search
main
0

Пехотинцы словесности

​Наталья СОЛЖЕНИЦЫНА, президент Русского общественного фонда помощи преследуемым и их семьям (Фонд Солженицына):

–  Для нашей страны жизненно важно изменить то жалкое положение, в котором оказалась литература в школе. Если не переломить сегодняшнюю тенденцию, то школа в ее гуманитарном блоке превратится в массовое воспроизводство невежества. Если средний выпускник не может грамотно выразить свою мысль или хотя бы пересказать чужую, то аттестат какой зрелости ему выдают?Уже сегодня всем понятно, что конкурентный выигрыш в этом жестоком мире обеспечивают не запасы сырья, а качество образования и творческий потенциал людей. При этом оторвать физиков от лириков и поставить только на первых – это стратегия проигрышная. Она обернется лишь тем, что мы будем иметь второй сорт физиков, потому что влияние искусства и литературы на интеллектуальные достижения незримо, но огромно. Эйнштейн не случайно говорил: «Достоевский дает мне больше, чем любой научный мыслитель, больше, чем Гаусс».Мне кажется, что действительно вернуть выпускной экзамен по литературе в школу чрезвычайно важно. Но механический возврат сочинения и даже механический возврат тех часов, которые у литературы отобрали, проблемы не решит. Проблема упирается в качество преподавания в школе, в том числе и в качество подготовки школьных учителей. А они столкнулись еще с новой бедой, которая их душит сегодня, с неслыханной формальной отчетностью, которая съедает все их время и пресекает всякую инициативу. Это было задумано для того, чтобы контролировать работу слабых учителей. Но эта отчетность слабых учителей не усиливает, а сильных – полностью стреноживает.И получается, что в той борьбе, которая идет за сохранение культуры и литературы, наши учителя – пехотинцы, то есть самая многочисленная и самая уязвимая часть. Они не поддержаны тяжелой артиллерией, а именно телевидением и кино. Это значит, что все их усилия, какими бы героическими они ни были, обречены. В той ситуации, в которой сегодня находится наше общество, когда оно расколото,  единым учебником истории единства не достичь. Только Толстой ответит детям, чем люди живы, только Достоевский научит их состраданию.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте