Школа «Юнион» открылась в новосибирском Академгородке в 2006 году по социальному заказу родителей и при поддержке Сибирского отделения РАН и вошла в несколько международных проектов. Это частное общеобразовательное учреждение, где учатся дети с первого по одиннадцатый класс. «Юнион» – одна из немногих частных школ региона, прошедших государственную аккредитацию, она подчиняется Министерству образования Новосибирской области. Работают здесь по программам Министерства просвещения, а также разрабатывают собственные методики.
Выпускники сдают ЕГЭ и получают аттестат государственного образца, большая часть продолжают образование в вузах. Школа является пилотной площадкой для реализации проекта «Активная школа», в 2011 году школа вошла в состав сети «Мыследеятельностная педагогика», в 2012 году был реализован проект «Демократическое правление в школе». В 2015 году школа «Юнион» признана лучшей частной школой Новосибирска. На ее сайте сообщается, что это «школа полного дня (предусматривает реализацию образовательных программ, включая внеурочную деятельность), работает по графику: понедельник – пятница с 8.30 до 18.00, предлагает трехразовое горячее питание для всех обучающихся».
Екатерина Орлова – директор школы «Юнион» со дня ее основания, кроме того, общественный представитель уполномоченного по обеспечению защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности на территории Новосибирской области в сфере образования. Работа помощников бизнес-омбудсмена осуществляется на общественных началах и строится на основе принципов законности, гласности, инициативности, объективности и доступности.
Мы встретились 29 октября, в последний день учебы перед каникулами, когда у чрезвычайно занятого директора выдалось свободное «окно».
Первый вопрос:
– Каким образом возникла идея организовать частную общеобразовательную школу в Академгородке?
– Я выросла в педагогический семье, мы недавно подсчитали общий семейный стаж работы в сфере образования, получилось 300 лет! Отец был военным, поэтому мы много переезжали, за время собственной учебы в школе я ознакомилась с разными системами, разными подходами и разными проблемами во многих регионах страны. Выбор профессии передо мной, как и перед моей дочерью, не стоял, поступили в педагогический вуз, а потом пришли работать в школу, – делится Орлова.
По ее мнению, у нас, как и во многих странах, существуют системные проблемы образования. Во многих школах огромные классы, учителя перегружены. С введением НСОТ люди вынуждены набирать большое количество часов, чтобы получать приличную зарплату. Электронный документооборот, который по замыслу должен был разгрузить педагогов от бумажной работы, лишь увеличил ее объем. Составив все планы и отчеты в электронном виде, сотрудники затем должны их распечатать в бумажном и подать в установленные сроки по инстанциям. Причем, как я сама знаю по опыту, указания сверху падают непредсказуемо и в любом объеме. Чиновники наверху как бы не знают, что учебный год начинается 1 сентября, а планы составляются в мае, поэтому спускать новые директивы 31 августа бесполезно. Требования внезапно изменить систему оплаты труда, учебные планы или еще что-то с 1 января также редко приносят что-либо, кроме нарушения нормального учебного процесса. Для людей, работающих в сфере образования, понятие «год» всегда означает период с 1 сентября по 30 июня, а не календарный год.
Учредителями школы «Юнион» стали непосредственно учителя, педагоги с различным стажем работы. Правда, получив все разрешения, они поначалу стали строителями. Сами с помощью родителей восстанавливали, ремонтировали здание бывшего детского садика, осваивали новые профессии штукатуров, маляров, находили спонсоров для закупки оборудования.
– Мы оказались в правовой нише, – поясняет Екатерина Николаевна. – Так как мы некоммерческая организация, то не имеем права, например, брать кредиты. Мы платим аренду за помещение, причем нас не освободили от нее даже в 2020 году, когда все учебные заведения были отправлены на дистанционное обучение на три месяца.
Очень важно, считает Орлова, что педагогический коллектив и родители стоят на одной позиции. Нужно идти от интересов ребенка, на деле применять индивидуальный, личностный подход, помогать учащимся найти свое место в жизни и стать полноправными членами общества. «Юнион» не стремится набирать неких элитных ребят или детей из очень богатых семей, которых в Академгородке совсем немного. Обучение стоит 198 тысяч в год. Главное – сами дети, наше будущее. Поддержать нужно каждого ребенка. Кстати, на столе директора лежит пачка грамот. Объясняет: каждый ученик что-то наработал, должен получить поощрение.
Классы формируются на основе потребностей детей, а также исходя из количества учителей. Самые маленькие классы могут включать в себя 5-6 человек, в старших классах их 10-12. Заходя в помещение, сразу чувствуешь, как там спокойно. Все дети здороваются с посетителями. Из столовой веет вкусными запахами, не случайно поварихе уделено особое внимание на сайте школы. Проходя мимо, я неоднократно попадала на то время, когда уроки заканчиваются и учащиеся гурьбой высыпают на улицу. Увидев идущего мимо человека, пропускают, отходят в сторону. Заметно, что здесь занимаются не только образованием, но и воспитанием.
Бывают ли нарекания, проблемы с властью? Да, один раз школу оштрафовали. За что? За то, что заключили договор с университетом и в определенные часы водили небольшие группы детей в вузовский бассейн, где им была выделена специальная дорожка, чтобы учить детей плавать. Почему штраф? За проведение учебной деятельности не в помещении собственной школы, а в помещении вуза…
Спрашиваю о планах на будущее и о том, не расхолаживают ли энтузиазм регулярно возникающие проблемы и трудности.
– Нет, не расхолаживают, – улыбается Орлова. – С 2020 года у нас большая очередь на прием, родители хотят, чтобы их дети у нас учились, да и сами школьники приводят своих друзей. Мы думаем о том, как расширяться, ищем возможности постройки нового здания, варианты частно-государственного сотрудничества в сфере образования. За 15 лет своего существования, после того как мы успешно сделали первые выпуски, мы ясно видим, что воспитание нового поколения, наше будущее в наших руках. Очень важно создать творческий коллектив единомышленников, без наших учителей мы не добились бы успеха. Хочется, чтобы в учебном заведении комфортно чувствовали себя все участники вечной образовательной триады – дети, родители и учителя.
В ноябре в школе «Юнион» пройдет круглый стол для обсуждения текущих проблем и перспектив развития образовательного учреждения. В нем примут участие педагоги и родители.
Нина КОПТЮГ, кандидат филологических наук, Новосибирск, фото автора
Комментарии