search
main
0

Педуниверситет – это бренд, который нужно сохранить. Взгляд изнутри

Меня искренне тревожит ситуация, сложившаяся с педвузами в России. Нам необходимо просчитывать все на несколько шагов вперед, ведь мы обучаем учителей, которые выйдут из наших стен только через 5 лет. Для этого нам необходима четкая система школьного образования. К сожалению, в ближайшем будущем я пока не могу сказать, что она понятна обществу, в том числе педагогическим вузам. 12-летняя школа, профильная школа – где они в том виде, в котором заявлялись? Появилось предшкольное образование – но останется ли оно в дальнейшем? К чему мы должны готовить школьных учителей сегодня? В этой полной неопределенности обучать завтрашних педагогов очень сложно.

При этом работодатели нередко предъявляют нам претензии в части слабой практической подготовки выпускников. Но ведь система бакалавриата, который будет вводиться с 1 сентября 2009 года, еще почти вполовину урезает имевшуюся практическую подготовку. Как быть с решением этой проблемы? Мы пока сохраняем летнюю практику – после II или III курса студент обязан отработать хотя бы одну смену в детском лагере. Это дает хорошие навыки общения с детьми, тем более в той стихии, где они не скованы школьными рамками. Так что общение с детьми в школе для выпускника уже не проблема. Сейчас мы потеряем эти 4 летние недели и еще половину из тех, которые были до этого заложены стандартом подготовки специалистов.

Есть вопросы и по бакалавриату. Ведь что для нас означает подготовка к переходу на бакалавриат? Учебные часы сократятся на 20%, значит, я должен примерно в такой же пропорции сократить коллектив. Кого именно, на каких факультетах? Я не могу ответить себе на эти вопросы, потому что боюсь столкнуться с изменением ситуации в будущем. Судите сами: сейчас катастрофически сокращается число поступающих на специальности «физика», «химия», «биология», причем по всей стране. Означает ли это, что нам нужно сокращать преподавателей на этих факультетах? Я ведь прекрасно понимаю, что через некоторое количество лет общество ощутит нехватку этих учителей и от нас опять начнут требовать «естественников», а кто их будет готовить?

А возьмите ситуацию с небольшой, преимущественно сельской школой. Бакалавр там возьмет основную массу часов в основной школе. Оставшуюся часть в старших классах, возможно, профильных, по идее должен вести магистр, как более высококвалифицированный педагог, но часов там недостаточно для ставки. Никто не поедет в село на полставки! А это значит, что преподавать их будет тот же бакалавр и его выпускники будут хуже сдавать ЕГЭ, чем в других школах, а значит, не смогут поступить в вузы и техникумы. Замкнутый круг!

В этом году мы провели небольшой эксперимент: объявили набор бакалавров по 6 направлениям – желающих были единицы, так что от этих групп пришлось отказаться.

Я не против двухуровневой системы, но для классических университетов, а не для педагогических. Наши реформаторы ориентируются на опыт Запада, но ведь в Европе нет педагогических вузов, там не готовят учителей специально. Однако закон уже принят. Сейчас вопрос в том, будут ли для нас сделаны исключения, как это сделано для вузов в системе ФСБ, погранслужбы, медицинских вузов…

Но самая главная проблема, конечно, заключается в том, что очень маленький процент выпускников – причем не только педвузов, вообще высших учебных заведений – идут в школу. Мы проводили анкетирование наших студентов на тему, что нужно сделать, чтобы молодые люди шли на работу в учреждения образования.

Самый распространенный ответ – предоставить жилье. Это и вправду самая насущная проблема: молодому учителю даже с зарплатой в 10 тысяч рублей не дадут ипотечного кредита. И как девчатам и парням заводить семью?

Другая большая проблема – зарплата. Мы проводили опрос и на этот счет. В среднем ребята хотели бы получать на ставку минимальный оклад в 9 с небольшим тысяч рублей – с возможностью зарабатывать сверх этого. А в реальности, чтобы зарабатывать более-менее прилично, нужно брать по 2 ставки нагрузки, а значит, прощай, личная жизнь. Если мы этих двух проблем не решим, то ни переход на двухуровневую систему высшего образования, ни другие реформы не помогут нам вернуть в школу молодежь.

По данным управлений образования, в школу приходят 55-60 процентов наших выпускников, другой вопрос – сколько человек там задерживается? На этот вопрос мы ответить не можем, потому что информация не отслеживается через год-два. Ее собрать достаточно проблематично – многие девушки фамилии меняют и т.д. Многое зависит еще от полученной специальности: педагогов дошкольного и коррекционного воспитания, учителей младших классов идет в школу намного больше, чем учителей информатики или иностранных языков, которые уже на 4-5-м курсе зарабатывают по 15 тысяч рублей и больше. Однако среди преподавателей вузов и ссузов Челябинской области наших компьютерщиков и преподавателей иностранного языка довольно много (в том числе и в педуниверситете).

Вообще мы гордимся своими выпускниками. Приведу примеры: из нашего вуза вышли более 10 ректоров, два полномочных посла, две олимпийские чемпионки, более 500 народных и заслуженных учителей СССР и РФ, гордимся мы и учителем года России-2005.

Наши студенты имеют прекрасную подготовку по всем видам педагогической деятельности. Более 75% педколлектива имеют ученые степени.

Очень сильна у нас и подготовка студентов в области применения ИКТ. Ею руководит профессор Дмитрий Шаевич Матрос, который сам руководит разработкой электронных учебников и которого хорошо знают на федеральном уровне. Сами студенты тоже активно пишут программы и делают электронные продукты. База у нас для этого отличная – мы выиграли по гранту Национального фонда подготовки кадров целый мультимедийный комплекс. В вузе 33 кабинета с современным компьютерным оборудованием (около тысячи машин, то есть на

1 компьютер приходится 5-6 человек). Все издания в нашей библиотеке внесены в электронный каталог. Организована электронная книговыдача, оборудованы залы для работы с электронными носителями информации, для выхода в визуальный зал диссертаций государственной научной библиотеки.

Кроме основной специальности мы даем нашим студентам массу дополнительных умений и навыков, которые им могут пригодиться в жизни. Скажем, окончив наше отделение туризма, молодой учитель может и в поход ребят повести, и кружок туристический организовать. Есть у нас и единственный в области профессиональный студенческий отряд спасателей. Они проходят практику на площадках МЧС, там же получают сертификаты и удостоверения, кое-кто даже уходит потом на работу в эту систему. Ребята участвуют и сами проводят межшкольные и даже межвузовские соревнования. Так же с самодеятельностью – наши студенты проявляют себя очень творческими людьми. Уже лет 14 в «Студенческой весне» по количеству призовых мест наши лидируют. Многие выступают на профессиональных площадках, в том числе за рубежом.

Дополнительное образование организовано по 50 специальностям.

Словом, педагогическое образование – это уже бренд, но сама система сегодня активно нуждается в государственной поддержке.

Виталий ЛАТЮШИН, ректор Челябинского государственного педагогического университета

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте