search
main
+1

Педагогика для праправнука: 220 лет великому педагогическому футурологу князю Владимиру Одоевскому

Выдающийся российский педагогический мыслитель и просветитель Владимир Федорович Одоевский [1804–1869] был одним из властителей дум своего времени. Впечатляет широта его интересов и поприщ приложения таланта – государственный и общественный деятель, философ и футуролог, просветитель, издатель и цензор, библиограф, писатель-сказочник, автор мистиче­ских и фантастических повестей и рассказов, талантливый музыкант и музыкальный критик, химик и электротехник, транспортник и даже кулинар. Он обо­гатил и во многом предвосхитил развитие многих направлений культуры, прогностично обосно­вал модель общего образования школы ХХI в.

Всем нам с детства знакомы произведения Владимира Федоровича – «Городок в табакерке» энци­клопедия для детей, первый совершенный образец худо­жественно-познавательной сказки и исполненная подлинной поэтичностью сказка «Мороз Иванович», ставшая классикой отечественной детской литературы.

Все исследователи его наследия отмечали мощный экзистенциальный накал творчества Одоевского, «экзотически уникальный духовный мир». По выражению философа В.В. Зеньковского «Одоевский не имел большой славы при жизни, еще меньше по смерти, но мы должны без колебаний отвести ему очень существенное место в развитии русской философии в первую половину ХIХ века». Добавим и в истории отечественной педагогики и просвещения.

Давно назрела необходимость воздать по достоинству этому гениальному мыслителю – футурологу, прекрасному детскому писателю и замечательному общественному деятелю.

С веком наравне

Владимир Федорович Одоевский последний потомок древнего княжеского рода Рюриковичей родился 13 августа 1804 года Его отец Федор Сергеевич происходил по прямой линии от черниговского князя Михаила Всеволодовича, замученного Батыем в 1246 году.

А вот мать – Екатерина Алексеевна, урожденная Филиппова, – женщина редкой красоты, весьма живого и самобытного ума, была из незнатной и небогатой семьи. Ее отец имел личное дворянство и был отставным прапорщиком. Даже широко распространено мнение, что она была крепостной.

В юные годы семья Одоевских балансировала на грани бедности (тяжело болевший отец умер, когда Володе было 4 года). Сам он позднее с горечью вспоминал о своем, «социально ущемленном и полусиротском детстве», которое протекало среди малообразованной и малокультурной родни со стороны матери, грубого, алчного и невежественного отчима. Все это породило глубокую раздвоенность в сознании подростка и чувство отчужденности от родных, отравлявшее ему жизнь десятки лет.

С 1813 по 1822 годы Владимир получал образование в Московском университетском Благородном пан­сионе, где учились многие будущие русские писатели и декабристы. Один из известных декабристов — Александр Иванович Одоевский — был двоюродным братом Владимира Федоровича и человеком, близким ему по убеждениям.

Это привилегированное учебное заведение, основанное поэтом М. М. Херасковым, являлось, в сущности, подготовительным факультетом старейшего университета России, отличалось многообразием изучаемых здесь наук и высоким уровнем преподавания. Лекции читались лучшими университетскими преподавателями.

Воспитанники имели право выбирать предметы, что и позволило Одоевскому сосредоточить внимание на словесности, русском языке и основных началах философии. В пансионе поощрялись занятия литературой, переводы, диспуты; воспитанники посещали проходившие в зале пансиона заседания «Общества любителей российской словесности».

Безусловно, в период обучения у Одоевского сложился фундамент его мировоззрения, который оставался достаточно неизменным на протяжении его жизни. В его многогранной личности проявлялись как внешние пласты: государственная и придворная деятельность, связанная с аристократическим происхождением; служение на общественном и просветительском поприще – так и внутренние ипостаси – напряженные занятия наукой и литературой в домашних условиях и, еще более, его потаенные размышления.

Уже в юные годы (в 1823 году) В.Ф. Одоевский органи­зовал и возглавил «Общество любомудрия» (слово «любомудрие» это дословный перевод понятия «философия») — философский кружок, объединивший многих талантливых и благородных людей, озабоченных судьбой Отечества и поисками истины. В его литературно-музыкальной гостиной (уже в Петербурге, куда он переехал из Москвы в 1826 году) собирались лучшие представители интеллигенции: Пушкин, Вяземский, Гоголь, Лермонтов…

Просветительская деятельность князя – демократа

Очень плодотворно трудился просветитель на ниве социального милосердия. Князь был одним из организаторов Общества посещения бедных, занимавшегося устройством детских приютов, школ и больниц. С работой Общества и было связано его первоначальное увлечение педагогикой и дет­ской литературой.

С 1838 по 1845 годы  В.Ф. Одоевский находился во главе Комитета главного попечительства для учреждения детских приютов. Целью создания приютов педагог-гуманист ставил не просто дать кров детям беспризорным и из неблагополучных семей, но и способствовать всестороннему и гармоничному развитию их личности, и в физической, и в умственной, и в нравственной, и в духовной сферах.

Созданная с В.Ф. Одоевским по всей территории России сеть таких приютов, оказала су­щественную помощь семье и детям в тяжелых социально­-экономических условиях, сложившихся в России в 30–40-е годы XIX в. Знаменательно, что просветитель, несмотря на свое аристократическое происхождение, не делал различия в воспитании детей разных сословий, за что современники называли его князем-демократом.

Став в 1846 году заместителем директора Императорской публичной библиотеки и заведуя Румянцевским музеем, Одоевский общался с известными учеными, а также с мно­жеством людей из самых разных социальных и культурных слоев русского общества. В то же время Одо­евский сотрудничал в журнале «Отечественные записки».

Значительна деятельность В.Ф. Одоевского в 1840-е годы в качестве консультанта по педагогическим вопросам и члена Ученого совета при Министерстве государственных имуществ. Этим передовым ведомством при его деятельном участии для детей го­сударственных крестьян за 15 лет было открыто более 2600 школ.

В последние годы жизни (с 1862 года), проведенные вновь в Москве, он был сенатором, участвовал в создании Мо­сковской консерватории и Русского музыкального общества.

Литературная субкультура детства

В 1830 – е годы В.Ф. Одоевский создает основной корпус своих романтических и мистических литературных произведений. По образному выражению его биографа В.И. Сахарова: «В портретной галерее деятелей пушкинской поры лицо Одоевского привлекает внимание спокойной энергией, ясным, твердым взглядом серо-голубых глаз, отразившейся в них напряженной работой глубокой самобытной мысли. Это именно русский мыслитель, деятельный всеобъемлющий ум, упрямо стремящийся к воссоединению всех раздробленных частей знания. Таким пришел молодой Одоевский в отечественную литературу пушкинской поры, таким навсегда запечатлен он в ее истории».

Обращение Одоевского к детской литературе тесно связано с его склонностью к просветительству, но у него был и прирожденный талант писателя. Художественная манера его отмечена сложным взаимодействием отвлеченной философской мысли с глубоким проникновением в жизненные характеры и явления.

Хорошо об этом написал еще «неистовый Виссарион» – В.Г. Белинский: «Его лучшие произведения обнаруживают в нем не только писателя с большим талантом, но и человека с глубоким, страстным стремлением к истине, с горячим и задушевным убеждением, – человека, которого волнуют вопросы времени и у которого вся жизнь уделена мысли».

Писателю принадлежит приоритет создания нового жанра в детской литературе – научно-фантастической сказки с отчётливо выраженными жанровыми признаками. Причем сочинитель переводил любое событие народной сказки из социального плана в высоко нравственный.

На первом периоде литературного творчества – в 1830 – е годы – В.Ф.Одоевский создает «Детские книжки для воскресных дней» и «Пестрые сказки с красным словцом» (1833). В них рассказчик Ириней Модестович Гомозейка (таким псевдонимом автор подписал это свое произведение) преподносил читателям в аллегорической форме то или иное нравоучение.

В это же время создано его классическое произведение – «Городок в табакерке» (1834). В ней научный материал (обучение механике, оптике и другим наукам) был подан в столь занимательной и близкой к детской психологии форме, что это вызывало у детей восторженный отклик.

   На втором этапе литературного творчества – в 1840 – е годы – В.Ф. Одоевский создает произведения для чтения в детских приютах, составившие два сборника: «Детские сказки дедушки Иринея» (1840) (псевдоним Одоевского) и «Детские песни дедушки Иринея» (1847), а так же сказку «Мороз Иванович» (1847). Дедушка Ириней олицетворял собой образец наставника — строгого, но доброго и тонко понимающего ребенка.

В.Ф.Одоевский, безусловно, не трактовал ребенка как «недоделанного взрослого», а первым в отечественной педагогике выделял особую субкультуру детства. Первоначальный этап – до начала подросткового возраста – для мыслителя представлял особый мир, где детские фантастические представления и народные поверья содержат в себе особую поэтическую мудрость и подспудные знания, которыми юный человек еще не овладел сознательно.  Поэтому воспитание и обучение должно происходить в занимательной и близкой к детской психологии форме. В этом посыле строилась созданная им методическая и учебная литература: «Азбука для употребления в детских приютах» (1839), «Наука до науки. Книжка дедушки Иринея» (1844).

Популяризатор культуры

По выражению В.И.Сахарова «В.Ф. Одоевский, как и его идеал М.В. Ломоносов, был энциклопедистом, поражавшим   собеседников обширностью знаний, оригинальностью и силой ума». Технократическое отношение Одоевского к проблеме просвещения отмечено пристальным интересом к научно – техническому прогрессу, к тем возможностям, которые открывает перед человечеством познание и подчинение сил природы.

Велик вклад князя в новое тогда дело популяризации науки для народа.  Его популяризаторские сочинения были совершенно небывалым для России делом. Четыре книги «Сельского чтения», впервые изданные им в 1843–48 годах и содержавшие сведения из разных областей знаний выдержали множество переизданий и прослужили вплоть до Октябрьской революции. Сборники произвели большое впечатление на В.Г. Белинского, который отмечал вслед за их выходом, что они «составят собою эпоху в истории начинающегося у нас образования низших классов». Эти сборники предвосхитили толстовские народные издания.

Большим просветительским потенциалом обладают его литературоведческие и культурологические произведения: «Русские ночи», «Последний квартет Бетховена», «Себастиан Бах», «Импровизатор», «Елладий», «Княжна Зизи» и «Княжна Мими».

Педагогическое просвещение

Вклад Одоевского в российскую педагогику намного значительнее и многограннее его непосредственной педа­гогической деятельности и собственно педагогических тру­дов. Для мыслителя педагогическая деятельность – часть общей заботы о просвещении русского народа. Для него характерно стремление к всеобщему просвещению, важен демократический смысл собственной просветительской деятельности.

Князь был, безусловно, страстным патриотом, стремящимся органично соединить западные общечеловеческие достижения с основами русской цивилизации. Свое высокое представление о духовной силе русского народа он сочетал с убежденностью, что только на путях общемирового просвещения Россия достигнет материального благоденствия, культурного расцвета и нравственного достоинства. Он не разводил науку и нравственность, напротив, видел в науке, в просвещении в целом, главную созидательную силу в утверждении нравственного начала в мире.

Такая направленность определила стержневую, характерную для творчества В.Ф. Одоевского, тему народности, нерасторжимо слитую с проблемой просвещения. Собственно просвещение, его эквивалент – знание, каким оно предстает у Одоевского, – элемент философии истории, социальный смысл которой – достижение счастья. Хотя Одоевский различает четыре вида жизни человечества – наука, искусство, любовь, вера в свое совершенствование, в свое достоинство – понятие «просвещение» интегрирует у него все эти слагаемые и выступает как синоним общественного самосознания.

Развитие «нравственного инстинкта» детской личности

Основной категорией педагогики для В.Ф. Одоевского, безусловно, являлось воспитание. Главная задача нового воспитания научить ре­бенка «быть человеком», помочь стать гражданином, развить его душу и привести к движению мышление. Владимир Федорович называл это «нравственным инстинктом» и считал основанием всех знаний. Такое безусловное знание Одоевский связывал с особой способностью души – «инстинктуальной силой человека».

По убеждению гуманиста, в воспитании по-новому должны быть расставлены приоритеты: на первый план необходимо вывести не ценность знания, а ценность чело­века, для которого эти знания есть уникальная возможность собственного развития, то есть школа для ученика, а не ученик для школы.

Целью воспитания является воспитание человека. Оно должно быть направлено на привитие детям гуманных альтруистических черт личности. В таком ключе мыслитель пропагандировал новое воспитание, направленное на самодеятельность, активность и самосознание воспитанника.

Одоевского особо волновала проблема бездуховности человека, жизнь предложила ему массу примеров того, как деградирует человек, увлекшийся лишь заботами о своем материальном благополучии и тем самым повергший в нищету свой внутренний мир. Он рассматривал личность в системе ее общественных отношений и никогда не противопоставлял ее обществу.

Впечатляющая картина антиобучения дана педагогом-гуманистом в повести «Бригадир»: ««Отец меня кормит, поит, одевает, бранит, сечет и думает, что меня воспитывает. Матушка меня нежит, лелеет, лакомит потихоньку от отца; для приличия заставляет меня притворяться; для благопристойности говорить не то, что я думаю; быть почтительным к родне; выучивать наизусть слова, которые она не понимает, – и так же думает, что она меня воспитывает.

Учитель, никогда не подумавши о том, что есть у понятий естественный ход, перескакивает от предмета к предмету, пропуская необходимые связи. Ничего не остается и не может остаться в голове моей. Когда я не понимаю его – он обвиняет меня в упрямстве; когда я спрашиваю о чем – он обвиняет меня в умничанье. Школа мне мука, а ученье не развертывает, а только убивает мои способности».

В данном ракурсе он разработал новое понятие в воспитании: о взаимозависимости воспитания и развития. Оно сводилось к тому, что воспитание — это продуманное, проникнутое уважением к личности ребенка воздействие педагога, согласованное с процессом его естественного развития.

Все это позволяет оценить В.Ф. Одоевского как выдающегося педагога – гуманиста, одного из основателей гуманистического направления в отечественной педагогике. В нем синтезировались ведущие гуманистические идеи воспитания творческой личности, человека милосердного и гармонично развитого с учетом индивидуальных особенностей.

Перспективная модель общего образования

Формирование отечественной педагогики В.Ф.Одоевский правомерно относил к актуальнейшим и сложнейшим задачам современности. Тем значимее представить его прогностичные подходы к осуществлению общего образования.

Он был убежден, что воспитание человека осуществляется в процессе обучения, которое не может и не должно сводиться только к заучиванию и накоплению фактических знаний. В соответствие с этими подходами им была прогностично выдвинута и обоснована перспективная модель российской народной школы, которая включала в себя идеалы, ценности и главные принципы, по сути, воспроизводящие современную модель обучения.

По замыслу В.Ф. Одоевского системе российского образования надлежит носить демократический характер. Начальная школа должна быть народной, она призвана базироваться на достижениях оригинальной русской педагогики, которой следует находиться  на уровне лучших достижений мировой педагогической науки и соответствовать потребностям русской жизни (« возникать из русского быта и начинаться с понятий, известных русским людям»). Школа так же должна быть общеобразовательной, направленной на осуществление «системного» образования» (учебные дисциплины должны быть взаимодополняемы); современной и научной (в содержании образования должны доминировать естественнонаучные и технические знания). Познавательная деятельность учащихся носит обобщённый характер в результате осуществления межпредметных связей на основе интеграции дисциплин.

Образовательная деятельность имеет природосообразный характер: на первоначальном этапе педагог должен дать пищу детскому уму посредством организации активного взаимодействия ребёнка с окружающей средой и, вместе с тем, постоянно иметь в виду фантастический характер мышления ребенка периода детства. Именно с этой целью В.Ф.Одоевским целенаправленно осуществлялось создание специальной детской литературы для развития воображения.

В.Ф.Одоевским особо подчеркивался развивающий характер обучения, направленный на стимулирование самостоятельного характера детского мышления – главной целью провозглашалось «усовершенствовать ум ребёнка», создать человека, «умеющего учиться». Для этого предлагались «развивающие беседы» или «сократовские разговоры», для которых им была разработана система вопросов («предварительных упражнений»).

Как и многие русские передовые педагоги и методисты, Одоевский считал, что образование должно быть нацелено не только на теоретическое осмысление материала, но и на практическую деятельность, подчеркивал важность связи обучения с жизнью. Разрабатывая принципы сознательности, наглядности, последовательности, своевременности, научности и проблемности обучения, Одоевский внес значительный вклад в развитие методики преподавания на основе организации активной практической деятельности обучающего.

Учитель – исповедник

Перед наставником и учителем Одоевский ставил актуальную и сейчас цель – воспитание полноценной, гармоничной, нравственной, деятельной личности, способной реализовать заложенные в ней таланты.

В данной связи он сформулировал свои требования к личности учителя. Их основой выступал персональный подход педагога к каждому ребенку, бережное и внимательное отношение к нему, помощь в самоосмыслении и самовыражении.

Педагог должен был обладать такими качествами, как доброта и любовь к детям, искреннее и дружеское отношение к ним, терпение и понимание. Он призван стремиться не к навязыванию ученику определенных догм и правил, но к постепенному, органичному и естественному развитию «нравственного инстинкта» самого ребенка. Воспитание и образование, по мнению мыслителя, должны строиться на последовательном становлении способностей каждой маленькой личности, основываться на заинтересованности и свободной воле ребенка, а не на страхе наказания.

В.Ф. Одоевский считал важнейшей задачей учителя помочь формирующейся личности определиться в культуре, сопрячь то эмоционально-интеллектуальное поле напряжения, в котором происходит проживание и осознание воспитанниками сущности культуры, обретение духовно-нравственных смыслов и ценностей.

Только в живом общении педагога и воспитанника, где один перед другим раскрывает свои ценности – исповедуется, а тот отвечает своей исповедью, рождаются духовно-ценностное, мировоззренческое единство, общность веры, надежды и любви, жизненных установок и поведенческих устремлений, идеалов и неприятий.

«Мысль, которую я посеял сегодня, взойдет завтра, через год, через тысячу лет»

Подчеркнем, что всех почитателей и исследователей литературного и педагогического наследия В.Ф. Одоевского особо привлекал его мощный футурологический потенциал. Он предвосхитил развитие многих направлений культуры, прогностично обосновал перспек­тивы развития российского образования.

По правомерно­му выражению В.И. Сахарова «мыслитель выдвигал такие смелые гипотезы, так далеко предвидел будущее, что оказался непонятым своими современниками. В сфере точных наук, эстетики, педагоги­ки, музыки, социальной мысли этот удивительный человек начинал задумываться над проблемами, тогда лишь еле брезжившими, едва намеченными, а сегодня подступившими к нам вплотную».

Значит ли это, что «несвоевременные», не воспринятые тогда обществом мысли Одоевского канули в бездонный колодец прошлого, стали историей? Сам писатель думал иначе: «Мысль, которую я посеял сегодня, взойдет завтра, через год, через тысячу лет».

В футурологическом творчестве В.Ф. Одоевского, осо­бенно, пленяет его социальный оптимизм. Утопия «4338-­й год. Петербургские письма», написана им в 1838 году, т.е. за 2500 лет до описываемых событий.  Характерно, что эти письма из будущего пишет ки­тайский студент, находящийся в Санкт-Петербурге, своему другу в Китай.

В письмах Россия предстает «центром русского полушария и всемирного просвещения», причем «просвещение в ней считается тысячелетиями» и уже распространилось «до низших ступеней».

По вдохновляющему прогнозу мыслителя «все менее просвещенные и образованные государства к этому вре­мени давно обанкротились и исчезли с мировой арены: о Германии вспоминают только в связи с Гете, англичане распродали свои острова и побираются по всему миру. Америка полностью разорилась и оставляет самое жалкое впечатление. Только две страны доминируют в мире: Россия и идущий в ее фарватере Китай».

В письмах Одоевский рисует российское государство, соци­альная иерархия в котором определяется степенью учености. Правит страной «первый поэт» – государь, глава Российской империи.

В составе будущего Правительства России Министр философии и Министр изящных искусств. А среди самых уважаемых в государстве людей поэты и философы, а также «историки первого и второго класса».

Сословия определяются не социальным и имущественным статусом, а образованностью и сферой профессиональной деятель­ности. При этом, как отмечает Одоевский, недавно «государь пришел к мысли соединить ученые сословия не одною ученою, но и гражданскую связью».

Первые сановники государства «образуются в особенном училище, которое носит название: «Училище государствен­ных людей». Сюда поступают отличнейшие ученики из всех других заведений, и за развитием их способностей следят с самого раннего возраста. По «выдержании строгого экзамена они присутствуют в продолжение нескольких лет при заседаниях Государственного совета, для приобретения нужной опытности; из сего рассадника они поступают прямо на высшие государственные места».

Поразительны прозрения Одоевского, связанные с буду­щей информационной культурой: «Настанет время, когда книги будут писаться слогом телеграфических депешей; из этого обычая будут исключены разве только таблицы, карты и некоторые тезисы на листочках. Типографии будут употребляться лишь для газет и для визитных карточек; переписка заменится электрическим разговором; проживут еще романы, и то не долго — их заменит театр, учебные книги заменятся публичными лекциями. Новому труженику науки будет предстоять труд немалый: поутру облетать (тог­да вместо извозчиков будут аэростаты) с десяток лекций, прочесть до двадцати газет и столько же книжек, написать на лету десяток страниц и по-настоящему поспеть в театр; но главное дело будет: отучить ум от усталости, приучить его переходить мгновенно от одного предмета к другому; изощрить его так, чтобы самая сложная операция была ему с первой минуты легкою; будет приискана математическая формула для того, чтобы в огромной книге нападать имен­но на ту страницу, которая нужна, и быстро расчислить, сколько затем страниц можно пропустить без изъяна».

Воздадим должное

В целом литературно-педагогическое наследие выдающе­гося гуманиста и просветителя определило ведущие направления становления и развития педагогики в России в последующие эпохи. Более того, его концепция являлась своего рода матрицей для развития отечественного образования ХIХ — начала ХХI веков, из нее, как вся русская литература вышла из гоголевской «Шинели», выросли все направления россий­ской педагогической мысли.

В.Ф. Одоевский гениально предвосхитил идеи Н.И.Пирогова о воспитании «внутреннего человека»; мысли К.Д.Ушинского о национальном характере русской школы и отечественной педагогики, о значении наглядности в обучении; максимы Л.Н.Толстого о нравственном воспитании.

Уникаль­ность личности В.Ф. Одоевского также стала основанием для утверждения образца энциклопедически образованного, нравственно развитого и социально активного человека, педагогическое сознание которого отражало своеобразие времени становления основ отечественного образования и формирования классической педагогики.

Педагогические воззрения Одоевского во многом созвучны со взглядами российских ученых-педагогов XXI века, с современной проблематикой об­разования, причём многие идеи этого выдающегося мыслителя только начинают разрабатываться современными специалистами. Среди них о связи обучения с жизнью и применении этой теории в образовательной практике; об истинном образовании детей на основе прогрессивных научных знаний; о всестороннем и внимательном изучении психо­логии детей различного возраста; о развитии внимания, наблюдательности, интереса, познавательной активности и самостоятельности воспитанников на основе разработан­ных им дидактических принципов (наглядности обучения, своевременности, последовательности, научности, сочетания формального и материального в образовании).

Современно звучат и основные положения дидактики Одоевского: необходимость личностного, индивидуального подхода к ученикам; стимулирование познавательного интереса; деятельностный, поисково-исследовательский характер обучения; ориентация на развитие творческих способностей и воображения учащихся; стремление к созданию у них целостной картины мира путем интеграции наук; формирование у детей свободного мышления и осознанного мировоззрения.

В заключение приведем суждение о В.Ф. Одоевском В.И. Сахарова: «Его собственная жизнь ученого и писателя — интереснейший пример вечного стремления самобытного ума к пределам человеческого знания. Многолетние труды не принес­ли Одоевскому богатства. Но он никогда не стремился к материальному благополучию. Зато богатство, бодрость и сила духа, ясность мысли были сохранены им до конца».

Михаил Богуславский, главный научный сотрудник лаборатории сравнительного образования и истории педагогики Института стратегии развития образования, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, лауреат премии «Золотое перо» «Учительской газеты»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте