search
main
Топ 10
Рособрнадзору поручен анализ бюрократической нагрузки на педагогов Секреты скорочтения: топ-10 упражнений для развития навыков Чем отличается детская школа искусств, которую Владимир Путин открыл в Херсонесе Главный редактор сетевого издания «Учительская газета» вручил спецприз конкурса «Педагоги года Москвы» Российские школьники начали изучать языки народов Африки, чего не было даже в СССР Профессии будущего: куда пойти в ИТ, если ребенок гуманитарий Смешанное или гибридное образование: о современных формах обучения рассказали в РАО Сердце отдают детям: в Москве назвали имена лучших педагогов дополнительного образования Молодые педагоги ЯНАО смогут получить 600 тысяч рублей «Будущее Отечества в руках Учителя»: принимаются заявки на профессиональный конкурс педагогических практик Анатолий Вассерман рассказал студентам СКФУ, как запомнить большие объемы информации В 2022 году более 5 тысяч белгородских учителей подали заявление на аттестацию онлайн В Минпросвещения рассказали о единой модели профориентации школьников Быстро и эффективно готовим четвероклассников к выполнению заданий ВПР НКПТиУ возглавил рейтинг государственных колледжей в Ростовской области Год счастливого детства стартовал в Чувашии В России изменится механизм распределения бюджетных мест в вузах Приемная кампания 2023: какие даты нужно знать абитуриентам колледжей В российских школах запустят новую модель профориентации В России ежегодно будут вручать 1250 премий лучшим учителям
0

Педагогическое мастерство. Что это такое? Взгляд учителя классического типа

Лариса КЛИПИНА, учитель русского языка и литературы гимназии №1558: – Основы педагогики базируются на накопленном в этой области опыте и требуют строгого соблюдения ряда правил и канонов. Не случайно классики отечественной педагогики считали проблему формирования педагогического мастерства одной из важнейших в подготовке будущих учителей.

Что же такое педагогическое мастерство? Каковы его составляющие? Это искусство обучения и воспитания, требующее постоянного совершенствования. Только при соблюдении этого условия педагог может оказывать позитивное нравственное воздействие на личность ученика.

Фундаментом развития профессионального мастерства учителя выступают его профессиональные знания. Учитель-мастер хорошо знает свой предмет, его методику, а также основы педагогики и психологии, но при этом продолжает учиться. «Навечно вызванный к доске» – так говорят о нем в народе.

Какова составляющая педагогического мастерства и педагогические способности? Для учителя литературы, например, важно иметь творческое воображение, хорошую память, чувство языка, быть эстетически и эмоционально развитым человеком. Любому учителю необходимо обладать организаторскими и коммуникативными способностями. Да и без педагогического чутья не обойтись!

Знания и педагогические способности учителя опираются на педагогическую технику, без которой немыслимы высокие результаты работы педагога. Учителю необходимо владеть всем: и своим телом, и своим голосом, и своим эмоциональным состоянием, а главное – техникой контактного взаимодействия с ученическим коллективом и с каждым учеником в отдельности.

Каждый учитель-мастер отличается индивидуальным стилем работы. Поэтому обязательный компонент его творческой индивидуальности – артистизм. Без него учителю-словеснику уж точно не обойтись! Здесь важно все: и его тембр голоса, и его дикция, и как он читает стихи, и его речевая культура…

Вот, на мой взгляд, те каноны педагогического мастерства, которыми должен стремиться овладеть каждый учитель. Есть, конечно, еще такие понятия, как «новые информационные технологии», «новые педагогические технологии». Без их постижения современный учитель уже не мыслит своего существования, своей работы. И все-таки, как говорил Конфуций, «кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем».

Сегодня, когда работа учителя довольно напряженная, мы говорим частенько о его профессиональном выгорании. Что можно противопоставить эмоциональному выгоранию учителя?

Волей судьбы учитель становится своеобразным гуру для своих учеников, причем не только по своему предмету, поведению, внешнему виду и речи, но и в поступках, оценках и суждениях. Причиной эмоционального сгорания учителя может стать страх оказаться несостоятельным перед ожиданиями учеников, стать этаким  лжегуру.

Противоядием этому, с одной стороны, становится высокий профессионализм, который дает учителю уверенность в себе, снимает страхи и комплексы, а с другой – его нравственная зрелость, внутренний стержень, который позволяет оставаться цельной личностью в эпоху перемен.

Сегодня на сломе формаций меняются общественные ценности, взгляды на мир, государство, историю, этику, искусство, а вместе с ними учебные программы и учебники. Поэтому на первый план в настоящее время выдвигаются высокая нравственность, твердая жизненная позиция педагога. То есть высокий профессионализм и твердая жизненная позиция – мой рецепт от эмоционального сгорания учителя.

Учитель воспитывает будущих граждан – патриотов России. А патриотическое воспитание – пережиток, атавизм прошлого или, по выражению Л.Толстого, «самое интимное чувство»?

«Патриотизм начинается с семьи», – сказал английский философ Фрэнсис Бэкон. Не зная своих корней и истоков, не сберегая и не приумножая нажитое предками, не уважая семейные ценности, невозможно любить родину. Поэтому воспитывать патриотизм надо начинать с таких понятий, как генеалогическое древо, семейный архив, семейные предания, традиции, происхождение фамилии. С другой стороны, многие ли взрослые знают, почему наш флаг – триколор, откуда именно эти цвета, что они символизируют? То же – про двуглавого орла и историю музыки и слов гимна России. Добавить ко всему этому историю земель российских народов, их населяющих, историю столиц и правителей – вот и будет информационный фундамент патриотизма.  Нам, россиянам, есть чем гордиться!

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте