search
main
0

Педагогика Станиславского в образовании

​Принципы, заложенные нами в основу эталонной модели дополнительного образования, использующей театральную педагогику, выдвигают особые требования как к организации учебного процесса, так и к самим педагогам.

Хороший педагог превращается из транслятора готовых знаний в организатора творческого процесса, консультанта, со-творца, своеобразного связного между миром детей и миром взрослых только тогда, когда он сам находится в постоянном творческом поиске. Особенность театральной педагогики состоит в том, что, если хотя бы один из педагогов использует в своей работе ее принципы, рано или поздно это потребует перестройки работы всего коллектива в целом, включение его в коллективное педагогическое творчество. Это в свою очередь предполагает особую организацию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, что возможно через систему ассистентуры, где обучение принципам и методам театральной педагогики проходит в непосредственной педагогической и творческой деятельности и, что не менее важно, в научно-методической и исследовательской деятельности под руководством мастера.Путь становления мастера в идеале требует четырех этапов: обучение методике в качестве ученика (школьника или студента); наблюдение в качестве ассистента-волонтера за обучением методике старших школьников, студентов или слушателей факультета переподготовки кадров; педагогическая стажировка в качестве второго педагога при обучении студентов или слушателей факультета переподготовки кадров; самостоятельная завершенная педагогическая деятельность в качестве руководителя класса или курса. Таким образом, мастерство передается из рук в руки методом постепенного, послойного освоения секретов.При разработке эталонной модели для системы дополнительного образования в области искусства необходимо было учитывать некоторые особенности этой системы. Любая образовательная система, и в частности система дополнительного образования в области искусства, – живая развивающаяся система, это означает, что в ней нет объекта воздействия, а есть субъекты взаимодействия. Кроме того, образовательный процесс существенно отличается от производственного, в первую очередь тем, что он направлен не на создание или формирование, а на развитие. Мы не создаем что-то по заранее придуманной схеме, мы создаем условия для становления и развития, обучающийся не пассивный материал или продукт, а активный участник процесса. Особенность живой системы в том, что ее элементы не статичны, они находятся в непрерывном процессе развития, будучи субъектами взаимодействия. Виктор Слободчиков считает, что в развивающихся системах происходит постоянное взаимопревращение и преобразование связей и отношений. Сущностное преобразование сложившихся связей и отношений такой системы приводит к возникновению системы нового типа или нового уровня.Предлагаемая нами эталонная модель подразумевает подход, который основан на принципе педагогики Константина Станиславского, применявшемся в его студиях: «Уча – учись». Станиславский призывал своих ассистентов-педагогов создавать благоприятные условия для самостоятельного поступательного развития творческой личности ученика, прорастания его индивидуальности, без подталкивания к готовому, заранее известному результату. Эти требования, предъявляемые ко всему педагогическому коллективу, а не только к преподавателям по мастерству, подразумевали активный самостоятельный творческий поиск каждого преподавателя и педагогическое творчество коллектива в целом. Это самый трудный путь как для педагогов, так и для учащихся, но это единственный эффективный путь воспитания творческой личности.Еще один важнейший принцип педагогики Станиславского – принцип «зерна», то есть развитие от простого, но целостного живого – к сложному целостному живому. Этот принцип мы также считаем основополагающим для нашей эталонной модели. Перенос этого принципа на образовательную систему решает проблему мозаичности картины мира, складывающейся у ребенка в процессе обучения, ее оторванности от реальной жизни, позволяет сохранить целостность детского мировоззрения на каждом этапе его развития. Можно предположить, что это меняет и отношение детей к обучению, усиливая мотивацию.Согласно этим принципам сам процесс обучения строится на основе системно-деятельностного подхода, в котором предполагается личностная творческая активность учащегося. Под деятельностью подразумевается не единичное действие, а логика действий, выстроенная по законам режиссуры. При таком подходе развитие компетенции, которая добывается и осваивается учащимися самостоятельно в процессе практической деятельности – образовательный результат, не самоцель. На первое место выходит игра как процесс, как образ жизни и способ познания мира, игра как законченная художественная форма. Понятие системно-деятельностного подхода указывает на то, что результат может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь. Предполагаем, что разработанный коллективом кафедры подход к подготовке педагогических кадров для работы с детьми в образовательной области «Искусство» мог бы стать моделью подготовки и переподготовки педагогических кадров для всей системы образования.Создание открытой художественно-творческой среды в пространстве современного образования осознается сегодня как насущная потребность для всей образовательной системы в целом. В новой личностно ориентированной парадигме образования среда – это активное насыщенное пространство, которое предоставляет возможности для реализации личной образовательной траектории. Педагогика искусства владеет практиками, позволяющими создавать такую среду, ими она может поделиться с более широким педагогическим сообществом.В процессе научно-исследовательской, экспериментально-практической и педагогической деятельности в течение последних 10 лет сотрудники нашей кафедры создали целостную систему непрерывного дополнительного театрального образования. Эта система включает программы дополнительного театрального образования для детей младшего и среднего школьного возраста, предпрофильные и профильные программы для учащихся 9-11-х классов, а также программу профессиональной переподготовки педагогических кадров для детских театральных коллективов. Система дополнительного образования предполагает довольно широкую вариативность логики развития для субъектов образовательного взаимодействия и самой системы. Это может быть логика ступеней обучения, определенных временным промежутком, когда на каждой ступени обучаются дети приблизительно одного возраста или одного стажа пребывания в коллективе. Другая логика предполагает переход со ступени на ступень в индивидуальном порядке, в соответствии с индивидуальной скоростью развития. Еще одна логика, наиболее часто встречающаяся в детских театральных коллективах, предполагает развитие субъектов образовательного процесса в соответствии с индивидуальной траекторией внутри разновозрастного коллектива.Собственно говоря, опыт практической работы по созданию этой системы и ее теоретическое осмысление легли в основу предлагаемой нами эталонной модели, которая может быть использована для широкого применения как в различных областях образования, так и для модернизации системы образования в целом. Предлагаемая нами модель не только полностью соответствует требованиям современной концепции образования, но и предлагает реальные практические пути реализации этой концепции.Александр АНДРЕЕВ,зав. лабораторией кафедры эстетического образования и культурологии МИОО;Татьяна КЛИМОВА,методист кафедры эстетического образования и культурологии МИОО;Елена КОСИНЕЦ,методист кафедры эстетического образования и культурологии МИОО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте