Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Мальчик в костюме Адама, устроивший пляски на Мамаевом кургане, отчислен из вуза
Учителя просят Минтруд разъяснить ситуацию с вакцинацией работников образования от коронавируса
"Учитель года" Михаил Гуров получил от губернатора сертификат на квартиру
Школьники смогут изменить выбранные для сдачи ЕГЭ предметы
Учителю русского языка выплатили денежные средства после судебного разбирательства
Открыт конкурс на получение именных стипендий в 2021/22 учебном году
24 февраля 1973 года на телеэкраны страны вышла программа «Очевидное – невероятное»
Конкурс «Письмо солдату. Победа без границ!» вышел на международную орбиту
Школьники из Красноармейска по ошибке съели таблетки для дезинфекции помещений
Проблемы негородского образования обсудили в Карелии
Мальчик в костюме Адама, устроивший пляски на Мамаевом кургане, отчислен из вуза Учителя просят Минтруд разъяснить ситуацию с вакцинацией работников образования от коронавируса "Учитель года" Михаил Гуров получил от губернатора сертификат на квартиру Школьники смогут изменить выбранные для сдачи ЕГЭ предметы Учителю русского языка выплатили денежные средства после судебного разбирательства Открыт конкурс на получение именных стипендий в 2021/22 учебном году 24 февраля 1973 года на телеэкраны страны вышла программа «Очевидное – невероятное» Конкурс «Письмо солдату. Победа без границ!» вышел на международную орбиту Школьники из Красноармейска по ошибке съели таблетки для дезинфекции помещений Проблемы негородского образования обсудили в Карелии
Творцы успехов

Педагогическое завтра

УГ - Москва, №04 от 26 января 2021. Читать номер
Автор:

Педагогический дизайн как научно-практический подход появился в США в середине XX века. Именно с этого времени повсеместно распространяются радио, телевидение, а затем Интернет, которые стало возможно использовать для обучения. Зародились первые исследования, как организовывать учебный процесс – формальный и неформальный – с их помощью.

Когда мы слышим словосочетание «педагогический дизайн», мы, как правило, подразумеваем онлайн-обучение. Но это не вполне корректно. На самом деле педагогический дизайн – это создание образовательного процесса, который доведет ученика из точки А в точку Б. Эта траектория может быть сложена из различных современных форм организации учебного процесса, сочетать обучение, воспитание и развитие на основе новейших технологий.

В качестве примера мы рассмотрим преобразование работы школьного учителя. Он привык к классно-урочной системе, освоил метод визуализации материала в виде презентаций, пользуется электронной доской, но ему надоело, что школьникам на занятиях бывает скучно. Ему кажется, что можно перестроить обучение так, чтобы ребятам было не только интересно, но и полезно.

Он пытается выстроить процесс обучения, чтобы у обучающихся была групповая работа, творческие проекты вместо контрольных, много обмена опытом. Педагог пытается разработать учебные материалы так, чтобы они были понятны и хорошо запоминались. И тогда он расширяет границы своего преподавания до завтрашних технологий (новейшие психолого-педагогические подходы, использование дополненной реальности, интеллекта машин, нейросетей, мультимедийных сетевых разработок). Вот этот учитель – педагогический дизайнер.

Педагогический дизайн – необходимость, с которой сталкивается каждый учитель, ведь процесс образования идет в ногу с развитием общества, меняется и дополняется новыми возможностями одновременно с ним! Но мощнейший толчок к преобразованиям дал период дистанционного обучения 2020 года.

Учителя столкнулись с необходимостью создавать онлайн-курсы на различных платформах, переносить туда материал, который надо донести ученикам, перерабатывать его так, чтобы теоретические блоки логично шли один за другим, текст легко читался, была понятная и красивая инфографика, а тесты и упражнения помогали лучше запомнить материал.

Теперь учитель создает концепцию курса и пишет сценарии к курсу – что будет сказано в видео, какие страницы будут идти за какими в учебном модуле или презентации, текст всех тестов и вопросов… Все больше коллег берутся за создание авторских мультимедиаматериалов, работают над визуальным дизайном курса.

Начинает развиваться образовательная концепция, в рамках которой школьник получает знания и самостоятельно онлайн, и очно с преподавателем. Такой подход дает возможность контролировать время, место, темп и путь изучения материала. Смешанное образование позволяет совмещать традиционные методики и актуальные технологии, синхронные и асинхронные онлайн-курсы и так далее.

В зависимости от целей и задач можно по-разному организовать обучение. Например, ученики знакомятся со всей теорией дома, а решать задачки идут на урок. Таким образом, когда у них возникают вопросы, рядом есть кто-то, кто поможет в них разобраться. Система также предоставляет преподавателям прекрасную аналитику: учитель может до урока взглянуть на экран и увидеть, кто сделал все задания, а кто – нет, кто досмотрел учебное видео до конца, а кто выключил на середине. И в соответствии с этим уделять больше внимания отстающим ученикам.

Поскольку педагогический дизайн – это системная, целенаправленная, тщательно выстроенная деятельность, существует несколько научных подходов к организации процесса преобразований.

Все они, являясь разработками западной педагогической научной мысли, обозначены латинскими аббревиатурами.
ADDIE (Analysis, Design, Development, Implementation, Evaluation) – четкая последовательность шагов («анализ – проектирование – разработка – внедрение – оценка»). В настоящее время считается практически стандартом разработки учебных курсов с использованием правил педагогического дизайна. Ее логичность и хорошо просматриваемая связь с классическими методами дают массу преимуществ.

SAM (Successive Approximation Model) – последовательная модель приближения. Ее суть в сочетании выполнения небольших по содержимому, но постоянно повторяющихся циклов разработки. Каждый из них постепенно приближает к выполнению общей задачи за счет все большей концентрации усилий по мере прохождения циклов. Это позволяет создать даже очень масштабные проекты малыми шагами, разрабатывая каждый компонент максимально быстро и просто, поэтапно нарабатывая элементы взаимной привязки в процессе.

Однако и здесь обязательно используется логичная цепочка развития, а весь процесс делится на четыре основные стадии: подготовка (сбор информации), цикличная разработка (мозговой штурм, позволяющий быстро наработать основу, а затем нарастить общий объем материала), цикличное развитие (расширение материала за счет новых блоков, встраивание его в общую структуру и оценка полученных результатов), карта действия (эффективный визуальный способ проектирования).

ALD (Agile Learning Design) делает акцент на скорости, гибкости и кооперативности разработки. Технология вобрала в себя множество наработок из области создания программного обеспечения, главный ее козырь – ускорение повышения квалификации за счет резкого увеличения концентрации на специфических задачах. Поэтому она все чаще находит свое место в создании систем дистанционного обучения, где необходимы интенсивная передача материала и использование активного интереса самого обучающегося.

SMART – система проектного управления, базирующаяся на четко сформулированных и измеримых целях. Ее суть заложена в самом названии – Specific («конкретный»), Measurable («измеримый»), Attainable («достижимый»), Relevant («актуальный») и Time-bound («ограниченный во времени»), вместе – SMART («умный»). То есть цель непременно должна быть конкретной, измеримой, достижимой, значимой и соотноситься с конкретным сроком. А скорость и эффективность выполнения задачи зависят от ее правильной формулировки. Причем каким образом будет достигнуто выполнение, не имеет особого значения.

Это может быть и поэтапное, и планомерное повышение результатов за счет множества небольших шагов, и сразу ориентация на максимально возможный результат, главное, чтобы он был конкретно и объективно измерим. Предварительный анализ и планирование путей здесь также играют колоссальную роль, поэтому эта концепция применима и к педагогическому дизайну в целом.

Основная задача педагогического дизайна – улучшение контента и результатов обучения, повышение доступности и понимания учебных программ. Хотя использование технологий может улучшить учебную программу, конечным результатом педагогического дизайна является эффективное обучение, а не производство технологичных материалов ради самих технологий. Главное – создать увлекательный учебный опыт, который приведет к конкретным результатам.

Кирилл ГОЕВ, заместитель директора школы №654 имени А.Д.Фридмана


Комментарии


Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt