасности.

В результате активного взаимодействия органов по делам ГО и ЧС и образования в областном центре несколько лет назад создано специализированное образовательное учреждение – кадетская школа МЧС № 70, команда которой неоднократно побеждала во Всероссийских соревнованиях «Юный спасатель», а руководитель команды Юрий Прошкин стал лауреатом премии Президента России.

Интерес детей к военному делу, как правило, осознан. Об этом свидетельствует деятельность таких объединений и учреждений, как военно-патриотический клуб «Гвардия», клуб юных моряков, военно-исторический клуб «Засека», отделение морского многоборья Центра детского и юношеского творчества Пензы, летно-техническая школа в Сердобске, а также кадетские школы № 46 и № 70.

Около 300 курсантов от 8 до 18 лет занимаются по авторской программе победителя Всероссийского конкурса педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям» Вячеслава Старшова в военно-патриотическом клубе «Гвардия». Она включает общефизическую подготовку, рукопашный бой, радио и морское дело, водолазную, горную, парашютно-десантную, огневую и разведывательную подготовку, основы медицинских знаний. Воспитанники проходят и школу выживания в экстремальных условиях.

Эффективными формами патриотического воспитания также являются краеведческое движение, тематические экскурсии. Ежегодно в экскурсиях, проводимых областной станцией туристов, участвуют 2,5 тысячи учащихся, для которых разработаны 18 экскурсионных маршрутов.

– Какую помощь областная администрация оказывает воинским частям и что делают военные для населения области?

– На территории области дислоцируются воинские части Приволжско-Уральского военного округа, а также центрального подчинения, других министерств и ведомств, одно высшее учебное заведение Минобороны. Соответствующие подразделения правительства области поддерживают прямые контакты с командованием гарнизонов и частей.

Наиболее тесные связи сложились с руководителями воинских коллективов, возглавляемыми генерал-майорами Григорием Деминым, Александром Плющом, полковниками Петром Беденак, Николаем Гончаровым, Василием Новиковым, Юрием Рябовым, Александром Чашиным. Плодотворно сотрудничаем с областным военкоматом, во главе с генерал-майором Александром Кильгянкиным.

Помощь военнослужащим оказывается в реализации законодательства по вопросам обороны, мобилизационной подготовки, исполнения гражданами воинской обязанности, снабжения военных городков теплом, водой и энергоресурсами в условиях систематического неполного финансирования из федерального бюджета КЭЧ районов и задержек оплаты ими услуг, предоставляемых муниципальными предприятиями. Обеспечиваем устойчивую связь, транспортное, медицинское обслуживание жителей закрытых военных городков, расположенных вдали от крупных населенных пунктов. Оказываем помощь в налаживании прямых связей с руководителями сельхозпредприятий с целью заготовок сельхозпродуктов для военнослужащих и членов их семей, в проведении культурно-массовых мероприятий в гарнизонах силами министерства культуры области.

Военнослужащие совместно с подразделениями РОСТО оказывают неоценимую помощь в реализации на территории области программы патриотического воспитания граждан, в подготовке допризывной молодежи по военно-учетным специальностям.

Командование частей полностью обеспечивает реализацию требований приказа министров обороны и образования № 203/1936. Ежегодно на сборы привлекается более 10 тысяч изучающих основы военной службы.

Военнослужащие части, которой командует полковник Петр Беденак, активно помогают в строительстве новых и восстановлении пришедших в негодность мостов на автодорогах области.

Военизированные пожарные команды участвуют в ликвидации пожаров на промышленных объектах, в жилых зданиях.

– Вы упомянули о средней школе № 46. 1 сентября 1998 г. путем ее реорганизации было создано общеобразовательное учреждение «Кадетская школа № 46 города Пензы. Пензенский казачий генерала Слепцова кадетский корпус». Он столь популярен, что не в состоянии вместить всех желающих. Расскажите, пожалуйста, о нем.

– Столь необычное образовательное учреждение было создано с целью военно-патриотического воспитания молодежи, интеллектуального, культурного, физического и нравственного развития школьников, их адаптации к жизни, подготовки к служению Отечеству на гражданском и военном поприще на лучших традициях казачества.

Замечу, что в концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. военно-патриотическому воспитанию молодежи в учебно-воспитательных учреждениях по типу кадетских школ и корпусов, казачьих школ отводится особая роль.

Сегодня в нашей кадетской школе обучается 505 человек. Опрос показал, что более 70% ребят собираются связать свою дальнейшую судьбу со службой в Вооруженных силах России.

Первый выпуск кадет состоялся в июне 2001 г. Из 22 выпускников 11-го кадетского класса в гражданские и военные вузы поступили 90%, в средние специальные учебные заведения – 10%. В 2002 г. из 20 выпускников 8 поступили в военные вузы.

Военная подготовка в кадетском корпусе дает воспитанникам знания, навыки и умения, необходимые для обучения в военно-учебных заведениях, на военных кафедрах вузов, прививает им волевые, командирские и методические качества.

Особое внимание уделено воспитанию преданности Отечеству, выработке у ребят сознания общественного и воинского долга, дисциплинированности, романтики профессии офицера, чувства гордости за Россию.

В кадетских классах функции классных руководителей выполняют офицеры-наставники, которые также проводят занятия по военно-техническим дисциплинам. Все они прошли армейскую школу. Пример офицеров-наставников играет огромную роль в воспитании и обучении кадет. Многие родители и педагоги признают, что, обучаясь в кадетской школе, их сыновья стали более серьезными, дисциплинированными, самостоятельными, стали лучше учиться, повзрослели нравственно.

Вместе с аттестатом выпускники кадетских классов получают из рук главы администрации Пензы документ о профессиональном начальном военном образовании с присвоением специальности «заместитель командира мотострелкового взвода». Торжественная церемония вручения традиционно проходит на Площади боевой и трудовой славы пензенцев.

Действует договор о сотрудничестве между кадетской школой и Пензенским артиллерийским инженерным институтом, в соответствии с которым выпускники корпуса пользуются преимуществом при поступлении в этот вуз.

Мы надеемся, что наши выпускники станут настоящими патриотами, надежными защитниками России.

– Очень остры в молодежной среде и негативные явления. Есть «отказники» от военной службы. Тревожат общество наркомания, показатели молодежной преступности, беспризорности, безнадзорности несовершеннолетних. Как в области используют для борьбы с ними потенциал военно-патриотического воспитания? Какие слагаемые накопленного в области опыта этой работы представляются наиболее интересными, ценными?

– К сожалению, рост перечисленных вами негативных тенденций в молодежной среде до сих пор не остановлен. В связи с этим на первый план выдвигаются проблемы профилактики, создания условий для физического и нравственного совершенствования личности. Подходов много. Несколько лет мне довелось быть заместителем председателя Совета по законодательному обеспечению противодействия незаконному обороту наркотиков в РФ в Совете Федерации, поэтому знаю эту проблему. Хвалиться пока нечем. Но хотел бы рассказать о нашем проекте, от реализации которого ожидаем многое. Это создание центров военно-патриотического воспитания. Один из них (в качестве пилотного проекта) – Центр военно-патриотического воспитания «Служу Отечеству» будет в самое ближайшее время создан на базе кадетских классов школы № 9 имени Кирилла и Мефодия в Каменке Пензенской области.

Главные организаторы и участники проекта – педагогический коллектив школы и его партнеры – Совет ветеранов Каменки, военкомат, РОСТО, спортивная школа и другие.

Цель проекта – возрождение лучших традиций общественного образования и культуры, народных и воинских традиций и подготовки молодых людей к воинской службе и поступлению в военные училища, укрепление здоровья и выносливости, способности переносить трудности гражданской и воинской службы, воспитание истинных патриотов России.

Проект будет реализован в течение года группой инициативных педагогов и их партнеров, создавших совет, который должен стать постоянным центром военно-патриотического и духовно-нравственного воспитания учащихся в районе.

Работа Центра «Служу Отечеству» строится через систему блоков. Каждый представляет собой единство целей, содержания, способов организации деятельности учащихся и педагогов, отражает особенности школы № 9 имени славянских просветителей Кирилла и Мефодия, в которой создается молодежный центр «Служу Отечеству».

По итогам конкурса среди субъектов нашего региона на лучшую подготовку граждан к военной службе, организацию и проведение призыва, решением военного совета Приволжско-Уральского военного округа Пензенская область в 2002 г. заняла 2-е место.

Жизнь убеждает: военно-патриотическое воспитание активно и эффективно проводится там, где его значение хорошо понимают руководители органов образования. И таких руководителей в нашей области большинство.

К примеру, в городе Сердобске благодаря скоординированным усилиям администрации, органов образования и военкомата в образовательных учреждениях постоянно и целенаправленно совершенствуется и наращивается учебно-материальная база основ военной службы. Районный и городской отделы образования для школ централизованно приобрели наглядные пособия, учебники, технические средства обучения. Создана видеотека по темам основ военной службы. В городе и районе завершается создание базовых образовательных учреждений по подготовке граждан к военной службе. Военкомат совместно с отделами образования ежемесячно проводит учебно-методические занятия с преподавателями, занятыми подготовкой по основам военной службы.

Заслуживает особого внимания работа Сердобской летно-технической школы. Первоначальную летную подготовку в ней получают более 600 юношей. Школа имеет летательные аппараты (4 дельтаплана с двигателями). Для прыжков с парашютом школа постоянно поддерживает связь с одной из авиачастей. Финансируется школа из городского бюджета. В результате целенаправленной работы с молодежью – в Сердобске и Сердобском районе наименьшее количество граждан, уклоняющихся от военной службы, склонных к правонарушениям и наибольшее число юношей, поступивших в военные образовательные учреждения.

В области постоянно совершенствуется система организации и проведения пятидневных сборов с учащимися образовательных учреждений. Показательно проведены полевые сборы на базе войсковой части в городе Заречном. Все юноши были одеты в военную форму и 5 дней жили в солдатских казармах. Организованно проведены стрельбы из боевого оружия. В период сборов проведена летняя спартакиада допризывной молодежи.

У нас накоплен немалый положительный опыт проведения «Дня призывника» дважды в год в ходе призыва на военную службу. В большинстве районов он проводится на базе домов культуры, у мемориальных комплексов. Молодежь встречается с участниками Великой Отечественной войны, боевых действий, ветеранами военной службы.

Положительно влияют на формирование у будущих защитников Родины чувства долга, ответственности, патриотизма проводимые в области спартакиады допризывной молодежи, игры «Орленок», «Зарница», соревнования по пулевой стрельбе «Серебряное ружье» и многие другие. Команда г. Заречный, представлявшая нашу область, в 2002 г. заняла 3-е место во Всероссийской спартакиаде допризывной молодежи.

Результаты работы проявляются и в том, что область из года в год выполняет плановые задания по отбору молодежи в военные образовательные учреждения.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте