search
main
0

«Пьедестал» для учителя. Каждый имеет право на ошибку

Десять лет назад, начав работать психологом в школе, я удивлялась, когда опытные, хорошие учителя рассказывали о самых ярких случаях из своей педагогической практики. Они не говорили об удачных уроках, победах на конкурсах, наградах и званиях. Они вспоминали отношения с трудными учениками, сложный процесс завоевания доверия у класса, исповеди ребят… Позже я поняла – когда учитель перестает радоваться соприкосновению с тайной души своих учеников, ему становится неуютно в школе. Он перестает быть учителем.

Неудовлетворенность содержанием профессиональной деятельности, отсутствие признания труда со стороны учеников и коллег, вечная нехватка денег, особенно когда нет других интересов, кроме работы, могут приводить к феномену сгорания. Суть его заключается в чрезмерной усталости, потере интереса к результатам своего труда вследствие физического, эмоционального и духовного истощения. Впервые о феномене сгорания заговорили западные исследователи. Джон Холт, например, считает, что одной из самых пагубных причин, ведущих к сгоранию, является позиция человека, поставленного на «пьедестал». По-моему, именно эта позиция формируется у педагогов еще в период их обучения в вузе. И в педагогическом, и в общественном сознании существует установка: мы желаем видеть в школе Учителя с большой буквы, достойного восхищения и подражания.

Позиция «на пьедестале» разрушительна для учителя. Она предполагает соответствие не просто высоким, а очень высоким требованиям. А это значит: отсутствие права на ошибку, постоянное напряжение физических и духовных сил, изматывающая боязнь не оправдать ожиданий, возлагаемых окружением. На основе концепции защитного поведения, созданной Вирджинией Сатир, можно даже выделить несколько типов учителей, занявших место на «пьедестале». К сожалению, их – большинство.

Учитель-начальник. Для него «пьедестал» – власть. Он требует от учеников послушания. Он все знает и все умеет, считает себя образцом для подражания. Зная тайные страхи учеников, использует их для поддержания своего авторитета. Считает, что только он, учитель, должен знать «правильный» ответ на любой вопрос, поэтому не допускает инакомыслия.

Учитель-мученик. «Пьедестал» для него – бесконфликтность. От учеников ждет послушания. Идет на большие жертвы ради пустяков, всегда выступая миротворцем. Испытывает постоянное чувство вины, взваливает на себя чужие проблемы, и этим пользуются многие ученики, другие, напротив, боясь огорчить учителя, не делятся с ним своими бедами.

Учитель-компьютер. «Пьедестал» – компетентность. Все, что его интересует, – информация, факты. Вещая прописные истины, он похож на робота. Это закрытый, холодный учитель. На уроках скучно, потому что превзойти его в знаниях все равно невозможно. Трудно ждать от учеников интереса к таким занятиям.

Учитель-приятель. Его «пьедестал» – дешевая популярность. От учеников требует хорошего отношения к себе. Это снисходительный товарищ, готовый все и всегда простить. Беззаботен, заражает учеников легким отношением к жизни, препятствуя формированию у них чувства долга и ответственности.

А вот учитель без «пьедестала» – это учитель-партнер. Он скорее лидер, чем начальник, допускает возможность своей и чужой ошибки. Искренен, его слова не расходятся с делами. Умеет слушать, чувствителен к состоянию учеников, способен принимать детей такими, какие они есть. Главное, чему он учит, – оставаться людьми в любой ситуации. Таким учителем можно стать, только веря в себя, принимая себя. Джон Холт полагает, что надо быть учителем, помогающим учащимся в их собственной активности, а не учителем, подтягивающим их до заданного уровня. Учитель с маленькой буквы – это совсем не маленький человек. Это просто человек без «пьедестала». Он имеет право на ошибку, он, как и его ученики, переживает, мучается, радуется. Обучая других, такой педагог способен расти и развиваться вместе с ними, он умеет помогать, когда помощь действительно необходима. Главное, что он дает детям именно то, чего они ждут: поддержку и веру в них, в их способность учиться, преодолевать трудности и делать открытия. Основной инструмент в работе такого педагога – не знание предмета и не владение методическими приемами, а он сам, его личность. Не зря мудрые родители, выбирая учителя для своего ребенка, в первую очередь интересуются как раз тем, что он за человек и как относится к детям.

Чтобы преодолеть феномен сгорания, учитель просто обязан иметь другие увлечения, кроме работы. К тому же, если среди его друзей окажутся представители других профессий, будет возможность восполнять свои жизненные и информационные ресурсы. Учителю вредно все время сдерживать себя. Надо выговариваться, делиться переживаниями с окружающими. В особенно напряженные дни полезно переключаться на дела, доставляющие удовольствие. И награждать себя! Может быть, шоколадкой, а может быть, посиделками в приятной компании. Если чувствуете, что кругом плохо и не везет, идите к людям! Но только к тем, с кем вам хорошо. К счастью, для учителя-партнера такими людьми часто бывают его ученики. Стоит зайти в свой класс, увидеть глаза детей, почувствовать, что ты нужен им, как все проблемы уходят на задний план.

Юлия ЛЕЩИНСКАЯ, руководитель методического общества психологов Таврического района, педагог-психолог ленинской средней школы №4, пос. Таврическое, Омская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте