search
main
0

Педагогические практики помогают стать единым коллективом

​То, что в регионах России по примеру Москвы создают теперь крупные школы, свидетельствует – формирование многофункциональных образовательных комплексов стало неизбежным, целесообразным и закономерным этапом на пути развития общего образования, а выстраивание образовательной вертикали с учетом преемственности и непрерывности образования – государственный заказ.

Образовательное пространство района Отрадное   широко представлено образовательными организациями разного уровня и направленности, позволяющими удовлетворить образовательные и социальные запросы населения не только района, но и города (средние общеобразовательные школы, гимназия, прогимназии, школы с углубленным изучением различных предметов, центры образования, дошкольные учреждения компенсирующего вида). Поэтому  процесс присоединения вызывал и вызывает много вопросов: как объединить гимназию и общеобразовательную школу, школу с углубленным изучением предметов и дошкольное учреждение компенсирующего вида, чтобы достичь цели, которую поставило государство перед организациями, –  созидание образовательной среды, удовлетворяющей потребности детей в образовании разного уровня, обеспечивающего развитие и саморазвитие личности воспитанника и ученика, воспитателя и учителя в соответствии с их склонностями и способностями, повышающего коммуникативную активность в жизни и учебной деятельности, среды, комфортной для всех участников образовательных отношений. Создание комплекса гимназии №1554 проходило в два этапа, несмотря на инициативу руководителей четырех учреждений (гимназии №1554,  школы №258, прогимназий №1709  и №1627) уже в начале 2012 года объединиться этим учреждениям. В 2012 году   гимназия №1554 присоединила прогимназию №1709, а  школа №258 – прогимназию №1627, в 2013 году  гимназия №1554 присоединила школу №258.  По мнению учредителя, объединение происходило по территориальному принципу. С одной стороны, это так: мы находимся рядом, разделяет нас только межшкольный стадион (за исключением здания на ул. Бестужевых, до которого надо идти 10 – 15 мин.). С другой стороны, на самом деле нас объединяет многое: от семей школьников, учителей, члены которых учатся и работают в соседних зданиях, до трансляции опыта в рамках стажировочных площадок, слушателями которых были педагоги учреждений. Поэтому мы считаем, что объединение произошло по духу, а это гораздо важнее и ценнее, и, самое главное, думаем, результативнее.Опыт первого объединения помог в прохождении первого этапа –  организационного, так как проблемы, с которыми мы сталкивались в предыдущей реорганизации, помогли найти их решение в последующей, хотя и не обошлось без них. Главное – то, что объединение произошло без ущемления прав, были четкое распределение обязанностей администрации, всех работников структурных отделений (делопроизводства, хозяйственного, бухгалтерии), перевод некоторых сотрудников в главное здание для осуществления работы по заполнению многочисленных электронных баз, внедрение в эксплуатацию системы аудиовизуального информационного обмена между всеми структурными подразделениями (локальная сеть), которая позволяет своевременно и быстро реагировать на возникающие вопросы и принимать адекватные управленческие решения, причем реализация этого проекта была выполнена силами специалистов комплекса (системных администраторов) без привлечения дополнительных средств.  Благодаря запуску этой информационной системы и четкой структурированной работе административно-управленческого аппарата и учебно-вспомогательного персонала первый этап реорганизации прошел с наименьшими рисками.Но самым трудным и важным было   объединение педагогических коллективов для достижения результата, который соответствовал бы уже достигнутому гимназией (организация вошла в рейтинг лучших московских школ и школ России). Одной из форм такой работы стал объединенный педагогический совет, мероприятия по подготовке к которому начались в декабре 2013 года и включали в себя анкетирование всех участников образовательных отношений для изучения не только ученического и педагогического состава гимназии, но и потребностей, социального заказа родителей, причем разных возрастных категорий. Каждой категории респондентов мы предлагали ответить на свой набор вопросов,  ответы затем позволили составить портрет будущей гимназии глазами всех заинтересованных лиц, определить круг востребованных услуг, предпочтительные регламенты организации образовательного процесса в урочное и внеурочное время. Результаты  этого исследования мы учитываем при разработке образовательной программы и программы развития комплекса. Необходимость более тесного знакомства объединившихся, но работающих в разных зданиях педагогических коллективов с достижениями и лучшими педагогическими практиками, используемыми в присоединенных учреждениях, определила еще одно направление в подготовке к этому педагогическому совету. Презентации, которые были представлены ранее,  работа стажировочных площадок, действовавших на базе вошедших в комплекс учреждений, давали лишь поверхностное или одностороннее представление о том, что делают в соседней школе. Поэтому решено было провести фестиваль лучших педагогических практик в рамках комплекса, чтобы не только ближе познакомиться, но и дать толчок активной работе учителей по обмену опытом внутри предметных кафедр гимназии. Открытые мероприятия прошли в течение двух недель во всех корпусах гимназии, включая дошкольное отделение,  так как с введением новых ФГОС теперь уже и на дошкольном уровне образования крайне необходимо выстроить работу по преемственности с учетом требований стандартов. Всего в рамках фестиваля было проведено 18 открытых урочных и внеурочных занятий, 5 мастер-классов, в которых в рамках сотрудничества принимали участие коллеги из Московского института развития образования. В работе фестиваля  участвовали 78 учителей, что  составляет примерно 73% всего педагогического коллектива. Программа первого дня педагогического фестиваля состояла из двух содержательных блоков. В первом  блоке была   представлена система  работы учителей разных предметов по формированию универсальных учебных действий обучающихся в урочной и внеурочной деятельности, раскрыты образовательные и воспитательные возможности применения различных электронных образовательных ресурсов и программ.  Во втором блоке гости ознакомились с практикой гражданского воспитания школьников через организацию детского общественного движения и социального проектирования. Второй фестивальный день был посвящен знакомству с лучшими педагогическими практиками дошкольного отделения гимназии. Все желающие побывали на развивающих занятиях педагога-психолога, присутствовали на игровых занятиях и спортивном мероприятии в малых олимпийских   подготовительных группах. Закончился второй день коллективной презентацией педагогических находок воспитателей дошкольного отделения, в которой особое внимание было уделено формам и приемам работы с воспитанниками в области формирования навыков здорового образа жизни.Учителя и педагоги-специалисты, работающие в учебном корпусе (ул. Бестужевых, дом 10 А), где обучают учеников младших классов,  постарались комплексно представить свой опыт на уроках математики, интегрированном уроке литературного чтения и москвоведения, классном часе во втором классе «Путь к успеху», финале интеллектуальной игры «Вместе побеждать легче» и театральной постановке на английском языке студии  «Smile». Завершился этот день обсуждением открытых мероприятий и ответами на вопросы. Последний фестивальный день проходил в корпусе по улице Пестеля, дом 9, где обучают учеников гимназических классов. В этот день гостям была предоставлена возможность посетить уроки, принять участие в мастер-классах и ознакомиться с форматами включения учащихся в проектную и исследовательскую деятельность. Все мероприятия этого дня были посвящены педагогическим технологиям развития разносторонних интеллектуальных способностей учащихся, которые успешно применяют в своей работе учителя гимназии. Была представлена методика работы по  развитию способностей моделирования на уроках математики, коммуникативных способностей – на интегрированном уроке иностранного языка в формате мультилингвальной игры на трех языках. Своими педагогическими находками по развитию у обучающихся способностей понимания художественных  текстов поделилась учитель русского языка и литературы Г.Черноброва.  Презентация прорывных проектов, разработкой которых занимаются гимназисты, позволила увидеть систему организации внеурочной деятельности по развитию интеллектуальных способностей учащихся. Заключительной частью фестиваля стало коллективное обсуждение лучших педагогических практик, которые были продемонстрированы во все дни фестиваля. Обсуждение завершилось составлением программы по практическому освоению отдельных методик и приемов, которые были названы участниками фестиваля как наиболее ценные для развития целостной педагогической системы комплекса.Анализируя результативность проведения фестиваля лучших педагогических практик,  важно отметить, что такой формат интегрированных мероприятий обладает большим развивающим потенциалом как для всего многопрофильного образовательного комплекса, так и для каждого  субъекта его  образовательного пространства. Учителя гимназии получили возможность ближе ознакомиться с формами работы, которые используют в дошкольном отделении, узнать основные требования программы, по которой работает ДОУ, увидеть своих будущих первоклассников в привычной для них обстановке, а воспитатели детского сада смогли лучше ознакомиться с программами для детей первого  класса, узнать основные направления работы учителей начальных классов, увидеть своих выпускников на уроках в школе. Неформальное общение учителей начальной школы, которая располагается в  трех зданиях гимназии, позволило организовать не только дальнейшее взаимопосещение уроков,  но и  пробудило желание в дальнейшем  работать в тесном контакте для достижения общих высоких результатов. По такому же пути идут учителя средней школы.Педагогический совет, задуманный  для разработки стратегии дальнейшего развития комплекса, продвинулся и в решении задачи повышения профессиональной  подготовки учителей посредством внутренних резервов комплекса. Важно в процессе объединения  не торопиться, планомерно, настойчиво продвигаться в направлении создания единого пространства гимназии.Таким образом, создание комплекса – длительный процесс, который не ограничивается объединением материальных и финансовых ресурсов. «Кадры решают все» – эта известная фраза сегодня, как никогда, требует особых усилий администрации по объединению педагогического потенциала и по дальнейшему определению пути развития комплекса в соответствии с программой развития московского образования.Перспектива – продолжить работу  по построению опережающей практики образования для демонстрации на межрегиональном уровне и в рамках международного сотрудничества на базе уже объединенного ресурса. Поэтому основная управленческая задача – обеспечить коллективное проектирование будущего и обеспечение возможности индивидуального роста как можно большему числу учителей.Галина БОНДАРЕНКО, заместитель директора гимназии №1554

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте