search
main
0

Педагогов двух стран объединяет стремление к новому. Путевые заметки преподавателя в самолете из Германии в Россию

​Девяти победителям в разных номинациях конкурса «Педагог Москвы-2012» была обещана стажировка в одной из зарубежных стран. Департамент образования свое обещание выполнил.

Много ярких манящих точек – такой представляется Германия с высоты 11 тысяч метров. И похожим образом я ощущаю свою стажировку – как много интересных запоминающихся событий, встреч, идей, которые еще предстоит осмыслить… Первое впечатление в Берлине – школа. Мы поехали туда сразу с самолета, это посещение символично явилось стартом и нашего путешествия по Германии, и программы стажировки. Сразу бросилось в глаза отсутствие турникетов и охраны в здании. Такую ситуацию невозможно представить в московских школах, где системы охраны развиты достаточно широко, причем часто на основе последних технологических достижений (без электронной карточки лучше не приходить). Нас встретил директор школы Уве Рункель. Руководитель с энтузиазмом отвечал на многочисленные вопросы нашей делегации, помогая нам погрузиться в действительно своеобразный мир образования Германии. В частности, в принимавшей нас школе принято совместное обучение разноуровневых учеников. Одновременно учатся три потока: начинающие, продолжающие и выпускные группы. При этом более опытные ученики помогают своим младшим одноклассникам в учебе. По мере освоения дидактических единиц ученики получают специальные знаки о том, что владеют этой областью знаний. Причем это происходит не в ходе экзамена для всех, а в индивидуальном порядке в соответствии с темпом усвоения конкретного ребенка. Еще одна любопытная идея, подсмотренная в школе Уве Рункеля, – механизм распределения школьников по занятиям. Чтобы выбрать предмет, ученики помещают значок со своей фотографией и именем рядом с аналогичным значком учителя-предметника. Получается подвижное расписание с реальным расположением детей и преподавателей на конкретный момент времени. Директор школы показал нам кабинеты, столовую и даже театр. Притом что школа не может похвастаться хорошим техническим оснащением (было замечено только несколько устаревших компьютеров), то, что есть, продуктивно используется. В классах и коридорах – продукты учебной и творческой деятельности детей и педагогов, много плакатов и поделок. В целом сложилось впечатление, что приоритетны для школы свобода самовыражения и социализация детей.Другая встреча с образовательной системой Германии состоялась в Байроте. Здесь мы ознакомились с несколькими учебными заведениями Германии. Интересным опытом стало посещение детского сада. Со стороны темное здание за высоким забором-решеткой не выглядело как детское учебное заведение, но это впечатление оказалось обманчивым. Внутри садика были все условия для удовлетворения потребностей ребенка. Здесь важна каждая деталь окружающей среды – разная на ощупь фактура пола, специальное стекло, в котором по-разному отражаются объекты, всевозможные лесенки, переходы и лабиринты. Воспитатель рассказала, что занятий как отдельной формы работы здесь не проводится, но дети могут познавать мир через окружающую их развивающую среду. Основной контингент садика – дети преподавателей, которые работают в университете, на территории которого он расположен.Университет как раз и был следующим пунктом нашей программы. Было приятно встретить там и наших соотечественников – студентов МГПУ. Немецкие коллеги рассказали нам о структуре вуза, направлениях работы и особенностях вступления в Болонский процесс. К этому времени мы уже имели представление о системе образования Германии из лекции руководителя нашей группы В.Костиной. В частности, знали, что студенты, которые хотят стать учителями, обучаются не менее двум основным специальностям и могут вести в школе два разных предмета. Им также нужно периодически проходить курсы повышения квалификации. Презентация такого курса тоже была частью нашей программы. Представитель курсов рассказал, что они преимущественно практико-ориентированные, психологические или методические, основаны обычно на диалоге участников, а не лекции преподавателя. Причем курсы предлагают в том числе и профессорам университетов. В частности, это может быть курс по проведению эффективной лекции или по особенностям работы с разными категориями слушателей. В университете нам показали открытый урок по физике и лаборатории. Для меня, как для человека не искушенного в физике, многие вещи были открытием. Мы запускали волны, наблюдали работу лазера и исследовали жидкие кристаллы. Преподаватель определил свою задачу по-философски широко – показать разнообразие мира средствами своего предмета. По сути, в этом, пожалуй, заключается смысл любого предмета и механизм преодоления предметоцентричности в преподавании.Между тем университет жил своей жизнью. Раздавали бесплатный фруктовый лед, приглашения на университетские события, газеты с фотографиями потенциальных руководителей студенческого самоуправления в преддверии выборов в этот орган. Мы прошли через кампус в столовую, надо сказать, что это был один из самых вкусных обедов в нашей поездке.Ярким впечатлением стажировки стало посещение классической немецкой гимназии, имеющей более чем трехсотлетнюю историю. За чашкой чая директор Franz Eisentraut – солидный мужчина лет сорока, рассказал нам об особенностях своего учебного заведения: изучение латинского с 5-го класса, в старших классах – язык по выбору, включая древнегреческий. В принятии важных решений на уровне класса активно участвуют родители. Зачисление в вуз происходит по результатам аттестата гимназии, что дает стимул хорошо учиться. Директор сформулировал три принципа работы гимназии: – видеть ребенка, а не предмет;- не считать с учеником до двух, если он может считать до трех;- быть небезразличными  друг к другу.Говоря о контроле качества преподавания, Франс Айзентраут высказал мысль о том, что из 6 уроков, которые в среднем в день есть у гимназистов, хотя бы четыре должны быть лучшими. Мы задали вопрос, как он определяет лучший урок и что делает с учителями, которые не показались ему таковыми. Оказалось, что речь идет о саморефлексии. Учитель должен сказать сам себе, что этот его урок вышел очень хорошо, а вот в другом классе не очень, и совершенствоваться исходя из своего понимания профессионального развития. А директор должен руководить не в традиционно понимаемом смысле руководства как контроля за всем и всеми, а с позиции понимающего и принимающего инициативы своих подчиненных. «Руководить – значит приводить в движение», – резюмировал Франс Айзентраут.После беседы нам показали классы, учительскую и лаборантские, полные необходимого оборудования. На выходе из гимназии я обратил внимание на группу немецких старшеклассников. В ответ на немой вопрос одного из них, с интересом смотрящего на нашу группу, директор ответил, что гимназия принимает лучших учителей из Москвы.Знакомились мы не только с традиционными элементами образовательной системы, но и с инновационными формами организации учебного процесса. Во Франкфурте-на-Майне на традиционной выставке достижений науки и техники нам показали так называемый нанотрак (буквально «truck» означает «грузовик»). Это передвижная лаборатория, на первом этаже которой можно проводить опыты, а на втором – лекционные мероприятия. По приглашению школы такой грузовичок может приехать к старшеклассникам, чтобы ознакомить их с научными достижениями в какой-либо области и дать попробовать поэкспериментировать самостоятельно. Например, с помощью специального тренажера можно буквально путешествовать внутри клетки. Управление осуществляется руками и ногами, а траектория движения видна на большом экране впереди. Таким образом, ученик учит строение клетки не сидя за партой, а находясь в движении. Можно выбрать в клетке любой органоид и, подойдя, выполнить задание, связанное с ним. Также лаборатория позволяет провести различные опыты, например изучать ДНК в слюне. Для этого есть все необходимое оборудование и реактивы.Увиденное и услышанное мы обсуждали между собой и с профессором В.Ясвиным. Интересно, что разработанная им модель экспертной оценки учебных заведений эффективно работает не только на российской почве, но и в условиях немецкой образовательной системы. Как раз использование этого универсального инструмента позволяет делать какие-либо выводы о различиях между школами и вузами России и Германии. Это подтвердилось и тем, что на семинаре Витольда Альбертовича вся наша группа указала примерно одни и те же координаты одной из посещенных нами школ на схеме «Модели школьных организаций». В результате я утвердился в своем ощущении того, что школа в Германии более свободна в широком смысле этого слова, меньше зависит от внешней административной оценки, отдает приоритет социализации детей, более внимательна к их индивидуальности. Наша школа в целом больше нацелена на результат, приоритет отдается качеству знаний, обучению по заданным моделям.При этом наиболее объединяющая черта наших систем образования, на мой взгляд, тенденция поиска новых форм, методов, средств и содержания, наиболее отражающих запросы современного усложняющегося мира. Однако важно, чтобы этот поиск опирался на традицию, здравый смысл и четкое понимание того, что мы хотим получить в итоге.Петр СТЕПИЧЕВ, доцент кафедры английского языка МГПУ, член координационного комитета Ассоциации учителей английского языка Москвы (MELTA)

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте