search
main
0

Педагогика – кубик Рубика

Целый год 11-й класс с интересом следил за тем, как их любимый учитель истории и классный руководитель Бато Баторович ЦЫДЫПОВ боролся за звание «Учитель года Республики Бурятия-2003». Победу праздновали вместе. Потом было много событий – экзамены, выпускной, поступление в вузы. Кижингинская СШ имени Хоца Намсараева осталась позади.

В сентябре у многих начнется учеба, но за успехом своего учителя бывшие выпускники будут наблюдать так же внимательно. А когда Бато Баторович поедет на Всероссийский финал, многие из них вспомнят, как при помощи своего учителя истории они успешно выступали на ежегодных научно-практических конференциях «Шаг в будущее», как переживали сами, как волновались домашние. И кто-нибудь обязательно позвонит домой к Цыдыповым, чтобы узнать у его домашних последние новости, подбодрить и успокоить.

С незапамятных времен мы сосуществуем между собой в режиме учитель – ученик. Педагогика останется раз и навсегда установленной ипостасью. Перед педагогом всегда стояла большая и ответственная задача собирать воедино пеструю мозаику из прошлого и настоящего, транспортировать многообразие идей в личность. Первобытный человек с безымянного материка и степенный профессор из Н-ска решают одни и те же задачи. Разница в сумме знаний, но неизменными останутся вечные категории. Разнятся фетиши, почитаемые символы, но конечная цель – внутренняя свобода.

В околофилософичных дискуссиях природу человека принято делить на «рациональный Запад» и «иррациональный Восток», однако в эпоху глобализации ценностей подобное размежевание теряет четкие контуры.

Для меня педагогика всегда будет сродни кубику Рубика в руках ребенка невундеркинда. Как его ни крути, всегда останется обратная сторона видимой плоскости, где есть несобранная палитра.

«Пока мы не вникнем мыслью в то, что есть, мы никогда не сможем принадлежать будущему»

(Мартин Хайдеггер «Бытие и время»).

Одно из основных препятствий, возникающих на пути у педагога, – преодоление временных координат без ущерба для настоящего, то есть здесь и сейчас данного. В частности это касается учителя истории, у него на пути столько соблазнов проецировать фрагменты прошлого в настоящее. Если они преодолены, значит, урок состоялся. Долг учителя есть постоянная саморефлексия. Характерной чертой современного космополита является осознание того факта, что учения Будды, Христа и Мухаммеда есть лишь разные корабли на пути к истине. Объективное мировосприятие, расширение мыслительной Ойкумены, умение абстрагироваться от действительности – все это в совокупности становится своего рода трамплином перед актом саморефлексии. И надпись на портале храма в Элладе подтверждает мои слова: «Познай самого себя». Постоянное осознание того, что ты – связующий времен, гражданский долг перед моралью веков, высказывания славных мужей прошлого и настоящего – вот составные учителя истории.

Если позволительна перефразировка известных сентенций, то новые страницы истории пишутся, когда забываются старые. Однако род людской не всегда оглядывается на прародителя исторических наук, человеку свойственно каждый раз изобретать велосипед. Отсюда вытекает еще один долг учителей – сделать так, чтобы велосипед вышел совершенным.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте