Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Педагогика сотрудничества реализуется в творчестве

УГ - Москва, №15 от 13 апреля 2010. Читать номер
Автор:

Наше учреждение для детей, имеющих серьезные речевые нарушения, что накладывает определенный отпечаток на формирование личности ребенка в целом: на развитие интеллектуальной, сенсорной и эмоциональной деятельности. Кроме того, к нам часто обращаются за помощью родители детей с ослабленным здоровьем и с ограниченными возможностями в развитии, с сочетанными дефектами.

Именно поэтому коллективу нашего учреждения было предложено вступить в систему инклюзивного образования. Наша цель – создать такой детский сад, который одновременно посещают дети с общим недоразвитием речи и дети с различными нарушениями развития. К детям с ОНР относятся ребята без видимых проблем общения и дети с проблемами общения, выраженными в значительной мере. К нам приходят дети, не сумевшие адаптироваться в жизни самостоятельно, без помощи специалистов.

Коррекционно-развивающая работа в нашем детском саду опирается на современные представления о взаимосвязи и взаимодействии в развитии психики и практической деятельности, их взаимодействии в формировании личности ребенка.

Известно, что деятельность в своем развитии постоянно меняет психологическое содержание в зависимости от обобщения субъектом опыта своей деятельности, который формирует образ мира ребенка и определяет его ориентировку в окружающей действительности. Деятельность строит психику. Бездеятельность, отсутствие возможности чем-то заняться ведет к депривации личности, ограниченности ее возможностей. Важнейший механизм полноценного развития личности начиная с раннего детства – деятельность ребенка, ее разнообразные виды: игра, общение, труд, конструирование, учебная, художественная, музыкальная, двигательная. На разных этапах развития те или иные виды деятельности выступают в качестве ведущих: в период младенчества – ориентировочно-исследовательская, в период раннего детства – предметная деятельность (в быту, в игре). Для обеспечения полноценного развития ребенка необходимо единство развивающей предметной среды и содержательного общения взрослых с детьми. Именно поэтому коллектив нашего учреждения стремится создать предметную среду, отвечающую закономерностям развития деятельности и педагогическим задачам различных возрастов, представляющую собой систему предметных средств, насыщенных играми, пособиями и оборудованием, материалами для организации самостоятельной деятельности детей. Комплексное содержание коррекционно-педагогического процесса обеспечивает необходимые условия для обогащения всех сторон развития ребенка и образовательного процесса, обеспечивающего его обучение.

Работа специалистов детского сада основывается на личностно ориентированном подходе, цель которого обеспечить чувство психологической защищенности – доверие ребенка к миру, развитие его индивидуальности. Деятельность педагогов детского сада опирается на уже отмеченные положения детской, возрастной, специальной психологии и коррекционной педагогики. В соответствии со спецификой учреждения наиболее актуальны:

– принцип единства диагностики и коррекции развития, который основывается на комплексной диагностике и анализе социального развития ребенка;

– принцип учета общих тенденций развития нормального и аномального ребенка, то есть аномальный ребенок должен пройти все стадии онтогенетического развития, как и нормально развивающийся ребенок;

– принцип развивающего обучения, который учитывает как особенности возраста, так и особенности структуры нарушения;

– принцип непрерывного коррекционного воздействия в целях максимальной адаптации к современным социальным условиям;

– принцип личностно ориентированного подхода к каждому ребенку.

При поступлении в детский сад каждый ребенок проходит психолого-педагогическое обследование. Обследование носит комплексный характер и проходит по следующим направлениям:

– внешний вид ребенка;

– состояние общей и мелкой моторики;

– уровень развития восприятия и мышления;

– уровень сформированности представлений об окружающем мире;

– уровень развития речи и коммуникации;

– уровень развития игровой и изобразительной деятельности;

– состояние навыков самообслуживания;

– особенности развития личности ребенка и его поведения.

Выстраивая свою работу с детьми, мы стремимся, чтобы наш детский сад для ребенка стал продолжением семьи, а иногда не продолжением, а настоящей семьей, так как некоторые дети живут в неполных или неблагополучных семьях.

Как дети попадают в наш детский сад? Некоторых детей направляют к нам из ЦВЛ, некоторых приводят родители с жалобами на отставание в речевом или психологическом развитии.

Занимаясь с детьми, мы помогаем каждому ребенку двигаться собственным путем, но в то же время стремимся подготовить всех наших детей к школе, соответствующей их индивидуальным возможностям. Для достижения поставленных задач следует осуществлять целенаправленный, грамотный подбор детей в группы. Очень большое значение имеет наличие профессионального коллектива специалистов-единомышленников.

Состав детей у нас очень разнообразный: от детей с полным отсутствием речи до более тонких аномалий, с расстройством эмоционально-волевой сферы, с нарушениями обменных процессов, отклонениями в психомоторном развитии. Следует отметить, что в последние годы все чаще стали попадаться дети не с одной проблемой, а с сочетанными дефектами, что усложняет оказание им коррекционной и психологической поддержки. Для таких детей у нас организована группа кратковременного пребывания, где дети посещают детский сад до обеда, при этом постоянно получая коррекционную помощь, организованную специалистами детского сада, и участвуя в жизни нашего учреждения.

При формировании групп мы стремимся объединить детей так, чтобы каждый из них как бы дополнял остальных: наряду с детьми без ярко выраженных проблем, которые должны составлять не менее половины группы, можно включить ребенка гипер- или гипоактивного, ребенка с нарушением общения или ребенка с нарушением эмоционально-волевой сферы. Главное, чтобы специалист мог удерживать в поле своего зрения всю группу, не отвлекаясь на одного ребенка. Путь ребенка в детском саду выстраивается в соответствии с его диагнозом и его индивидуальными возможностями. Мы обращаем внимание не только на его биологический, но и психологический возраст. Ребенок попадает на занятия в адекватную ему группу. Для решения речевых, двигательных, интеллектуальных, сенсорных проблем дети объединяются в мини-группы для посещения занятий у специалистов детского сада (логопедов, дефектолога, психолога и других). Идеи интегративности, межвозрастной общности, «семейности» проявляются и в том, что дети вместе играют, гуляют, участвуют в досугах, театральных представлениях, праздниках.

Во время занятий за столом с логопедом и воспитателями очень важно, чтобы занятия были максимально разнообразными, содержали игровые моменты. Мы стараемся, чтобы при построении занятий были неожиданность, загадка, возможность самому найти решение задачи. Важно, чтобы дети при этом не боялись заданий, с которыми они могут не справиться, ведь многие оценивают себя критично. Дети должны с пониманием относиться к трудностям других: сегодня не выходит, а завтра получится. При проведении коррекционного занятия педагоги стараются исподволь подвести детей к идее игрового решения задачи, не навязывая при этом своего сюжета, а позволяя детям самим сделать выбор. Главная задача – дать возможность ребенку проявить то неповторимое, что в нем есть, закрепить положительный эмоциональный эффект, поощрить наблюдательность.

Большое внимание в детском саду уделяется и вопросу взаимоотношений с родителями наших детей. Очень часто дети испытывают на себе проблемы своих родителей. Мы понимаем, что не можем изменить родителей, и не ставим перед собой такую задачу. Однако мы стремимся помочь взрослым понять и принять своих детей, научить жить с ними одной жизнью. Для этого мы стараемся чаще общаться с родителями, отвечать на все вопросы, касающиеся ребенка. Объясняем, что родители должны выполнять задания логопедов совместно с детьми, развивая у них при этом предметную и орудийную деятельность (различные совместные поделки), чтобы они акцентировали внимание детей на окружающей действительности – «Мой дом», «Моя улица», «Профессия моих родителей», беседовали об этом с детьми, делали совместные поделки, фотоальбомы. Все это, на наш взгляд, позволяет сформировать у них психологию сотрудничества, ведет к лучшему взаимопониманию, приучает видеть в родителе друга. Особая роль в достижении психологии сотрудничества принадлежит совместному проведению досугов и праздников. Мы даем возможность родителям принять посильное участие при проведении концертов «Мы – музыкальная семья», «Моя мама играет на гитаре»; предлагаем помощь при подготовке костюмов для выступлений театрального коллектива (в которых принимают участие воспитанники старшего возраста, достигшие успехов в развитии коммуникативной деятельности), при изготовлении декораций для игр-драматизаций, в которых принимают участие их дети; стараемся вводить в канву праздников такие виды игровой деятельности, с которыми дети справляются лучше родителей.

Таким образом мы стараемся дать детям необходимые знания и привить полезные навыки, развить интеллектуальные и творческие способности, укрепить уверенность в себе, научить общаться с разными людьми в разных ситуациях. В результате наши дети оказываются достаточно подготовленными для выхода в социум, легче находят свое место в жизни.

Вот уже десять лет действует в нашем саду театрально-художественная студия «Колокольчики». Руководитель студии Ольга Маликова – педагог дополнительного образования, почетный работник среднего профессионального образования. Нам есть чем гордиться! За эти годы мы стали лауреатами Международного фестиваля национальных искусств «Красота спасет мир», многократными победителями театрального фестиваля «Театр нашей надежды», организуемого Управлением образования Центрального округа. Особенно мы гордимся своими победами на городском фестивале «Надежда» для детей с ограниченными возможностями разнопрофильных учреждений Москвы.

Мы помним свое первое участие в этом фестивале с танцевальным номером «Белоснежка и семь гномов». Опыта участия в таком крупном фестивале у нас не было, а желание показать красивый номер было огромное. Мало поставить красивый номер, надо его красиво преподнести, очень большую помощь оказали нам родители. Мама одного из «гномиков» сшила замечательные яркие костюмчики и башмачки с бубенчиками. Невозможно было не умиляться на эту забавную компанию на сцене знаменитого концертного зала «Россия».

Выпускники нашего детского сада с благодарностью вспоминают наши репетиции, спектакли, поездки с концертами. Они звонят, приходят в гости в детский сад.

Что дает детям педагогика дополнительного образования в детском саду компенсирующего вида? Дети с большой радостью занимаются в студии. Ребенок-артист, ребенок-танцор, ребенок-певец – большая радость, залог хорошего настроения для детей и возможность раскрепощения, самоутверждения в группе. Тихий и незаметный в группе, он вдруг становится раскованным, уверенным и значимым, а как же иначе, ведь он играет роль смелого пастушка в сказке «Волшебная дудочка». В спектакле-балете «Муха-Цокотуха» есть танец пчелок – нужно быстро, ловко передвигаться по сцене мелкими шагами. Одна из пчелок не может легко бегать, она не может бегать вообще, ребенок просто ходит по сцене. Таковы проблемы развития ребенка. Но мы не отчаиваемся, продолжаем работать. Какова же была наша радость, когда пчелка «полетела»! Задорный характер танца, веселая музыка и упорная работа педагога сделали свое дело. И это одна из наших маленьких, но таких важных побед!

На гала-концерте лауреатов фестиваля «Надежда» молодой корреспондент спросил у Ольги Маликовой: «Трудно ли заниматься с детьми с проблемами в развитии?» Она ответила так: «Да, это непросто: требуется больше внимания к детям, терпения, времени, индивидуальный подход и какие-то свои, со временем наработанные методики!» Это в самом деле так, но результат работы радует и руководителя студии, и родителей, и, самое главное, детей!

Очень большую роль в успехе работы студии играет наш творческий союз с педагогическим колледжем №5. Дело в том, что руководитель коллектива «Колокольчики» одновременно работает преподавателем этого колледжа, во всех спектаклях, представлениях принимают участие студенты. Результат оказался неожиданно очень удачным. Дело не только в том, что студенты исполняют какие-то взрослые роли, идет процесс сотворчества, сотрудничества двух поколений. Студенты с первых курсов своей учебы в колледже имеют возможность общаться с детьми, работать с ними, а дети с большой гордостью исполняют свои роли вместе с взрослыми артистами. Наш творческий союз известен в городе, мы выступали на многих в городских площадках. До сих пор, например, вспоминают нашу танцевальную композицию «Алые паруса». А к 65-летию Победы мы совместно с колледжем поставили танцевальную сюиту «Письма с фронта». Это очень трогательный номер, смотреть его без слез невозможно.

В организации многочисленных концертов активное участие принимают воспитатель детского сада Н.Фролова и руководитель театра танца «Экзерсис» ПК №5 А.Лельевр.

Татьяна СОКОЛОВА, заведующая детским садом №1472


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту