Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Педагогическое восхождение помогает ученикам покорять вершины

УГ - Москва, №24 от 14 июня 2011. Читать номер
Автор:

​Татьяна КОНДРАШОВА, учитель русского языка и литературы школы №756: – Работа в школе подарила мне возможность всерьез заняться спортивным туризмом, он стал моим хобби. Уже в первом походе я поняла, что это увлечение поможет мне в работе. В походе (на Кавказе) я задала себе вопрос: «Зачем современный московский школьник, привыкший к комфортным условиям, имеющий возможность отдыхать в Турции, Египте, идет в сложнейший поход? Ради чего он преодолевает трудности, порой со слезами на глазах, поливая потом горы, покоряет вершины?»

Мои умозаключения отражаются в схеме (см. схему).Учащийся идет в поход, чтобы:- проверить свои силы, познать себя, самоутвердиться;- почувствовать самостоятельность;- получить разряд;- увидеть, узнать новое;- стать частью команды.Важно, что эти цели достигаются через преодоление препятствий, различных по характеру. Так, ребенок идет к собственной вершине успеха, становится победителем, осознает свою значимость, успешность, ведь путь был нелегким, а результат ярким, неоспоримым.Учитель идет рядом и думает о том, что путь к вершине горы и путь к знаниям – это практически один и тот же путь.Педагогическое открытие, сделанное в горахНа уроке ученик получает новое знание, то есть достигает определенных высот. У каждого ученика своя вершина в зависимости от его возможностей. Учитель должен пытаться сделать путь к этим знаниям максимально интересным и продуктивным.Главный вопрос: как осуществить это на уроках?Проектное решениеОчень продуктивно для достижения высокого уровня качества знаний учащихся, на мой взгляд, включать ученика в различные типы деятельности: исследовательскую, проектную, конструкторскую. Процесс обучения становится качественно иным, если учитель ставит ученика в проблемные ситуации, использует на уроках прием мозгового штурма, включает в учебный процесс соревновательные виды работы. Кроме этого, продуктивно проводить уроки в групповой форме: чувство команды не только сплачивает ребят, но и активизирует деятельность на уроке, ребенок обязательно почувствует себя уверенным, успешным, самостоятельным – это очень важно для его социальной адаптации. Не менее важно суметь доказать ученикам, а лучше подвести их к мысли, что знания, которыми они не владеют, значимы, интересны.Проектное решениеМеханизм создания мотивации учащихся к получению знания.Есть знание, которым не владеет ученик.Учитель прогнозирует успех ученика в случае овладения им данным знанием.Ученик стремится получить знание.Учитель создает условия (в форме нестандартных вопросов, проблемных ситуаций) для более успешного освоения знания.Ученик их выполняет, так как желание стать успешным сформировано, на пути к успеху появляется азарт.Знание становится результатом целенаправленной работы ученика.Полученное знание помогает ученику в создании сферы успеха.Ученик стремится получить новое знание, так как мотивация, созданная учителем, превратилась в его собственную.Вывод: Ученик хочет и может быть успешным, учитель может в этом помочь ему.Из высказываний учащихся: «поход срывает маски», «в походах я узнал о скрытых во мне моральных и физических резервах», «в походе я начал есть то, что не ел раньше», «только в походе я действительно стал ближе к природе»… Трудно оспорить тот факт, что поход меняет людей. И как бы идеалистически это ни звучало, это перемены в лучшую сторону.История первая: «Ученик 10-го класса (назовем его N) не отличался опрятностью и ответственностью. Однажды в походе, пристыженный друзьями за безответственность, N проявил себя неожиданно, отправившись по собственному желанию мыть посуду после прохождения тяжелого перевала».История вторая: «Ученица 7-го класса (назовем ее M) в школе была среди тех, кого обычно называют «вся в себе»: замкнутая, закомплексованная. Для нас было удивлением слушать ее интересные, откровенные размышления о счастье у костра. Этот монолог, произнесенный несмело, стал новым этапом ее жизни, полной событий, встреч, открытий».Мои хобби стали неотъемлемой составляющей профессии, значит, и работа постепенно превращается в хобби. На мой взгляд, это очень важно для такой профессии, как учитель. Подготовка к урокам из монотонного процесса написания шаблонных конспектов превратилась в творческий процесс создания необычных уроков, на которые с удовольствием приходят мои ученики.Совместные внеурочные мероприятия с детьми способствуют установлению психологического контакта, что, безусловно, помогает в учебной деятельности: в классах, которые чувствуешь, не возникает проблем с дисциплиной, не назревают конфликты, учебный процесс доставляет радость.Занятия с ребятами в театральной мастерской помогают мне лучше узнать их, понять их творческий потенциал, следовательно, на уроках я имею возможность использовать личностно ориентированный подход в работе с детьми.В 2010 году на фестивале «Мост мира» воспитанники театральной мастерской инсценировали песню Б.Окуджавы «О Леньке Королеве» и стали лауреатами фестиваля. Участие и успех на фестивале подарили моим ученикам ощущение своей значимости, причастности к творчеству. Повысились их активность, инициативность и работоспособность на уроках. Екатерина Фокина, посещающая театральную мастерскую, выступила на конкурсе «Юная москвичка-2010», проявила на конкурсе свои актерские качества и получила диплом. Ее успешный опыт оказал сильное влияние на старшеклассниц нашей школы: число желающих участвовать в конкурсе увеличилось, что доказывает активную позицию подростков, желающих раскрыть творческий и интеллектуальный потенциал на уровне городского конкурса. На праздничных концертах в школе воспитанники театральной мастерской представляют результаты своей работы: спектакли, литературно-музыкальные композиции. Таким образом, в школе царит атмосфера творчества и радости, что, безусловно, сильно влияет и на успеваемость учащихся, и на отношение к школе в целом.В 2010 году учащиеся 9-го класса участвовали в городском конкурсе исследовательских работ «Читаем вместе в классе и семье» и заняли призовое место. В ходе подготовки к конкурсу ребята очень сплотились, проявились лидерские качества некоторых подростков. Учащиеся старших классов принимают активное участие в городском турнире «Знатоки чтения». Многие из них по своей инициативе посещают герменевтический клуб, где у каждого есть возможность высказать мнение по различным вопросам, почувствовать себя частью команды – единомышленником или героем лагеря – противником. Опыт, приобретаемый подростками в клубе, очень значим для их социальной адаптации. Ахмирова Алина в 2010 и 2011 годах стала призером турнира.В 2011 году группа учащихся, занимающихся туризмом, победила в окружном конкурсе проектов «Юные таланты Московии. Жанр – туризм». Увлечение туризмом развивает в подростках волю к победам не только в горах, но и в жизни в целом. Целеустремленность и ответственность – самые ценные качества ребят, которые ходят в горы.Учащиеся средней школы активно участвуют в интеллектуальном марафоне – лингвистической игре «Русский медвежонок», фестивале наук и искусств «Творческий потенциал России». Некоторые учащиеся публикуют свои статьи в газетах и журналах (Смолякова А., Волгунцова М.).В 2010-2011 учебном году среди моих учеников есть призер окружной олимпиады по русскому языку (А.Хуторской), победитель (А.Самохин) и 3 призера (М.Финошин, А.Ахмирова, К.Федотов) окружной олимпиады по литературе.Определенные высоты, которых я достигла вместе с учениками, – одна из ступеней к Вершине Собственных Требований, на которой может быть личность цельная, творческая, сильная и здоровая как морально, так и физически.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту