Педагогический дизайн как научно-практический подход появился в США в середине XX века. Именно с этого времени повсеместно распространяются радио, телевидение, а затем Интернет, которые стало возможно использовать для обучения. Зародились первые исследования, как организовывать учебный процесс – формальный и неформальный – с их помощью.
Когда мы слышим словосочетание «педагогический дизайн», мы, как правило, подразумеваем онлайн-обучение. Но это не вполне корректно. На самом деле педагогический дизайн – это создание образовательного процесса, который доведет ученика из точки А в точку Б. Эта траектория может быть сложена из различных современных форм организации учебного процесса, сочетать обучение, воспитание и развитие на основе новейших технологий.
В качестве примера мы рассмотрим преобразование работы школьного учителя. Он привык к классно-урочной системе, освоил метод визуализации материала в виде презентаций, пользуется электронной доской, но ему надоело, что школьникам на занятиях бывает скучно. Ему кажется, что можно перестроить обучение так, чтобы ребятам было не только интересно, но и полезно.
Он пытается выстроить процесс обучения, чтобы у обучающихся была групповая работа, творческие проекты вместо контрольных, много обмена опытом. Педагог пытается разработать учебные материалы так, чтобы они были понятны и хорошо запоминались. И тогда он расширяет границы своего преподавания до завтрашних технологий (новейшие психолого-педагогические подходы, использование дополненной реальности, интеллекта машин, нейросетей, мультимедийных сетевых разработок). Вот этот учитель – педагогический дизайнер.
Педагогический дизайн – необходимость, с которой сталкивается каждый учитель, ведь процесс образования идет в ногу с развитием общества, меняется и дополняется новыми возможностями одновременно с ним! Но мощнейший толчок к преобразованиям дал период дистанционного обучения 2020 года.
Учителя столкнулись с необходимостью создавать онлайн-курсы на различных платформах, переносить туда материал, который надо донести ученикам, перерабатывать его так, чтобы теоретические блоки логично шли один за другим, текст легко читался, была понятная и красивая инфографика, а тесты и упражнения помогали лучше запомнить материал.
Теперь учитель создает концепцию курса и пишет сценарии к курсу – что будет сказано в видео, какие страницы будут идти за какими в учебном модуле или презентации, текст всех тестов и вопросов… Все больше коллег берутся за создание авторских мультимедиаматериалов, работают над визуальным дизайном курса.
Начинает развиваться образовательная концепция, в рамках которой школьник получает знания и самостоятельно онлайн, и очно с преподавателем. Такой подход дает возможность контролировать время, место, темп и путь изучения материала. Смешанное образование позволяет совмещать традиционные методики и актуальные технологии, синхронные и асинхронные онлайн-курсы и так далее.
В зависимости от целей и задач можно по-разному организовать обучение. Например, ученики знакомятся со всей теорией дома, а решать задачки идут на урок. Таким образом, когда у них возникают вопросы, рядом есть кто-то, кто поможет в них разобраться. Система также предоставляет преподавателям прекрасную аналитику: учитель может до урока взглянуть на экран и увидеть, кто сделал все задания, а кто – нет, кто досмотрел учебное видео до конца, а кто выключил на середине. И в соответствии с этим уделять больше внимания отстающим ученикам.
Поскольку педагогический дизайн – это системная, целенаправленная, тщательно выстроенная деятельность, существует несколько научных подходов к организации процесса преобразований.
Все они, являясь разработками западной педагогической научной мысли, обозначены латинскими аббревиатурами.
ADDIE (Analysis, Design, Development, Implementation, Evaluation) – четкая последовательность шагов («анализ – проектирование – разработка – внедрение – оценка»). В настоящее время считается практически стандартом разработки учебных курсов с использованием правил педагогического дизайна. Ее логичность и хорошо просматриваемая связь с классическими методами дают массу преимуществ.
SAM (Successive Approximation Model) – последовательная модель приближения. Ее суть в сочетании выполнения небольших по содержимому, но постоянно повторяющихся циклов разработки. Каждый из них постепенно приближает к выполнению общей задачи за счет все большей концентрации усилий по мере прохождения циклов. Это позволяет создать даже очень масштабные проекты малыми шагами, разрабатывая каждый компонент максимально быстро и просто, поэтапно нарабатывая элементы взаимной привязки в процессе.
Однако и здесь обязательно используется логичная цепочка развития, а весь процесс делится на четыре основные стадии: подготовка (сбор информации), цикличная разработка (мозговой штурм, позволяющий быстро наработать основу, а затем нарастить общий объем материала), цикличное развитие (расширение материала за счет новых блоков, встраивание его в общую структуру и оценка полученных результатов), карта действия (эффективный визуальный способ проектирования).
ALD (Agile Learning Design) делает акцент на скорости, гибкости и кооперативности разработки. Технология вобрала в себя множество наработок из области создания программного обеспечения, главный ее козырь – ускорение повышения квалификации за счет резкого увеличения концентрации на специфических задачах. Поэтому она все чаще находит свое место в создании систем дистанционного обучения, где необходимы интенсивная передача материала и использование активного интереса самого обучающегося.
SMART – система проектного управления, базирующаяся на четко сформулированных и измеримых целях. Ее суть заложена в самом названии – Specific («конкретный»), Measurable («измеримый»), Attainable («достижимый»), Relevant («актуальный») и Time-bound («ограниченный во времени»), вместе – SMART («умный»). То есть цель непременно должна быть конкретной, измеримой, достижимой, значимой и соотноситься с конкретным сроком. А скорость и эффективность выполнения задачи зависят от ее правильной формулировки. Причем каким образом будет достигнуто выполнение, не имеет особого значения.
Это может быть и поэтапное, и планомерное повышение результатов за счет множества небольших шагов, и сразу ориентация на максимально возможный результат, главное, чтобы он был конкретно и объективно измерим. Предварительный анализ и планирование путей здесь также играют колоссальную роль, поэтому эта концепция применима и к педагогическому дизайну в целом.
Основная задача педагогического дизайна – улучшение контента и результатов обучения, повышение доступности и понимания учебных программ. Хотя использование технологий может улучшить учебную программу, конечным результатом педагогического дизайна является эффективное обучение, а не производство технологичных материалов ради самих технологий. Главное – создать увлекательный учебный опыт, который приведет к конкретным результатам.
Кирилл ГОЕВ, заместитель директора школы №654 имени А.Д.Фридмана
Комментарии