Форум Общероссийского народного фронта «Качественное образование во имя страны», который проходил в Пензе 14-15 октября 2014 года, определил ключевые направления работы: единое образовательное пространство страны, разработка предложений по воспитанию и формированию Российской идентичности у молодежи. Принципиальным для нас является подготовка кадров под опережающее развитие экономики. Главный общественный запрос к системе образования – качественное образование для всех категорий. Мы активно занимаемся поддержкой особых групп – дети с ОВЗ, одаренные дети.
В работе используем три основных инструмента: контроль за исполнением поручений, выявление социально значимых проблем и выработка экспертных предложений для органов власти.
Созданный в Народном фронте механизм по исполнению поручений президента России позволяет нам не только контролировать, выполнено или не выполнено. Мы также анализируем причины невыполнения и выдвигаем предложения по возможным способам реализации. Аппарат правительства все наши предложения направляет в министерство образования для учета в непосредственной деятельности.
Сейчас у нас на контроле находятся 35 поручений. По Пензенскому форуму из 17 поручений на сегодня снято 5, остальные находятся в работе. За 2015 год подготовлено 63 доклада по вопросам образования и науки.
Работа над предложениями Народного фронта иногда приводит к появлению новых поручений и новых результатов. Так произошло по дополнительному образованию, когда наш анализ показал, что доклад Правительства не базируется на прозрачной объективной статистике. Это касается и количественного учёта, и прозрачности распределения средств. В итоге в стране сейчас меняются статистический учёт и бюджетный классификатор. Редкая ситуация – Минфин с нами согласился.
Работаем совместно с региональными рабочими группами, общественными организациями, участниками пензенского форума, родителями-активистами.
Текущее состояние и последствие изменений в образовании обсуждаем со школьниками, студентами и их родителями.
Уже сегодня можно говорить о системных эффектах, которые возникли после проведения Пензенского форума. Создан механизм народного мониторинга в образовании. Заложены основы механизма общественного влияния на принятие решений. Растёт общественная активность на местах.
Наиболее масштабным обсуждением в этом году стало обсуждение вопросов духовно-нравственного воспитания.
Сегодня мы шагнули в изменившийся мир, и в этом мире Россия столкнулась с новыми вызовами. Воспитание подрастающего поколения происходит в условиях растущего давления на Россию. Идёт борьба за переосмысление мировой истории, изменение памяти о борьбе с фашизмом. Происходит формирование установки потребления в ущерб ценностям созидания и развития. Постепенно СМИ и Интернет вытесняют из процесса социализации семью и школу.
Мы зафиксировали кризис чистой гражданской идентичности. Гражданство можно поменять, можно купить. Многие люди, иногда лучшие профессионалы в своих областях, ученые, инженеры, стремятся получить гражданство страны, которая обеспечивает более комфортные условия – трудовые, налоговые, социальные, даже климатические.
Это означает, что при формировании идентичности мы должны делать акцент на культурную составляющую. К сожалению, те методики, которые сегодня применяются при преподавании истории и литературы в школе, в рамках молодежных мероприятий, недостаточно эффективны. А там, где мы не предлагаем своего, приходят чужие гуманитарные технологии с недружественными целями.
Мы провели анализ лучших практик и выявили новые решения, которые уже есть в России. Направленный нами в Аппарат Президента комплекс мер предлагает ответ на современные вызовы за счет использования новых гуманитарных образовательных технологий.
Сегодня многих молодых людей, воспитанных в условиях рынка, привлекает праздный образ жизни, в котором нет места труду. Приоритетом государственной образовательной политики в этих условиях становится воспитание здоровой, свободной, ориентированной на труд личности, готовой создавать свое будущее и будущее страны. Необходимо с раннего возраста вовлекать детей в трудовую деятельность, давать возможность осмысленно выбирать профессию. Необходимо создать такие условия, чтобы школьник имел возможность получить начальные умения и навыки в профессии, науке, искусстве, спорте. Рассчитываем, что эти предложения прозвучат на Государственном совете по образованию и лягут в основу поручений Президента.
Многие наши предложения были услышаны и включены в «Стратегию воспитания до 2025 года» в комплекс мер по развитию дополнительного образования. Вопросы воспитания личности будут включены в школьный федеральный стандарт. Работа над текстами уже начата. Уже создан стандарт организации воспитательной работы в ВУЗе. Для его реализации вводится должность проректора по воспитательной работе. Организована ассоциация проректоров ВУЗов по воспитательной работе. Это становится особенно значимым с учетом выхода на сцену воспитания новых игроков – НКО, общественных организаций, а иногда и запрещенных в нашей стране групп.
Хотелось бы отметить, что в ежегодном послании президента Федеральному собранию мы с радостью услышали слова, подтверждающие сделанные нами выводы и актуальность задач.
Важным вкладом в работу по воспитанию и формированию российской идентичности стало включение в учебники истории сведений о роли Крыма и Севастополя в судьбе России.
О том, что математика и другие предметы разные в разных школах, мы говорили на Пензенском форуме. В соответствии с Пензенскими поручениями организована работа по включению базового содержания учебных предметов в стандарт. В 2015 году определено содержание по русскому языку и математике, за 2016-2017 год – по другим предметам. Мы инициировали изменение механизмов экспертизы учебников, так как жалобы продолжают поступать.
Активно обсуждается вопрос о совершенствовании Единого государственного экзамена. Нам пока не удалось достигнуть цели, поставленной на Пензенском форуме, об освобождении ребят, которые не планируют получать высшее образование, от ЕГЭ, а разрешить им сдавать обычный школьный экзамен. Но уже удалось разделить математику на базовую и профильную, исключить ЕГЭ из показателей оценки учителей. Продолжаем работать.
Рабочая группа вместе с активными родителями создаёт механизм защиты образовательных организаций от диктата администрации и чиновников через управляющие советы и общественные организации. По итогам Пензенского форума запущен важный проект – «Родительские активисты», который предполагает обучение родителей способам влияния на жизнь школы. Программы обучения уже стартовали.
Для детей очень важно не только сидеть за партой и слушать учителя, но и ездить в образовательные поездки, ходить в музеи. Нам удалось добиться бесплатного посещения музеев для детей и учета занятий, проводимых в музеях, в качестве уроков. Благодарю Станислава Сергеевича Говорухина за его неоценимую помощь в этой работе.
Мы приостановили закрытие коррекционных школ, стимулировали создание специальных стандартов для обучения детей с ОВЗ в начальной школе. У российских семей с детьми с особенностями здоровья появился выбор – коррекционное или инклюзивное образование. Барьером для анализа реальной ситуации по обучению детей с ОВЗ является отсутствие достоверной статистики, сколько детей и с какими заболеваниями есть в регионе. Например, в одном регионе администрация полагала, что детей с тяжелыми нарушениями речи всего 8, родительский мониторинг показал, что их более восьмисот. Поэтому мы предложили сделать статистический учёт в таком виде, чтобы было возможным выявлять проблемы в образовании детей с ОВЗ. В этом направлении у нас еще много нерешенных задач.
Совершили прорыв в поддержке одаренных детей. Была возвращена квота в 45% от числа победителей и призеров Всероссийской олимпиады школьников. Увеличена продолжительность подготовки к международным олимпиадам, увеличено финансирование. Приравняли срок действия результатов олимпиады к результатам ЕГЭ – 5 лет.
Развитие экономики предполагает появление новых профессий. Раньше ВУЗам выделяли бюджетные места под новые специальности только после аккредитации программы, на что уходило 5-7 лет. Мы добились внесения поправок в закон об образовании: теперь дожидаться выпуска не нужно, можно утвердить программу и сразу принимать абитуриентов на бюджет. В следующем учебном году по новым профессиям на бюджетных местах начнут учиться более 4000 человек.
Мы добились увеличения срока обучения по программам педагогического бакалавриата. В этом году педвузы перешли на пятилетнюю подготовку учителей. Это позволяет дать объём знаний и навыков, достаточный для работы с детьми.
Для повышения качества среднего профессионального образования увеличили объём практики в два раза. Также добились возможности для ребят поступать в колледжи и техникумы без обязательного окончания девяти классов. Около 20 тысяч детей в этом году не оказались вытеснены из системы образования, смогли продолжить обучение, получили возможность приобрести профессию. Выравниваем шансы на жизненный успех.
Внесенные поправки в «Закон об образовании» позволили ограничить максимальную плату за детские сады и внести требования к школьной форме. Я благодарю Ольгу Тимофееву за внесение этих поправок.
Внесены поправки в \”Закон об основах охраны здоровья граждан в РФ\” и в \”Закон об образовании\” о возможности педагогическим и научным работникам осуществлять медицинскую деятельность. Готовятся другие поправки.
Это реальные результаты Пензы в интересах реальных людей.
В актуальную повестку на 2016 год добавляется мониторинг строительства школ. Мы надеемся добиться, чтобы у детей в школе и в детском саду снова была возможность получить медицинскую помощь. Медицинская карта перестала быть обязательным документом. Учебные заведения не могут обеспечить безопасное пребывание учеников в школе. Этот вопрос звучал и в Пензе, и на форуме по здравоохранению ОНФ. Его пора решать.
Совместно с Промышленным комитетом мы начали работать над профессиональными и образовательными стандартами. В нашей повестке также остаются все текущие направления.
Об авторе
Любовь Духанина, председатель Комиссии Общественной палаты РФ по развитию образования и науки, президент образовательного холдинга «Наследник», руководитель рабочей группы «Образование и культура как основы национальной идентичности» ОНФ
Комментарии