search
main
0

Педагогические пазлы. Занятие школы молодого специалиста по теме «Системный подход к учебному занятию в учреждении дополнительного образования»

Цель: создание условий для осуществления педагогами системного подхода при проектировании учебного занятия.

Задачи1. Совершенствование умения организации учебного занятия как компонента образовательной системы УДО.2. Развитие системного мышления, рефлексивных способностей педагогов.3. Поддержка становления субъектно-субъектных отношений в педагогической практике молодых специалистов.Оборудование1. Карточки для оценивания экспертами:- цветовые (желтый, синий, зеленый);- со словами «здорово!», «хорошо», «можно было и лучше», «полностью согласны», «нужно внести коррективы», «осталось много неточностей»;- с отметками «5», «4», «3», «2»;- рожицами «доволен», «равнодушен», «разочарован».2. Карточка со словом «эксперты».3. Карточки со словами «потребность», «цель», «мотив», «действие и средство», «результат».4. Тезаурус.5. Презентация.Форма занятия: деловая игра (в группах).Преподаватель: Сегодняшнее занятие по теме «Системный подход к учебному занятию в УДО» первое, будет еще одно – наблюдение в практике.Мы с вами говорили, что одним из важных факторов интенсификации вашего профессионального развития является профессиональное общение.В нашей деятельности постоянно приходится работать с коллективом и в коллективе, оценивать. Поэтому работать будем и индивидуально, и в группе с блуждающим экспертом. Таким образом, экспертом будет каждый из вас на определенном этапе занятия.Игра «Скульпторы» (в данной публикации опущено описание игры).Преподаватель: Вы стали немного ближе друг другу, настроились на творческую работу.Вам предлагается фрагмент занятия (приложение 1). Ознакомьтесь с ним. Оцените его и планируемый результат. В самом начале нам нужно договориться о едином подходе к пониманию понятий.Участникам предлагается обыграть понимание системы. Можно рисовать, инсценировать, объяснять, декламировать…Эксперту предлагаются тезаурус, понятия: система, целостность, элемент, отношения, структура, проектирование. Он оценивает определения, используя один из вариантов оценивания (баллы, картинки с изображением эмоций, слова «хорошо», «здорово», «можно было и лучше»). Задача: объяснить выбранный способ оценивания, оценить представленное.Слушатели выполняют задание.Преподаватель: Теперь мы выяснили самое главное в системе: 1) компоненты; 2) особое их построение, структура; 3) наличие связей, отношений между компонентами; 4) целостность; 5) новое качество результата.Напомню, что на учебном занятии не только формируется системный подход к учебному занятию, но и совершенствуется умение проектировать систему (компоненты, структуру, отношения), поэтому у нас будут присутствовать все его этапы (анализ, моделирование, реализация, корректировка реализованного).На занятии я использую конспекты учебных занятий, любезно предоставленные педагогами. Я получила разрешение вносить в них коррективы и создавать варианты в учебных целях.Учебное занятие – форма организации учебного процесса. А кто участники этого процесса, чья деятельность организуется? Какими могут быть их роли в учебном процессе?Вам предлагается фрагмент конспекта учебного занятия (приложение 2).Нужно определить роли педагога и ученика (информатор, исполнитель, контролер, помощник, организатор…).Эксперту необходимо определить характер отношений педагога и ученика: субъектно-объектный или субъектно-субъектный. Покажите рабочим группам одну из цветовых карточек:- желтая – помогли вам прийти к этому выводу;- синяя – вы без помощи могли это сделать;- зеленая – вас запутали.Кто такой субъект образовательного процесса? Что такое деятельность? Посмотрите в тезаурус.К деятельности можно применить системный подход. Вам предлагаются карточки с элементами (компонентами) деятельности. Представьте структуру деятельности как системы.В учебном занятии действуют минимум двое – педагог и ребенок. Деятельность каждого становится подсистемой учебного занятия. Какие устанавливаются связи внутри системы при субъектно-объектном отношении, когда педагог воздействует на ребенка? Используя руки, покажите, как будет выглядеть система из двух подсистем.Обратите внимание, получаем результат действия, но не преобразование ребенка. Личностные его приобретения проблематичны.Кто будет оценивать полученный результат? (Педагог.) Полученный результат ребенка он будет сравнивать с планируемым результатом (целью).Какая технология основывается на данном подходе?Покажите, какие устанавливаются связи внутри системы при субъектно-субъектном взаимодействии. (См. схему.)Преподаватель: Работа педагога значительно усложняется, потому что необходимо постоянно проводить диагностику и рефлексию, корректируется им самим. Но это же стимулирует самого педагога к развитию.Кто будет вовлечен в оценивание полученного результата при субъектно-субъектных отношениях?Обратимся к проектированию отношений в системе учебного занятия.В учебном занятии как в капле воды отражается весь образовательный процесс учебного заведения, творческого объединения, отдельного педагога. Рассматривать проведенные занятия вне образовательного процесса заведения нельзя.В каком документе учреждения дополнительного образования прописываются положения о цели, задачах, условиях протекания образовательного процесса?Цель выступает системообразующим фактором.Цель – развитие мотивации личности к познанию и творчеству на основе реализации дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства.Преподаватель: Создадим пирамиду целей. В пирамиде несколько ярусов (каждая цель должна представлять триединство):1) цель учреждения дополнительного образования;2) цель отделов;3) цель образовательной программы (если программа рассчитана на несколько лет, цель образовательной программы данного периода);4) цель учебного занятия.Мы с вами говорили, что цель определяет задачи. Они должны быть конкретными, достигаемыми. Задачи раскладываются на развивающие, обучающие, воспитывающие.Вам предлагается первая часть конспекта занятия (тема, цель, задачи) в разрезанном виде. Ознакомьтесь с ними (всем трем группам предлагается одно и то же).Приложение 3.Задание: Соберите первую часть конспекта. Если из предложенных вариантов вас ни один не устраивает, вы можете предложить свой вариант.Эксперт должен оценить работу, используя карточки:1) полностью согласны;2) нужно внести коррективы;3) осталось много неточностей.Слушатели выполняют задание.Преподаватель: Обратимся к структуре учебного занятия. Какие структурные компоненты учебного занятия вы знаете? (Ответ слушателей.) Учебное занятие раскладывается на фрагменты, позволяющие реализовать задачи. А задача – это микроцель. Значит, система, заложенная в учебном занятии, должна отразиться во фрагментах. Каждый фрагмент учебного занятия – микросистема, имеющая не только свои элементы, связи, но и относительную завершенность и связь с последующими фрагментами.Рассмотрим фрагмент учебного занятия (приложение 4) с точки зрения реализации задачи.Задание:1. Сформулируйте реализуемую в данном фрагменте задачу.2. Выявите взаимосвязь компонентов системы.3. Определите, каким этапом учебного занятия он является.4. Спрогнозируйте задачу последующего этапа.5. Определите возможный результат учебного занятия.Эксперт, оцените, воспользовавшись карточками для предыдущего задания.Преподаватель: Я вернусь к цели нашего занятия: создание условий для осуществления педагогами системного похода при проектировании учебного занятия. Вспомним этапы проектирования:1) анализ;2) моделирование;3) проектирование;4) анализ и корректировка.Вернемся к фрагменту, с которого начали занятие (приложение 1). Применив системный подход, отредактируйте данный фрагмент, чтобы осуществился субъектно-субъектный подход.В следующий раз нам предстоит наблюдение учебных занятий и их анализ. Вы записываете полный ход занятия, а потом заполняете лист наблюдения.Приложения1Посмотрите на тему сегодняшнего занятия.Речь на занятии пойдет об экслибрисе.Дословно с латинского языка переводится как «из книг». Экслибрис – это книжный знак владельца книги. Это небольшая, в несколько сантиметров, картинка, которую отпечатывают на кусочке бумаги и приклеивают на внутреннюю сторону переплета либо обложки. Очень часто экслибрис имеет сопроводительную надпись.Например, «Из книг Государственного Эрмитажа» либо «Книга такого-то», «Из собрания книг» и др.Эмблема. Это издательский знак, ярлык переплетной мастерской.Экслибрис (слово на доске). Его назначение (под запись):1) отличить;2) отразить особенности содержания;3) отразить особенности хозяина;4) запечатлеть инициалы владельца.(Показываю экслибрисы.)Как легко убедиться, основное назначение книжного знака – служить эмблемой владельца книги, а не издательской мастерской.Искусство экслибриса своеобразно. С одной стороны, он имеет конкретное назначение отличать вашу книгу от такой же книги другого владельца. С другой – он может быть связан с содержанием тех книг, для которых предназначен, с особенностями характера занятий их владельца. Отсюда и интерес, проявляющийся к экслибрису во все времена. Обратимся к истории экслибриса.Доподлинно известно, что еще в Древнем Египте в библиотеке фараона к папирусам прикрепляли маленькую фаянсовую табличку с именем владельца. Это и есть самые древние известные нам книжные знаки.Книжные знаки были распространены и в средневековой Европе. Это мог быть портрет владельца, дополненный текстом. Чаще всего в роли экслибриса выступал герб. Это и понятно: рукописная книга представляла собой огромную ценность. Ее украшали гербом, как и все дорогие предметы. Наиболее ранние книжные знаки изображались прямо на страницах. Сейчас же экслибрис отпечатывается на одном из листов специальной печатью – штемпелем. Книжные знаки делали Ф.Буше, А.Дюрер, П.Пикассо, В.Васнецов и другие художники.Передать тончайшие особенности внутреннего мира человека, связать его с обществом, историей, природой – вот к чему стремятся авторы экслибрисов. Искусство книжного знака – это сравнительно небольшая отрасль современной графики, обладающая выразительной силой графической символики. В наши дни интерес к книжному знаку постоянно растет.В Москве, Минске, Новосибирске и других городах существуют экслибрисные клубы, организуются выставки, проводятся конкурсы на лучший экслибрис.2Вам сегодня на занятии предлагается создать свой книжный знак, а в конце занятия мы проведем небольшую выставку.Чтобы вам было легче начать работать, давайте еще раз повторим:- Что такое экслибрис? Запишем определение в тетрадь.- Когда он появился?- С какой целью используют экслибрисы?- Что может содержать экслибрис?1. Надписи.2. Начальные буквы имени и фамилии.3. Отражать содержание книг.4. Демонстрировать занятие их владельца.3Цель: создание условий для творческого самовыражения обучающихся через создание эскиза экслибриса собственной библиотеки (или на заказ).Задачи1. Мотивация личности к творчеству.2. Изучение экслибриса как отрасли книжной графики.3. Воспитание интереса к увлечениям людей.Цель: изготовление учащимися эскиза экслибриса.Задачи1. Ознакомить с экслибрисом как отраслью современной книжной графики.2. Ввести в активный словарь учащегося термины «экслибрис», «эмблема».3. Развивать потребность детей в творчестве.ЭкслибрисХод занятияЯ думаю, вы были в такой ситуации, в какой оказалась я…У меня в руках 3 совершенно одинаковые новые книги. Одна из них моя. (Показываю.)Каким образом мне ее найти? Какие советы на будущее вы бы мне дали, чтобы больше не попадать в такие ситуации?Вместо личной надписи владелец книги может поставить и другой знак.Как вы думаете, почему некоторые владельцы книг ставят не подпись, а предпочитают различные знаки?О знаках, которые ставят владельцы на книгах, и пойдет сегодня речь. Попробуйте найти среди предложенных знаков экслибрис и обосновать, почему ваш выбор пришелся именно на этот знак.(Показываю эмблемы, экслибрисы.)Эмблема – это издательский знак, ярлык переплетной мастерской. (Показываю на книгах.)Экслибрис (слово на доске).Обратимся к истории экслибриса.Экслибрис – это книжный знак владельца книги. Это небольшая, в несколько сантиметров, картинка, которую отпечатывают на кусочке бумаги и приклеивают на внутреннюю сторону переплета либо обложки. Очень часто экслибрис имеет сопроводительную надпись. Например, «Из книг Государственного Эрмитажа» либо «Книга такого-то», «Из собрания книг» и др. (Показываю.)Дословно с латинского языка переводится как «из книг».Каково их назначение? (Отличить, указать владельца.)Что бы вы могли сказать о владельцах предложенных экслибрисов? (Показываю.)Как легко убедиться, основное назначение книжного знака – служить эмблемой владельца книги, а не издательской мастерской.Искусство экслибриса своеобразно. С одной стороны, он имеет конкретное назначение отличать вашу книгу от такой же книги другого владельца. С другой – он может быть связан с содержанием тех книг, для которых предназначен, с особенностями характера занятий их владельца. Отсюда и интерес, проявляющийся к экслибрису во все времена.Но когда же впервые появились экслибрисы? Какими они были?Доподлинно известно, что еще в Древнем Египте в библиотеке фараона к папирусам прикрепляли маленькую фаянсовую табличку с именем владельца. Это и есть самые древние известные нам книжные знаки. (Показываю.)Как вы думаете, почему искусство книжных знаков так активно развивалось в Средневековье?Подскажу. Вспомните, как создавались первые книги.Книжные знаки были распространены и в средневековой Европе. Это мог быть портрет владельца, дополненный текстом. Чаще всего в роли экслибриса выступал герб. Это и понятно: рукописная книга представляла собой огромную ценность. Ее украшали гербом, как и все дорогие предметы. Наиболее ранние книжные знаки изображались прямо на страницах. Сейчас же экслибрис отпечатывается на одном из листов специальной печатью – штемпелем. Книжные знаки делали Ф.Буше, А.Дюрер, П.Пикассо, В.Васнецов и другие художники!(Показываю экслибрис.) Предположите, кто владелец этого экслибриса. Обоснуйте свое предположение.Передать тончайшие особенности внутреннего мира человека, связать его с обществом, историей, природой – вот к чему стремятся авторы экслибрисов. Искусство книжного знака – это сравнительно небольшая отрасль современной графики, обладающая выразительной силой графической символики. В наши дни интерес к книжному знаку постоянно растет.Почему?В Москве, Минске, Новосибирске и других городах существуют экслибрисные клубы, организуются выставки, проводятся конкурсы на лучший экслибрис.А сейчас давайте попробуем предположить, как может выглядеть экслибрис владельца книг, большая часть которых о морских путешествиях. Что может быть запечатлено на таком экслибрисе?Вам сегодня предлагается создать свой книжный знак, а в конце занятия мы организуем небольшую выставку.Чтобы вам было легче начать работать, вспомним еще раз, что может содержать экслибрис:1) надписи;2) начальные буквы имени и фамилии;3) отражать содержание книг;4) демонстрировать занятие их владельца.Что вы читаете? Что бы вы изобразили на своем экслибрисе?Определиться с характером эскиза вам поможет таблица:Не забывайте выразительные средства композиции. Напомните их.Задание: создайте экслибрис своей домашней библиотеки.Выполнять работу будете в черно-белом варианте. Как вы думаете, почему?Приступаем к работе.Посмотрим, что у вас получилось. Ученики закрепляют на стенде свои работы.Я буду показывать эскизы получившихся экслибрисов, а вам нужно будет предположить, кто их автор.Какие элементы вам помогли определить автора? Что вы узнали о нем?4Я хотела бы вам сегодня подарить замечательные строки.Послушайте стихотворение, попробуйте представить нарисованную поэтом картину:До свидания, лето!До утра топталсяДождик под окном.А наутро двор свойЯ узнал с трудом…Голые деревья, иней на траве.Побывала осень на моем дворе.И цветы завяли,И на сад леглаСерая, густаяВодяная мгла.И не слышно большеЗвонких птичьих стай…До свидания, лето,Солнышко, прощай!Что вы себе представляли, когда слышали эти строки?Согласны ли вы с поэтом, что такие мысли и картина навевают грусть?Посмотрим, с чем так больно прощаться поэту.Так поэт, используя слова, передал нам свои впечатления, чувства.Какие воспоминания о лете остались у вас?Ваше отношение к наступлению осени.(Показываю картинки с изображением осенних пейзажей, натюрморты с созревшими фруктами.)Но у каждого времени года есть свои прелести. Осень – время созревания вкусных плодов, буйство красок умирающих листьев. Осенью вызревают семена, которые прорастут зеленью летом.Какие осенние дары вы принесли на занятие? (Рассматриваем.)Что в них напоминает летний пейзаж?(Листья – крона деревьев, крылышки бабочки, семена-крылатки – лепестки цветов, семена-косточки – камушки, серединки цветов…)Я предлагаю вам оживить воспоминания о лете, воспользовавшись тем, что подарила нам осень, и создать композицию. Цветы больше всего напоминают о лете. Именно их дарят, чтобы сделать приятное женщине, девушке, девочке.​Светлана КУЗНЕЦОВА, заместитель директора по научно-методической работе Дома детского творчества города Красноуфимска Свердловской области

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте