Вот уже несколько лет в Москве проходит конкурс «Педагогический дебют» среди студентов педагогических вузов и молодых специалистов, которые только-только делают первые шаги в своей профессиональной карьере. В этом году победителей было двое: студентка МПГУ Прасковья Аляпкина и студентка МГПУ Юлия Беликова.
Любовь к искусству остается навсегда
Прасковья Аляпкина, студентка 5-го курса Московского педагогического государственного университета, учитель истории гимназии №1515:
– В Москву я приехала из Калуги. Окончила с золотой медалью обычную общеобразовательную калужскую школу №15 и решила учиться в Москве на искусствоведа. Документы подала сразу в три вуза: в Московский институт культуры и искусства, в РГГУ и в МПГУ. Но в первом мне не понравилось, как я сдала первый же экзамен, в РГГУ я сразу поняла: таких денег, чтобы поступить и учиться там, у меня нет и не будет. Поэтому забрала документы из двух этих вузов и сдала в МПГУ успешно первый же экзамен, получив 9 баллов из 10, после чего меня приняли сразу на исторический факультет. Никакого насилия над личностью тут не было: педагогической деятельностью я начала заниматься еще в десятом классе, как вожатая участвовала в детских сборах школьного актива, получала от этого большое удовольствие и давно думала, почему бы не пойти по этой стезе, но искусствоведение постоянно смущало. Кстати, о том, что пошла в педагогический вуз, я не пожалела еще ни разу. Живу я в общежитии, уже два года работаю в школе. Сначала проходила первую практику на четвертом курсе в школе №1400, где моим наставником была замечательная учительница Оксана Геннадьевна Набатова и методист нашего вуза. С Оксаной Геннадьевной (замечательным, сильным педагогом) мы сработались, нашли общий язык, все, что у меня в профессиональном плане сейчас есть, наверное, я взяла от нее. Мне тогда достался седьмой класс, и было трудновато найти с ними общий язык, удержать внимание тоже было непросто. Сейчас я уже не на практике (в прошлом году мне зачли работу как практику), работаю как обычный учитель, веду уроки в пятых, шестых и седьмых классах (у меня 10 часов в неделю), но я нашла с ними общий язык. Надеюсь, что после защиты диплома останусь работать в этой же гимназии, а еще поступлю в аспирантуру. Аспирантам дают общежитие, думаю, поступлю и все будет нормально.
В конкурсе «Педагогический дебют» я решила попробовать свои силы, но, если честно, меня подтолкнула к этому наш методист Марина Леонидовна Несмелова. Сначала был первый тур – общеуниверситетский, из студентов 17 факультетов выбирали семерку тех, кто пойдет на городской, в котором участвовали студенты уже трех вузов: МПГУ, МГПУ и МГПИ. Я вошла в семерку и продолжала участвовать в конкурсе. Жюри смотрело наши открытые уроки, давало нам задания, выставляло оценки. Мы с Юлей Беликовой стали первыми. Поначалу я была в шоке, потому что не ожидала от себя такого, а когда осознала, что произошло, то радовалась.
Нас с Юлей пригласили в Поведники на конкурс «Учитель года Москвы-2008», мы смотрели уроки взрослых педагогов-конкурсантов. Впечатление смешанное, так как, с одной стороны, мы видели много талантливых учителей, у которых есть что показать, чем поделиться. С другой стороны, на всех этих уроках я не увидела чего-то совершенно нового для себя, ничего для себя не открыла того, что выходит за круг моих знаний. А я хочу чего-то нового в педагогике, когда смотрю на других учителей. Когда я проходила педпрактику, то многое для себя открывала, а на конкурсе – нет. Но в принципе все было интересно, для меня конкурс стал неким повышением квалификации. Я теперь более уверена и знаю, где и что могу смело применять, даже из того, что показывали учителя физики, я находила то, что могу применить на своих уроках истории или обществознания.
На конкурсе я нашла учителя, которому могу подражать, это учитель МХК Елена Рудольфовна Васильева. Она сначала сама все прочувствовала, а потом уже создавала условия, чтобы ее ученики тоже испытали такие же или похожие чувства. Я же почувствовала в ней коллегу и единомышленника.
До защиты диплома осталось не так уж и много времени. Теперь я думаю, что могу заняться и своим любимым искусствоведением. Наверное, я смогу предложить своим ученикам свой авторский курс по истории искусства.
Давайте чаще встречаться
Юлия Беликова, студентка пятого курса исторического факультета Московского городского педагогического университета:
– В моей семье до меня не было педагогов: папа работал в милиции, а мама – экономист, оба, особенно папа, меня сильно отговаривали от поступления в педвуз. Мама, правда, делала все, чтобы я сделала выбор сама, но проводила мысль о том, что если уж решила поступать в педагогический, то нужно идти на психологию. Изначально я училась в физико-математическом классе УВК №1825 (теперь это школа №1070) в Южном Бутове и думала, что буду учителем математики, но уговоры мамы сделали свое дело: в одиннадцатом классе я поступила на подготовительные курсы в пединститут имени Шолохова на факультет психологии. Но вмешалась судьба: одним из предметов, который нужно сдавать, была история, занятия очень интересно вел преподаватель Московского городского педагогического университета Сергей Павлович Карпачев, меня заинтересовала история так, что я даже представить себе не могла, что это может быть так. В Шолоховский я не поступила: мы сдавали экзамены на курсах, которые могли засчитать как вступительные, но меня сразу спросили, согласна ли я учиться на платном отделении исторического факультета, услышали, что не согласна, и сказали: тогда извини, у нас мест на всех не хватает. И тут мне совершенно случайно попал на глаза листочек, на котором была информация о том, что исторический факультет МГПУ принимает документы. Документы я успела сдать в последний день, первый экзамен история, принимает у меня экзамен заместитель декана, ставит мне 10 баллов из десяти возможных, остальные экзамены я сдаю хорошо и поступаю. Учиться интересно, жизнь яркая и интересная, я очень довольна и не жалею, что поступила именно в этот вуз, именно на этот факультет.
Работаю я в школе №2006. Школа замечательная, директор школы Вера Алексеевна Илюхина исключительный человек, она сама из педагогической династии, да и в педагогическом коллективе много тех, кто продолжает дело своих педагогических династий. Попала я в эту школу случайно: искала работу рядом с домом, работая в школе №91 на Арбате, куда меня позвали после педагогической практики, зашла в школу №2006, но там не было мест, Вера Алексеевна сказала, что у них историков хватает. Но через две недели она позвонила и сказала, что у них неожиданно ушел историк и теперь требуется учитель. Так я стала работать в этой школе с седьмыми классами с апреля 2007 временно, в мае дала открытый урок, после чего Вера Алексеевна решила взять меня на постоянную работу. Вот уже год я работаю в этой школе и после получения диплома хочу остаться в ней. Тем более что буду поступать в аспирантуру, а Вера Алексеевна меня в этом намерении поддерживает.
Сегодня много разговоров о том, что выпускники педвузов не идут на работу в школу, при этом упрекают в основном педвузы, а на самом деле дело не в них. У нас в группе много мальчиков, которые нужны в школах, но мало кто из моих одноклассников собирается идти работать в школу. Я для себя провела опрос, почему они приняли такое решение, и выяснила: все дело в том, что уходят из школы из-за сложных отношений, которые складываются между молодыми и опытными учителями. Мне в этом плане очень повезло, у нас и учителя истории, и все остальные педагоги приняли меня очень хорошо и доброжелательно, а вот других моих товарищей в большинстве школ принимали иначе, постоянно придирались, критиковали, не воспринимали, не оказывали никакой помощи. Именно поэтому ребята говорят: после практики мы в этих школах не останемся. Кстати, была проблема с устройством на практику в Восточном округе: там в школах не было мест вообще. Вакансии есть в основном в Южном и Юго-Западном округах.
В конкурсе я стала участвовать по предложению нашей кафедры и исторического факультета: предлагали тем, кто работает в школе, кто отлично учится, у кого были хорошие отзывы о педагогической практике, по всем этим критериям я подходила. Нас было семеро, с нами на уровне университета провели собеседование, предложили сделать устное сообщение о том, как мы представляем себе современную школу и современного педагога, кем мы видим себя в школе. На городском уровне жюри посмотрело наши открытые уроки в школе, жаль только, что у нас не было возможности посмотреть, какие уроки давали все конкурсанты, я пыталась найти информацию о том, как проходят уроки, но у меня ничего не получилось. Кроме того, мы сдавали конспект открытого урока. В результате жюри вынесло свое решение, и 21 марта 2008 года мы с Прасковьей Аляпкиной из МПГУ были названы победителями конкурса «Педагогический дебют». Для меня это стало большой неожиданностью. Вера Алексеевна была очень рада и сказала: «Видишь, я в тебе не ошиблась!», в школе мою победу восприняли очень хорошо.
Нам предоставили возможность побывать в Поведниках на конкурсе «Учитель года Москвы». Раньше мне казалось, что этот конкурс – что-то несбыточное, куда попасть нереально. Поэтому у меня была мечта когда-нибудь побывать на конкурсе, и она исполнилась. Я увидела обычных людей, которые давали уроки на основе накопленного и обработанного материала, это меня поразило и очень понравилось. Я увидела столько людей, которые любят свою профессию и столько нового видят в ней. Мы говорим, что у нас в образовании мало нового, в основном есть традиции, а тут было так много нового и интересного. Больше всего мне понравились учитель химии Дмитрий Лихачев и учитель МХК Елена Васильева. Когда потом прочитала материал о конкурсе в «УГ-Москва», то еще раз вспомнила, какие интересные уроки были у них. Елена Рудольфовна заинтересовала меня очень сильно: у нас с детьми о современном искусстве никто не говорит. Я как-то попыталась на уроке с одиннадцатиклассниками поговорить о культуре, привела в пример фильмы «Остров», «Возвращение», и они сильно удивились, что я тоже видела эти фильмы. Елена Рудольфовна берет тот материал, который близок ученикам, который на слуху, и они уже по-другому относятся к урокам. Не понравилось мне то, что учителя русского языка и литературы больше говорили о предмете, чем о самом русском языке и литературе. А еще то, что очень много компьютерных технологий, акцент на их применении был сделан большой, но это уже не новинка, все этим пользуются, ну смешно, право, говорить о том, как устроен карандаш, которым постоянно пишешь, не нужно уже так подробно говорить о компьютере, который стал обычным подсобным инструментом.
Во время конкурса «Учитель года Москвы» мы много разговаривали с конкурсантами, с некоторыми продолжаем переписываться, общаться. Нам, правда, хотелось, но не удалось поговорить с историком Андреем Лукутиным, который был победителем московского конкурса и лауреатом российского несколько лет назад. Мне кажется, что маститые педагоги все же должны чаще встречаться со студентами – будущими учителями, говорить о профессии, о жизни. В прошлом году я была в мэрии на конференции, посвященной московским молодым педагогам, там было много молодых и заинтересованных творческих учителей, мне очень понравилось. Такого рода постоянные встречи нам нужны, и пусть там будут и молодые, уже что-то сделавшие педагоги. На конкурсе мы с Прасковьей постоянно стремились разговаривать со взрослыми коллегами.
Комментарии