Тамара ЭЙДЕЛЬМАН, заслуженный учитель России, учитель истории гимназии №1567: – Я согласна с тем, что школа должна воспитывать. Боюсь только, что мы разные вещи под этим понимаем. Если это означает, что нужно будет, как в былые времена, писать цель урока и на каждом уроке объяснять, как надо Родину любить, это будет профанацией и девальвацией.
А вообще мне кажется, естественно для учителя воспитывать ребенка, только не в лоб, а общением, своей личностью. Если здороваться, входя в класс, то это, что для всех людей нормально, может сделать любой учитель. Все время в школе ставят знак равенства между воспитанием и внеклассной работой. Конечно, это очень важный фактор воспитания, но мне просто кажется, что в идеале воспитание должно проходить со всех сторон. С одной стороны, родители воспитывают именно своей личностью, а не поучениями, которые уже дети не воспринимают, а с другой стороны, подчас их ценности приходят в противоречие с ценностями, которые декларирует общество и государство. Все мы находимся под разными влияниями – разных людей, разных событий, разных книг, подростки ищут для себя какие-то авторитеты, чем разнообразнее будет выбор, тем лучше. Мне кажется, что одна из функций воспитания – в переходном возрасте эмансипация детей от родителей. Они родителям говорят куда меньше, чем другим взрослым людям, я понимаю, что у мам это вызывает ревность, но детей куда больше волнуют отношения с противоположным полом, какие-то личностные качества. Им нужен взрослый человек, с которым можно было бы просто поговорить.Индивидуализм, доведенный до предела, приводит к очень неприятным вещам, но конкуренция, направленная в здоровое русло, дает большие результаты, особенно в сочетании с некоторыми коллективистскими ценностями. Что касается коллектива, то я имею счастье уже много лет работать в школе, где огромное количество разнообразных коллективных мероприятий, а коллективизм очень ценится. В советские времена наши школьники ездили в Эстонию, работали там в отрядах, для массы поколений это важнейшие воспоминания, у нас сегодня есть слет, в котором принимает участие вся школа, и еще много чего другого, что нацелено на единство, а в чем-то и на конкуренцию, и на развитие отдельной личности. Я точно могу сказать: есть путь, при котором коллективные ценности и воспитание личности могут сочетаться. Это называется уважение к человеку. Моего сына Митю Алешковского воспитывало неописуемое количество человек. Он противостоял воспитанию как скала, но теперь регулярно благодарит маму с папой за то, что мы его так сформировали. Я считаю, что мои хорошие дружеские отношения с множеством выпускников во многом основаны на том, что они еще мои выпускники, что у нас было много совместных дел в школе, что мы много вместе путешествовали с классами: ходили на байдарках, участвовали в спектаклях. Воспитание естественный процесс для школы. Марина АРОМШТАМ, писатель, журналист, педагог, главный редактор интернет-журнала о детской литературе «Папмамбук»:- Вообще проблема воспитания сложная, и ее нельзя отметить одной печатью: мы знаем, где правда, а где ложь. Я говорю как человек, который долго работал с детьми, который занимался театром, где играли родители и дети. Я совсем недавно была в школе, где выпускники собрались, чтобы восстановить спектакль-мюзикл, который они играли, будучи старшеклассниками. Когда родитель видит своего ребенка на сцене и этот ребенок прекрасен, очень выразителен, то меняется отношение к нему. Я помню свое учительское ощущение: у тебя сидит на уроке Дима, вытаскивает из-под соседа стул, в процессе ты готова его убить много-много раз, тебе нужно очень много профессиональной сдержанности. Но параллельно ты готовишь спектакль, который требует от тебя много пота и крови, тебя все спрашивают: «Зачем все это нужно?» – и ты не можешь ответить зачем, до того момента, когда гаснет свет, выходит этот Дима во фраке, у него сияющие глаза, в руках гитара, и ты понимаешь, что увидела это одухотворенное лицо, а значит, в течение следующей четверти ты его не убьешь. Это действует и на родителей, у которых тоже много поводов раздавить ребенка. Есть вещь, которая работает на самого ребенка, когда педагог, который с ним взаимодействует, ставит перед ним задачу, позволяющую этому Диме через сцену вырасти. Любого ребенка можно вывести на сцену и дать ему чувство превращения в прекрасное существо. Иногда оказывается, что это сильно действующая вещь. Но мне кажется, важно понимать, что есть театр, а есть шоу-бизнес. Когда у губернатора Полтавченко нас так отсылают к античности – дети, вымазанные серебряной краской, идут на кораблики, изображают там каких-то статуй, это не театр. Есть область искусства, а есть область такого откровенного шоу-бизнеса, как конкурс красоты. У нас свои критерии прекрасного и представления о том, что есть такое ребенок. Для меня как для психолога и педагога существует проблема ранней профессионализации, и эта проблема параллельна проблеме шоу-бизнеса, так же как и проблема тех видов спорта, которые рано начинаются – у ребенка наступает пора, когда он должен открывать для себя какие-то перспективы, начать принимать какие-то решения, у него начинается карьера. Что касается конкурсов красоты, то я бы от них отодвинулась, так как за этими девочками-участницами стоят вполне определенные представления о детском счастье, о счастье вообще.Когда мы говорим, что это вопрос, касающийся родителей, то получается, что все блага ребенка сидят в родителях, которые на протяжении долгого времени определяют, что ребенку хорошо, а что плохо. И оказывается, что предел мечтаний – это чтобы ребенка показали по ТВ. При этом деньги – вещь вторичная, главное – слава. Она олицетворяется со счастливым билетом, это доминирующее представление о счастье. К какому возрасту у ребенка формируется кругозор, когда он может принимать собственные решения?Это все зависит от ребенка и от того, насколько родитель пестует это качество. Я думаю, что есть семьи, где ребенку предлагают принимать решения с того момента, как он начинает говорить местоимение «я». Это критический возраст примерно с трех лет, когда ребенок начинает говорить про себя «я». Это личностное самосознание, когда с ним можно обсуждать решения, которые по его поводу принимают. Ребенка нужно направлять, все время его учить. Нельзя психологически насиловать детей. Нельзя пролезать в щелочку за гениальностью детей, он у меня гениальный, а я – его мама. Необходимо ставить перед ребенком трудные задачи и помогать их реализовывать, приобщая не к шоу-бизнесу, а к высокому искусству.
Комментарии