search
main
0

Пенсия должна быть достойной

Правительство России разрабатывает стратегию пенсионной реформы. В какой мере она затронет интересы педагогов и других работников образования? Свое мнение об этом высказала кандидат экономических наук, первый заместитель председателя Московской городской организации Общероссийского профсоюза образования Марина Иванова.

С начала сентября 2012 года, казалось бы, наше общество должна была бы захватить волна обсуждения новой стратегии пенсионной реформы. Для каждого россиянина далеко немаловажен вопрос о том, что будет происходить с пенсионным фондом, с начислением пенсии. Однако, на мой взгляд, активность общественного обсуждения правительственного проекта стратегии пенсионной реформы была недостаточной. И хотя принятие этого документа отложено на год, времени все равно не так много, мы должны работать над этим вопросом, вносить свои предложения. Преобразования не затронут, естественно, тех людей, которые уже находятся на пенсии. В лучшем случае размер их пенсии увеличится, в худшем – индексации не будет вследствие дефицита бюджета пенсионного фонда. Если обратиться к истории вопроса, то каждые 20 лет происходит реформирование системы пенсионного обеспечения. Последняя реформа, которая проходила в начале 1990-х годов, не привела к улучшению положения, напротив, наблюдаются серьезные трудности и дефицит бюджета пенсионного фонда уже превышает полтора триллиона рублей. Причем за эти годы, к сожалению, значительного увеличения пенсий не происходило. Сейчас средний размер трудовой пенсии по старости составляет 9706 рублей. С 2002 года он увеличился в 6,5 раз в номинальном исчислении и почти в 3 раза – в реальном. Разница между этими расчетами – следствие инфляционных процессов в нашей стране.Существует одно из главных требований Международной организации труда (МОТ) относительно размера пенсии. Оно состоит в том, что размер замещения утраченного заработка должен составлять не менее 40%. В настоящее время в России средний размер замещения составляет 36,8%. На первый взгляд все выглядит не так уж плохо, однако существующая пенсия не слишком справедлива, поскольку не учитывает ни стаж работы, ни уровень заработной платы. Она усредняет всех и каждого, что, естественно, вызывает недовольство. Кроме того, если система, действующая на сегодняшний день, сохранится, то к 2030 году средний размер трудовой пенсии по старости не достигнет 2,5 прожиточных минимумов пенсионера, а коэффициент замещения снизится и будет составлять примерно 25%. Наслоение проблем пенсионного фонда, рост количества пенсионеров приведет к тому, что реальная пенсия должна будет уменьшиться, если ничего не делать. Таким образом, необходимость в преобразованиях и реформах назрела.По мнению разработчиков, пенсионная система должна базироваться на трехуровневой модели. Первый уровень – это государственная трудовая пенсия. Она формируется, как и сегодня, за счет отчислений страховых взносов работодателей и работников, определенная часть заработной платы которых перечисляется и сейчас в пенсионный фонд. Второй уровень – это корпоративная добровольная пенсия. Здесь потребуются дополнительные страховые взносы со стороны работодателя. Основанием для таких дополнительных взносов станет либо коллективный договор, либо прием на работу на особых условиях того или иного специалиста. Мы понимаем, что особые условия – это, скорее, исключение, чем правило. Остается коллективный договор. Однако для бюджетников обе возможности исключены, поскольку средства бюджета не будут расходовать на подобные цели. Такие расходы просто не предусмотрены. Возникнет дилемма: или повысить зарплату, или увеличить взносы на пенсионное обеспечение, которые к тому же будут получены человеком в некой отдаленной перспективе. Учитывая то обстоятельство, что заработная плата в системе образования и так бежит за уровнем цен, за средней заработной платой в экономике и никак их не догонит, можно предположить, что вряд ли работодатели станут осуществлять выплаты дополнительно на пенсию. Следовательно, для бюджетников – работников образования второй уровень практически ничего не дает. Третий уровень – частная добровольная пенсия, это те взносы, которые в добровольном порядке должен производить сам работник. Безусловно, работник должен думать о своей пенсии, но все же его гораздо больше беспокоит то, как он живет сегодня, хватает ли ему средств, чтобы обеспечить потребности на некоем достойном уровне нормального существования. Если посмотрим на заработную плату работников ДОУ Москвы, то увидим, что она в 2-2,5 раза ниже средней по экономике Москвы, почти во столько же ниже по сравнению с учителями, поэтому работники ДОУ отнюдь не находятся в ситуации, когда они будут отчислять свои добровольные взносы. Значит, они не смогут увеличить и размер своих пенсий в будущем. Если говорят, что первый уровень – государственный – должен выполнить требования МОТ, обеспечив 40% замещения утраченного заработка, то остальные приросты к пенсии должны быть за счет второго и третьего уровня, которые у нас отсутствуют. Таким образом, можно сделать вывод о том, что наши работники снова выйдут на минимальную пенсию. Если взять в качестве средней зарплату воспитателя в 25-27 тысяч рублей и посчитать, сколько составят от нее 40%, получится, что пенсия наших московских воспитателей составит 10 тысяч рублей, а у их коллег из регионов – в полтора-два раза меньше. Следовательно, одного выполнения требования о сорокапроцентном замещении утраченного заработка недостаточно. Надо повышать зарплату работникам дошкольных учреждений.Сегодня общество взволновано проблемой возможного увеличения пенсионного возраста. Справедливости ради нужно сказать, что такого пенсионного возраста, как в нашей стране, нигде больше не осталось. В европейских странах выход на пенсию происходит в возрасте 60-68 лет и для мужчин, и для женщин. Учитывая, что наша страна не самая богатая, мы прекрасно понимаем, что содержать такое количество молодых пенсионеров, которые продолжают работать, государство не может. Очевидно, что это проблема не пенсионеров, а государства, но тем не менее она существует. Соответственно предлагают различные пути ее решения. Для того чтобы заработать коэффициент замещения не ниже 40%, нужно иметь стаж не менее 30 лет. Для большего коэффициента и стаж должен быть больше. Учитывая, что в системе дошкольного образования работают главным образом женщины, то они теряют часть стажа в связи с уходом за ребенком. Воспитатель согласно современным квалификационным характеристикам должен иметь высшее образование. Очная форма обучения не засчитывается в стаж. Значит, в лучшем случае к 40% рубежу женщина-воспитатель подойдет к 55 годам, а если она хочет получить большую пенсию, например, на уровне коэффициента замещения 70%, то тогда она должна работать дольше, может быть, еще 5, может быть, еще 10 лет. Таким образом, происходит фактическое увеличение пенсионного возраста.Кроме того, есть специальная формула расчета пенсионного обеспечения, определяющая, сколько лет пенсионеру будут выплачивать пенсию. Размер пенсии зависит и от периода ее выплаты, который имеет довольно жесткое название «срок дожития». На сегодняшний день он составляет в среднем 19 лет. Естественно, кто-то проживет после выхода на пенсию 19 лет, кто-то 30 лет, а кто-то – 10. В 2015 году предлагают увеличить срок дожития уже до 21 года, значит, нужно перераспределить пенсию на большее количество лет, месяцев, что требует наличия в пенсионном фонде больших средств. После этого начиная с 2016 года предполагают устанавливать продолжительность этого периода ежегодно, и определять его должно Правительство РФ. Скорее всего в этих условиях фактического увеличения возраста выхода на пенсию избежать не удастся.Сегодня учитель может получать досрочную пенсию по стажу, но ее так и норовят отменить, против чего, естественно, выступают Общероссийский профсоюз образования и Федерация независимых профсоюзов России. В образовании есть категории работников, в их числе и педагоги ДОУ, у которых есть право на пенсию по выслуге лет. Имея 25 лет профессионального стажа, человек получает возможность начать получать пенсию раньше. Соответственно он имеет пенсионное обеспечение параллельно со своей заработной платой, что, в частности, для воспитателей детских садов немаловажно.Стратегия развития пенсионной системы предполагает пересмотр выплаты досрочных пенсий, к которым отнесены и пенсии по выслуге лет. Они должны быть преобразованы в результате увеличения отчислений в пенсионный фонд со стороны работодателей. Существует мнение, что досрочная пенсия ставит в особые условия определенных работников, на нее расходуются средства из общего пенсионного фонда, рассчитанного на всех. Восстановить «справедливость», по мнению разработчиков стратегии, можно, только увеличив отчисления со стороны работодателей с 2 до 6-9% в пенсионный фонд. И снова по отношению к бюджетникам возникает все та же проблема: вряд ли будут выделены дополнительные средства из бюджета на эти цели, если же отчисления будут проводить дополнительно, то это приведет к сокращению возможности повышения оплаты труда.В ближайшей перспективе педагогические пенсии сохранятся. В стратегии это определено так: «В отношении педагогических, медицинских и творческих работников предлагается сохранить право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на существующих в настоящее время условиях для лиц, выработавших половину и более требуемого стажа. Для иных работников указанной категории необходимо изменить механизм досрочного выхода на пенсию через постепенное увеличение требований к стажу, необходимому для досрочного назначения пенсии. Предлагаемый экономический механизм для пенсионного обеспечения бюджетников позволяет избежать увеличения страховой нагрузки на работодателей и к середине 2030-х годов обеспечит перевод данной категории пенсионеров на общие основания пенсионного обеспечения». Таким образом, реформа затронет интересы молодых работников, для которых возможность получить пенсию по выслуге лет может быть закрыта. В настоящее время после начала реформирования люди, имеющие 50% и более своего профессионального стажа, необходимого для досрочной пенсии, смогут ею воспользоваться.В современной пенсионной системе существует понятие накопительной части для тех, кто родился после 1967 года, то есть для нынешней наиболее трудоспособной части населения. При введении этой системы из пенсионных взносов начали формировать накопительную индивидуальную часть, с тем чтобы, когда эти люди выйдут на пенсию, они могли бы получить большую пенсию по сравнению нынешними пенсионерами. Однако выяснилось, что этот механизм не работает, поскольку отчисления идут в солидарную часть, которую распределяют на всех. Значит, у этих людей при выходе на пенсию, как и прежде, не будет возможности увеличить ее размер. В настоящее время Правительство РФ предложило уменьшить накопительную часть пенсии до 2%, а остальные освободившиеся проценты направлять в солидарную часть пенсии. Мы видим пересмотр подходов к современной пенсионной системе, непосредственно не связанный со стратегией ее развития, таким образом, вопрос о накопительной части пенсии остается открытым.Необходимость в преобразованиях и реформах назрела, но будут ли достигнуты желаемые результаты, опять же покажет время, практика.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте