search
main
0

Педагогический акционизм,. или Наши баллончики всегда под рукой

Мой хороший друг, художник, уже довольно долгое время занимается граффити. Нет, он не совершает вандальных действий под покровом ночи, а по вполне официальным заказам расписывает граффити объекты в самых разных городах России, тем самым легитимизируя уличную культуру, делая ее законной частью современного пространства. И вот не так давно в колледж, где он работает преподавателем, обратилась за помощью одна из местных школ (дело происходит в городе Хотьково). Там нужно было расписать стену актового зала: со своими студентами он выполняет такие работы абсолютно безвозмездно. На его вопрос, что именно нужно нарисовать, наш герой получает только пожелание минимальных затрат и радуется как возникающей творческой свободе, так и тому, что школа становится открытой для актуального искусства, ищет с ним диалог. Согласовывает эскиз абстрактной композиции, являющейся современной репликой на живопись Кандинского, с директором и приступает к работе, поздно вечером фотографируется на фоне расписанной стены, гордо выкладывает снимки в соцсети, делая рекламу «продвинутой» школе, и с чувством выполненного долга уезжает домой.

Но буквально через несколько дней история получает новый поворот. Директор школы, тот самый, что утверждал эскиз, звонит нашему герою и говорит, что граффити слишком яркое и не нравится некоторым учителям. Вот если бы оно было побольше и занимало всю стену, а не ее часть, и было не таким вызывающим… Художник без особого энтузиазма, но все же соглашается на доработки, подивившись про себя изменившейся позиции директора. Однако вечером следующего дня, случайно встретив того на улице, он узнает, что исправлять ничего не надо: учителя приняли более радикальное решение – закрасить не приглянувшееся им граффити и уже приобрели для этой цели баллончики с краской. Художник, обретающий на глазах статус непризнанного авангардиста, предлагает завтра приехать в школу, поговорить с учителями, найти разумный выход из положения, прежде чем решать проблему варварскими способами, на что получает согласие от директора. Однако на следующий день его зам, которому наш герой звонит, чтобы предупредить о своем приходе, признается, что еще вчера учителя уже все закрасили, проведя перед этим собрание с осуждением его работы (без учеников, разумеется).Придя-таки в школу за оставленными там инструментами, художник видит, что сквозь плохо нанесенную краску так и просвечивает его граффити. И узнает, что теперь заму по хозчасти поручено довершить начатое, нанеся еще несколько слоев краски. Однако я посоветовал бы учителям этого не делать. Ведь, сами того не ведая, они создали актуальное художественное высказывание, выражающее их педагогическую и человеческую позицию: как взаимодействовать образованию с современной культурой и как стоит вести диалог с тем, что ты не принимаешь. Пусть эту позицию видят их ученики, приходя получать образование по новым стандартам, призывающим к развитию коммуникативных компетенций личности, к ее способности широко мыслить и быть оснащенной для жизни в сегодняшнем, бурно меняющемся мире. Как тут не вспомнить Евгения Ямбурга, директора, давно и успешно впустившего современное искусство в стены своей школы и сделавшего инсталляции важной частью образовательного пространства. Но, к сожалению, кажется, именно эта плохо закрашенная стенка способна стать памятником нашему школьному образованию: как едва появившееся новое воспринимается с агрессией и вместо попытки понимания очень близко под рукой оказываются те самые спасительные баллончики с краской… А художнику я посоветовал не грустить сильно и рисовать дальше. Этим фактом в своей биографии он еще будет гордиться.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте