search
main
0

Пеликан живет и развивается. Профессиональный учительский конкурс пройдет в этом году по новым правилам

Конкурсу «Учитель года России» исполняется 25 лет. За годы своей истории он стал поистине бесценной копилкой самого эффективного педагогического опыта, инновационных образовательных идей. Уроки лучших учителей России записаны на мультимедиадисках, многие конкурсные процедуры в последнее время стали проходить в открытом онлайн-режиме, с секретами мастерства и особенностями профессиональной жизни конкурсантов уже многие годы знакомит «УГ»… Конкурс помог сплотить ярких, творческих педагогов, в регионах создаются клубы учителей года. Развивается послеконкурсное, межрегиональное движение. Получают признание педагогические марафоны, слеты, форумы с участниками конкурсов разных лет. Многие из них становятся директорами школ, региональными министрами и членами правительства, депутатами… Хотя подавляющее большинство, по нашим данным, по-прежнему учительствует. Конкурс не прошел бесследно ни для одного из его участников. Финал конкурса все педагоги называют самым ярким событием в их профессиональной жизни.

Однако динамика его развития на федеральном уровне, в субъектах Российской Федерации, усиление внимания к нему со стороны общественности, государства, первых лиц страны, губернаторов, средств массовой информации, издательств, бизнес-структур и т. д. – серьезный повод задуматься над тем, что еще он может дать нашему образованию и как должен развиваться дальше. Особенно потому, что в этом, юбилейном, году педагогическое состязание будет организовано по обновленной модели, по новым правилам, закрепленным в Порядке проведения заключительного этапа Всероссийского конкурса. Каковы они и чем вызваны? Ведь сказал когда-то Эдисон: «Если вы делаете что-то точно так же, как делали это двадцать лет назад, значит, наверняка существует более удачный способ это делать». Конкурс «Учитель года России» является ровесником современной российской государственности. И вместе со страной он проходил периоды становления, преодоления трудностей, обновления, инновационного развития и творческого поиска оптимальных решений. Всегда молодой Пеликан в отличие от легендарной птицы феникс, сгорающей и возрождающейся из пепла, поддерживает много лет свою форму благодаря чуткости к веяниям времени и общественным запросам. Бережное отношение к традициям и ценностям, сформированным в течение нескольких десятилетий существования конкурса «Учитель года России», не мешает организаторам вносить творческие изменения, идти по пути постоянного совершенствования и развития. Традиции, накопленные в годы многолетнего существования конкурса «Учитель года России», должны интегрироваться с новыми требованиями к образовательному процессу, запросами сегодняшнего дня.В условиях современного развития России заметно возрастает роль образования в жизни общества. Модернизационные процессы и необходимость внедрения инноваций диктуют необходимость серьезных изменений в системе преподавания, а также выдвигают новые требования к позиции и роли педагога. Поэтому и возникла необходимость в разработке новой формы профессионального конкурса для лучших учителей страны. Реалии информационного общества требуют системного и постоянного обновления образования в связи с постоянно возникающими запросами и вызовами для стабильного развития и преодоления риска стагнации. В Российской Федерации на протяжении последних пяти лет происходят серьезные изменения в образовании – разработаны и находятся в стадии воплощения в практику федеральные государственные образовательные стандарты, принят новый закон об образовании, разработан и вступает в силу профессиональный стандарт педагога и т. д. Данные изменения не могут не сказаться на понимании эффективности педагогической деятельности учителя, целеполагании в образовательном процессе и миссии современной школы.В девизе финала конкурса «Учить учиться» нашло отражение важнейшее положение нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» о поддержке непрерывности образования на протяжении всей жизни человека. Поэтому постоянный профессиональный и личностный рост учителя становится залогом успешной реализации поставленных задач и общественных запросов. Через трансляцию лучших образцов педагогической практики и пропаганду инновационных педагогических идей может быть достигнута цель стабильного развития России через повышение качества образования.С введением новых образовательных стандартов в качестве изменившихся требований к преподаванию были выдвинуты направления, которые не могут оставаться без внимания тех, кто выстраивает концепцию федеральных конкурсов среди педагогических работников нового поколения и тех, кто принимает в них участие. Назовем главные из них. Прежде всего это компетентностный подход в образовании, подразумевающий комплексный характер, неразрывность знаний, умений, навыков, понимания и применения на практике, а также вовлечение учащихся в организацию учебного процесса и осознание направленности своей деятельности (целеполагание, рефлексия, оценка). Сегодня акцент сделан на метапредметность, межпредметные и внутрикурсовые взаимодействия, а отсюда – интеграционный подход и преемственность в образовании. Связь обучающей и воспитательной направленности образования так же обязательна, как и активная, самостоятельная деятельность учеников. Расширение информационного поля и поиск информации из разных источников (в том числе структурирование и анализ) становятся практически неизбежными составляющими в работе учителя и ученика, а дискуссионный, открытый характер преподавания (переход от однозначных оценок к обсуждению, аргументированию, выбору собственной позиции), повышение мотивации к образованию (проблемный подход, интерес) увеличивают шансы на успешное и результативное обучение.Принятая в 2014 году новая форма профессионального конкурса «Учитель года России», которая будет апробирована в сентябре – октябре этого года, не меняет свою изначальную сверхзадачу поиска, открытия, поддержки ярких личностей в педагогической среде. Она не отодвигает на второй план и задачу повышения профессионального роста, престижа педагогической деятельности. Усиливается и одновременно подчеркивается необходимость более эффективного выявления инновационных педагогических практик в образовании. Модель задает некоторые важные векторы, например, развития проектного мышления педагога, создания условий для непрерывного образования в течение всей его жизни, квалифицированного применения компетентностного подхода в преподавании, а также конструктивного сотрудничества всех участников образовательного процесса.Модель конкурса создана с учетом современных требований (общественных, нормативно-правовых, социального запроса и др.). Разработаны критерии и показатели, соответствующие принципам открытости, объективности, проверяемости и непротиворечивости. Предполагается организовать обмен опытом лучших педагогов страны и информировать общественность о существующих тенденциях в образовании. Все это в итоге будет содействовать становлению единого образовательного пространства России и мотивировать педагогов к дальнейшему профессиональному развитию.При разработке подходов к критериям и показателям оценки конкурсных заданий обращалось внимание на показатели эффективности деятельности педагога, определенные в методических рекомендациях Министерства образования и науки РФ. Поэтому, приступая к подготовке к конкурсным процедурам заочного и очного туров, конкурсанту следует помнить о необходимости реализации дополнительных проектов (экскурсионные и экспедиционные программы, групповые и индивидуальные учебные проекты обучающихся, социальные проекты и др.), об организации (участии) системных исследований, о мониторинге индивидуальных достижений обучающихся, динамике индивидуальных образовательных результатов (по результатам контрольных мероприятий, промежуточной и итоговой аттестации), о реализации мероприятий, обеспечивающих взаимодействие с родителями, наконец, о создании элементов образовательной инфраструктуры (оформление кабинета, музея и пр.).В новом формате конкурса также важны такие показатели профессионального и личностного развития педагога, как организационная культура (в том числе и элементы проектного мышления), исследовательская и правовая культура, культура достоинства личности, рефлексивная культура, коммуникативная культура, интеллектуальная культура (широкий кругозор), информационная культура.Предлагаемая структура профессионального конкурса педагогов включает восемь основных форм, которые объединены общей моделью, имеют взаимосвязи между собой, связаны с компетенциями педагога в разных областях в соответствии с требованиями ФГОС и современными подходами в образовании. Основным инструментом при отборе лучших педагогов является проектная деятельность педагога, которая имеет потенциал эффективного оценивания умений педагога устанавливать взаимосвязи между теоретическими знаниями и практическими действиями, обучающими, воспитательными и развивающими эффектами в образовании, учебной и воспитательной работой, предметными, метапредметными и личностными результатами образования, широким кругозором преподавателя и его профессиональной подготовкой в своей предметной области.Финальная часть конкурса проводится в два этапа: заочный и три очных тура. Заочный тур «Методическое портфолио» включает три конкурсных задания: «Интернет-ресурс», «Методический семинар» и эссе «Я – учитель». Очная часть состоит из трех туров, которые включают следующие задания: «Урок» (первый тур «Учитель-профи»), «Мастер-класс», «Педагогический совет», «Образовательный проект» (второй тур «Учитель-мастер»), «Круглый стол образовательных политиков» (третий тур «Учитель-лидер»). Модель представлена в виде схемы 1.В заочной части отбора уделяется особое внимание информационной компетентности педагога. Материалы доступны не только экспертной группе или ограниченному кругу заинтересованных людей, а в соответствии с требованиями информационной открытости и доступности планируется создание широкого доступа общественности на заочном и очном этапах отбора лучших педагогов. Соотношение баллов каждого конкурсного задания определяется организаторами конкурса с учетом мнения экспертов, учителей – участников конкурсного движения. Большая ошибка считать, что на конкурсе «Учитель года России» побеждает педагог-актер. Артистические таланты, конечно, не остаются незамеченными во время публичных выступлений учителя, но только в том случае, если таковые дарования органичны и уместны, а главное, подкрепляются высоким педагогическим профессионализмом. На протяжении многих лет организаторы стараются развенчать эти мифы и проводят линию на профессиональную акцентированность, отделение объективного от субъективного, что получалось с разной степенью успешности. Поэтому в новом формате делается еще один шаг в данном направлении.Основа конкурса «Учитель года России» не соперничество, а профессиональное общение. Его участники уже победители. И не зря основной лозунг «Учить учиться» совпадает с положением нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и международными нормами о поддержке образования на протяжении всей жизни человека. На конкурсе нет проигравших. Здесь главное не участие, как в олимпийском лозунге, а профессиональное развитие, самосовершенствование, продвижение передовых практик, поиск творческих идей, лучшего педагогического опыта в стране. Конкурсанты – потенциальные маяки дальнейшего развития системы образования в Российской Федерации. Досадно, что некоторые представители региональных властей, отправляющие учителя на конкурс исключительно за победой, с повышенным градусом ожидания войти в число 15 или 5 лучших, оставляют за кадром потенциал конкурса как творческого, инновационного, профессионального ресурса, который может быть максимально полезным для регионального образования.Кратко остановимся на описании подходов к проведению и оцениванию перечисленных конкурсных процедур, обращая особое внимание на их критериальную составляющую. Предварительно следует подчеркнуть, что трудно уложить в прокрустово ложе баллов педагогическое творчество, поэтому, как и в современном фигурном катании, важно найти оптимальный баланс между технологизацией оценивания и сохранением эмоциональной составляющей, не потерять душу учительской профессии в погоне за формальными процедурами.Заочный тур претерпел определенные изменения по форме и содержанию. Кроме того, значительно выросла его «цена». Баллы, полученные конкурсантом на этом этапе, не исчезают бесследно и переходят в очный тур. Сделана попытка не только сформулировать более четко критерии оценивания, но и разработать конкретные показатели (в некоторых случаях и вопросы), способствующие большей объективности и открытости экспертизы материалов, помогающие членам жюри и общественности аргументировать свою позицию при определении лучшего опыта. Материалы будут размещены в открытом доступе на интернет-площадке педагога (личном сайте, странице или блоге сайта образовательного учреждения).Экспертиза методического портфолио проводится на основе нормативно-правовых требований к развитию системы образования, главных направлений государственной политики в области развития образования и экспертного мнения о новизне, актуальности, обоснованности, результативности, адекватности поставленным целям и задачам, реалистичности, четкости, логичности и последовательности изложения, учете метапредметности и компетентностного характера современного образования, гуманистического подхода в обучении, воспитании и развитии учащихся (см. табл. 1).Конкурсное задание «Методический семинар» показывает способность конкурсанта к осмыслению и представлению своей педагогической практики на основе анализа и соответствия требованиям ФГОС нового поколения. Оно проводится в формате компьютерной презентации (до 20 слайдов) с пояснительной запиской (до 5 страниц формата А4), где должен быть представлен краткий план, целеполагание, анализ педагогического опыта участника финала, обоснование инновационности в методических подходах к преподаванию (в том числе и через обзор литературы по проблеме методического семинара с видением разных подходов и показом новизны в своих материалах). Материал размещается на официальном сайте конкурса «Учитель года России». Задание показывает способность учителя ясно, корректно и четко представить методический опыт своей педагогической деятельности. Важно выстроить материал технологично, чтобы данный опыт мог быть применен другими учителями. Конкретные примеры показывают степень воплощения теоретических положений на практике, а также показ умения выделить ключевую проблему семинара и обосновать ее значимость в современном образовании (см. табл. 2). Конкурсное задание эссе «Я – учитель» раскрывает мотивы выбора учительской профессии, показывает педагогические принципы и подходы конкурсанта к образованию, показывает понимание миссии учителя в современном мире. Формат эссе позволяет участникам конкурса в свободной форме с использованием литературных образов, примеров из разных областей жизни показать свое понимание особенностей учительского труда, проявить широту своего научного и личностного кругозора, заявить о мировоззренческой позиции (см. табл. 3).Очный тур конкурса «Учитель года России» начинается с конкурсного задания «Урок», формат которого на протяжении многих лет прекрасно известен любому педагогу по его повседневной педагогической практике. Долгие годы на конкурсе он имел другой вариант названия – «Учебное занятие», со своими временными рамками и параметрами. Возвращаясь к «уроку» как к традиционной по названию и продолжительности основной форме учебно-воспитательного процесса, мы не делаем шаг назад и не отдаем дань укоренившейся классно-урочной системе, а обозначаем принципиально новые задачи перед конкурсантами. Урок, ставший в новой модели конкурса практически единственным конкурсным испытанием первого очного тура, приобретает особый вес и значение. Именно здесь и сейчас учитель должен продемонстрировать то, чем владеет (или владеет не в полной мере): профессионализм и мастерство, талант педагога – воспитателя, психолога, гражданина. Показать, что конкурсант незаурядная личность с высокой гуманитарной культурой. Здесь не избежать понимания того, что есть сегодня «современный урок», как он трансформировался за последние годы, как преобразился и какие новые очертания приобрел в соответствии со временем, с учетом изменений в системе образования. Разумеется, современный урок, тем более конкурсный, требует от учителя проявления своего творческого потенциала, самостоятельности, умения ориентироваться в ситуации. И конечно, он должен стать своего рода художественным произведением, явлением искусства, где важно достичь единства формы и содержания.  Знание своего предмета рассматривается как фундамент, без которого нет учителя, а его способность выходить на межпредметный и метапредметный уровни – незыблемые требования к участникам конкурса. Важно и то, как использует педагог различные методики и источники информации при рассмотрении вопросов по содержанию своей предметной области, как включает универсальные учебные действия в учебное занятие, устанавливает коммуникации, как организует сотрудничество с учащимися и учащихся между собой, как, наконец, достигает продуктивности занятия и запланированных результатов, включает приемы рефлексивного анализа и умеет проводить рефлексию собственной педагогической деятельности. (см. табл. 4).Обратим внимание на вопросы, которые помогут экспертам и самим педагогам провести анализ и самоанализ. Один из критериев – «личность учителя» – позволяет не упустить эмоциональную составляющую и общее впечатление от проведенного урока. Он имеет достаточно субъективный характер и не имеет решающего или, точнее, определяющего значения, при этом позволяет не упустить и этот важный компонент оценивания. Проведение урока неотделимо от самоанализа и ответов на вопросы экспертов. Ирина ДИМОВА, первый заместитель главного редактора «Учительской газеты», кандидат педагогических наук;Андрей ИОФФЕ, руководитель Центра общего образования ГБНУ «Московский институт развития образования», доктор педагогических наук

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте