search
main
0

Педагогические конфликты: когда не бывает опыта чужого!

Получая в педагогическом вузе предметные знания, сведения по психологии и педагогике, молодой учитель преисполнен надеждами на то, что его педагогическая работа будет состоять лишь из светлых минут радости за успехи учеников. Он гордится тем, что знает много интересных фактов, которые помогут сделать урок увлекательным, им уже продуманы эффектные формы работы, которые сделают его уроки для учеников запоминающимися. Но… стоит войти в класс – и, увы, большая часть педагогических иллюзий рушится в течение считанных дней. Суровая действительность оказывается гораздо прозаичнее, чем это представлялось по учебникам педагогики. «Живые» дети преподносят на каждом уроке множество сюрпризов, к умению правильно реагировать на которые он пока не готов.

ажный элемент в подготовке будущего учителя – заблаговременное формирование у него различных готовых конструкций взаимодействия с учащимися, поскольку недостаточность педагогического опыта не позволяет ему на первых порах достойно выходить из складывающихся неприятных моментов. Этот пробел в профессиональной подготовке молодого учителя с легкостью урагана перечеркивает все стремления и желания учить детей, возникает непонимание цели своей работы, особенно когда урок за уроком нет контакта с классом и любые настойчивые попытки его найти не приносят результата.Следует подчеркнуть, что с ростом опыта молодой учитель сам накопит и стандартные формы, и универсальные, свойственные именно ему приемы ухода от конфликтных ситуаций, но на начальном этапе ему должны быть сообщены наиболее часто встречающиеся ошибки в учебном взаимодействии с учащимися и пути их предупреждения. Чем больше у молодого учителя представлений о том, чего делать категорически нельзя, и чем больше у него активных форм управления учебной ситуацией в классе, тем быстрее он начнет крепнуть в своей деятельности.Неготовность учителя к варьированию содержания учебного материала, к умению перестраивать ход урока в зависимости от складывающейся учебной ситуации.Учитель готов к уроку, ученики – нет. Вот первый порожек, о который спотыкаются наши коллеги – вчерашние студенты. Расчет учителя, что заложенная трудность в домашнее задание поможет ему развить тему следующего урока, может по разным причинам – объективным и субъективным – оказаться нереализованной. Возникает справедливый гнев учителя, с которым он справиться не может.Гнев учителя либо обрушивается на учащихся, которые не в состоянии понять, чего это он так разошелся из-за домашней-то работы, либо уходит вовнутрь, ведя к ранней профессиональной деформации.Заложенное со студенчества правило актуализации знаний школьников перед сообщением нового материала переходит, к сожалению, в действо под названием «проверка домашнего задания». О, сколько времени урока утекает, пока учительница разберется с тем, делал Иванов его или не делал! А сколько комментариев может Иванов услышать о том, что экзамены сдает он, а не учитель! Невладение приемами и формами актуализации знаний и проверки домашней работы – а по сути это не одно и то же – приводит к тому, что драгоценные минуты первой половины урока становятся пустой тратой времени.Анализируя такие уроки и подсказывая учителю его недочеты, частым бывает такой диалог:- Скажите, Иванов Миша часто не выполняет домашнее задание?- Да. Он его либо не делает, либо, если я насяду, у кого-нибудь перепишет.- Сегодня на уроке вы сначала спросили именно Иванова о домашнем задании. С какой целью?- Ну я же должна узнать, готов он к уроку или нет!- Он, как и раньше, оказался не готов. – Вы в связи с этим сильно изменили планируемый ход урока или его содержание?- Нет, я ничего не меняла.А ведь именно этот первый элемент урока дал ученику негативный настрой на весь урок. Это еще хорошо, если ученик не встревает в перепалку с учителем: «Чего она докопалась!» А если встревает? Вот и начало неприятностей для ученика и учителя. Между тем актуализировать знания можно и по-другому, а домашняя работа может проверяться заочно (именно при таком подходе можно менять содержание следующего урока с большей эффективностью). Но это все формы, зная о которых, учитель снимает одну из первых болевых точек во взаимодействии с учениками.Отмечу, что само по себе восприятие учениками материала урока вообще подчинено большому количеству обстоятельств, некоторые могут быть для учителя закрытой темой. Например, вчера дворовая футбольная команда проиграла, а потом весь вечер шло обсуждение на юношеском уровне – из-за кого. Ну какие в этой ситуации могут быть победы императора Александра Македонского или логарифмы?!При подготовке к любому уроку учитель должен иметь в арсенале различные варианты его видоизменения, причем преимущественно не по форме, а по содержанию. Хорошей чертой молодого учителя может стать приучение себя к запоминанию последовательностей тем в изучаемом разделе и характера предлагаемых учебником и дидактикой заданий. Полезно и ведение молодым учителем «профессионального блокнота», содержащего интересные задания и фактический материал.Вообще, умение учителя давать урок «с чистого листа» по праву считается высшим пилотажем профессиональной деятельности. В этом умении заложено мастерство, позволяющее свободно принимать решение о содержании учебного материала, мгновенно в случаях затруднений у учащихся приводить поясняющие примеры, чувствовать эмоциональную волну класса. Весьма полезным упражнением для становления молодого учителя будет предоставление его наставником таких ситуаций.По взаимной договоренности с молодым учителем при наличии параллельных классов очень разумно предложить ему провести урок, а затем пригласить на урок по той же теме, но в другой класс, на урок, который уже проведет наставник. В такой ситуации обогащается содержание у обоих учителей, что важно для их профессионального роста.Неготовность учителя к взаимодействию с учеником в ситуации речевой агрессии.Речевая агрессия подростков порой не имеет под собой никаких оснований. Просто иначе они не могут говорить.Урок алгебры в 8-м классе по теме «Решение квадратных уравнений». Одна из форм работы на уроке, позволяющая организовать формирование устойчивых навыков решения таких уравнений, – групповая. На просьбу учителя к одному из учеников пересесть на другое место последовал в весьма грубой форме ответ: «Ну вот еще новости, буду я вам пересаживаться. Мне и тут хорошо!»Естественная реакция учителя: «Как ты со мной разговариваешь?!» – ни к чему хорошему не приведет. Речевая агрессия ученика выйдет из-под контроля гораздо быстрее, чем урок можно будет вернуть в нормальное рабочее русло. В такой ситуации учитель должен быть готов к тому, что, во-первых, дверь в человеческие отношения открывается на себя, а во-вторых, ученик исходит из тех словесных штампов и образов, которые его окружают и составляют его речевую среду.Важно то, что ученик не может, а если быть точнее, не умеет выражать свои желания иначе. Поэтому более правильным выходом из такой ситуации станет не выяснение того, почему это он так говорит с учителем, а предложение ему видоизменить фразу. «Наверное, ты хотел меня попросить, чтобы я не сажал тебя в эту группу?» Для урока этого вполне достаточно. Не беда, если он останется сидеть один до конца урока, главное в другом – учитель управляет уроком. Огромное количество ребячьих глаз наблюдает за тем, как поведет себя учитель, дети учатся не только предмету, но и умению держать себя с достоинством, учитель – это пример поведения, которого у учеников нет. А для конкретного ученика несколькими минутами спустя можно будет предложить другую работу или другое задание.Подростки не всегда знают, как поступить в той или иной ситуации, поэтому им разумно предложить на выбор несколько вариантов для принятия решения.Немаловажные факторы педагогического успеха в описанной ситуации – знание учителем множества форм деления класса на группы и стандартный набор достойных ответов в случае речевой агрессии.Простейший вариант – организовать в классе группы: предложить вытянуть ребятам фигурки определенных форм или цветов и объединиться по тому, какая фигура у него в руке или какого цвета.А вот набор достойных ответов, это как стратегический резерв главнокомандующего – он должен быть, но о нем никто не должен знать:- Я думаю, что вы уже пожалели о том, что сказали.- Смелость нужно проявлять не с учителем.- Вот на этом мы и остановимся.- Жаль, очень жаль, что вы проявили глянцевое мышление.Разумно использовать и хорошо известные шутки:- Вы не будете говорить мне, что делать, а я не скажу, куда вам пойти.- Не принимайте больше йод, вам достаточно.Предложу еще один вариант ответа, который можно применить лишь однажды, но знать его молодому специалисту разумно: «А теперь представь, что кто-то точно так же и в такой же тональности сказал это твоей маме!»Неготовность учителя к принятию иной установки на ценность изучаемого предмета с позиций ученика.«Есть и другие предметы, гораздо интереснее вашего, не делайте из меня математика, мне интересна история». Юношеский максимализм, рубящий такие фразы, вызывает у молодого учителя, для которого нет ничего важнее его предмета, бурю негодования.Но важным в такой ситуации становится не то, что ученик это сказал, а то, что реакция учителя не может и не должна быть мгновенной. Это самое главное правило, которое учитель, вступивший на путь педагога, должен усвоить.Наиболее конструктивной в этой ситуации будет позиция, когда учитель станет постепенно и опосредованно показывать, но не доказывать ученику, что математика тоже может быть интересной, причем не менее, чем история, со своими тайнами, человеческими судьбами и интригами.- Я пришла в школу, и мне достался 10-й класс, где из урока в урок мне твердят: «Мы уже все знаем, и ваши уроки нам как-то параллельны», – говорит учительница русского языка, вчерашняя выпускница педагогического вуза. – До меня их с пятого класса учила очень сильная учительница, которая ушла на пенсию и как раз с этого года попросила меньшую нагрузку, взяв лишь один пятый класс. Конечно, русский язык они закончили изучать, и у меня только один урок на повторение, чтобы подготовить их к ЕГЭ, а остальные уроки – это уроки литературы. Но проблемы только на русском языке, литература идет хорошо.Проблема заключена в том, что учительница оказалась в плену авторитета более старшего и опытного коллеги, потому любые попытки научить, повторить разбивались о то, что дети уже все это знают. Выход из этой ситуации очень простой – ученикам нужно показать на доступном им уровне (завышать знаниевую планку здесь ни в коем случае нельзя), что и у нее тоже можно многому научиться. Начинать нужно с вопросов, которые вызовут у учеников замешательство. Например: «Образуйте множественное число к слову «дно»; «Какая форма высказывания верна – «одевать шапку» или «надевать шапку»?» Не каждый ученик сможет с ходу сказать, что ответом на первый из приведенных вопросов будет слово «донья», а для второго вопроса верной формой будет «надевать шапку».В таких ситуациях верными союзниками учителя выступают эрудиция, желание использовать занимательные сведения и задания, расширять свой методический багаж за счет поиска простых заданий из различных интеллектуальных олимпиад.Неготовность учителя к анализу успешности своей профессиональной деятельности.Молодым учителям бывает очень трудно понять, что результат в педагогике не бывает моментальным. Он имеет существенную отсроченность по времени, и на первых порах не менее важным бывает просто накопление опыта, складывающегося, как красивая мозаика, из интересных форм урока, овладение технологией, грамотностью в применении технических средств обучения.- Все хорошо, но не могу справиться с дисциплиной на уроке в 5-м классе, – говорит молодая учительница английского языка.- В чем конкретно проявляется нарушение дисциплины?- Их трудно собрать, заставить слушать, они постоянно говорят.- Говорят на английском?- …Нет, конечно, они беседуют друг с другом или что-нибудь начинают обсуждать, говоря хором.- У вас уроки три раза в неделю с этой группой класса. Они в каждый день недели так себя ведут?- Нет, бывает и лучше.- А какие уроки у них перед вашим уроком?- Не могу сказать, не знаю.- Бывают ли такие моменты урока, когда дети сосредоточенны хоть несколько минут и выполняют данное им задание?- Да.- Что это за задания?- Обычно это задание на перевод текста или отдельных предложений.- А выполнение каких заданий чаще других вызывает нарушение дисциплины в классе?- Построить диалог, рассказать по картинке.Вот и выстроился анализ, который показывает пути нивелирования возникших у молодого учителя трудностей. С одной стороны, необходимо обратить внимание на то, что специфика предмета связана с тем, что для его успешного освоения необходим активный словарный запас, который у детей и не сформирован в должном объеме. Далее, в любом предмете существуют так называемые типовые задания. В ситуации, когда каждый ученик знает, что надо делать и что от него требуется, пусть даже на несколько минут в классе воцаряется рабочая обстановка, и каждый участвует в приобретении новых знаний. Значит, на первых порах необходимо искать, и искать непрерывно, такие формы работы, чтобы ученики выполняли преимущественно типовые задания, и лишь спустя продолжительное время включать в работу другие, активные по своему содержанию формы работы с такой группой ребят.Неспроста возник вопрос о том, какой урок был в этом классе до английского языка. Характер и стиль взаимодействия учителя с учениками бывают разными, и порой нужно либо просто, на уровне администрации, решить вопрос о возможности переставить в расписании уроки, либо дать возможность элементарно освободиться от возникшего напряжения, а это опять поиск адекватных цели и форм работы с учениками.Неготовность учителя к восприятию точки зрения ученика.Сколько людей – столько мнений. Это золотое правило развития человечества, и, входя в класс, грамотный учитель будет этим пользоваться, а неграмотный – искоренять.Проблема в другом. Когда начинающий учитель скован в своих действиях подготовленным планом урока, любое отступление от него вызывает необходимость во что бы то ни стало догнать, успеть, уложиться по времени. Самая эффективная работа с учеником, который узнает что-то дополнительно или действует как заправский нигилист, – направить его энергию на выполнение проектов. В этой ситуации спланированное учителем время на уроке для защиты его или их проектов лишь украсит урок, сделает рабочую атмосферу управляемой.Разнообразие форм работы с учащимися, в том числе и хорошо зарекомендовавшей себя такой формой работы, как опережающее задание, позволяет учителю свободно выстраивать разные по типу уроки, а ученикам чувствовать сопричастность к их развитию, что только улучшит контакт с детьми.Неготовность учителя к дифференцированному подходу в оценивании знаний учащихся.Извечная проблема «за что можно поставить ученику тройку» для молодого учителя становится болезненно острой. Элементарное недовольство ученика влечет недовольство его родителей и порождает нервозность на этом этапе урока как у учителя, так и у ученика.Молодому специалисту необходимо в первую очередь четко различить, что оценка ставится не ребенку-ученику, а его действиям, и вдобавок оценка и отметка – два совершенно разных понятия. Вследствие этого на этапе вхождения учителя в профессию, еще до момента выполнения учащимися письменных работ или устных ответов, докладов, необходимо четко разграничивать объемность выставления оценки. Методически верно будет, если установленная система оценивания окажется на протяжении длительного этапа обучения для данного класса неизменной.Весьма показательной в этом отношении оказывается «педагогика контрастов». Учитель работает в двух параллельных классах – один с профильным изучением предмета, а другой – педагогической поддержки. Оценивание учебных достижений происходит по-разному: в одном классе по ситуации не сделано то, не сделано это, поэтому тройка, а в другом нашли это, увидели то, поэтому уже хорошо, могу поставить тройку. Такой диссонанс связан с тем, что молодому учителю бывает трудно понять нормированность оценок, ибо она не существует. В любом случае оценка – это итог учебных достижений ученика в его собственном продвижении.- Ничего не могу понять, – говорит ребенок учителю, – раньше, когда учился в другой школе, только за то, что я приходил и просто аккуратно все списывал с доски, мне ставили четверку. А теперь я учу, учу столько, сколько никогда раньше не учил, а вы мне «три» поставить не можете!Эта ситуация означает лишь одно. Ученик попал в измененные условия, но учитель не может, а возможно, и не желает подойти к ученику с позиций разумного соответствия уровню трудности. Дело в том, что ученик не развивается по нормативным законам, он развивается по своим внутренним, но развивается! Пройдет немного времени, и желание ученика достичь заветной тройки просто пропадет – зачем стараться, если все равно будет одно и то же. Учитель, намеренно завышая планку ученику, который пока не в силах осилить предмет, создает своей принципиальностью ситуацию, при которой он получает на уроке ученика, не заинтересованного в изучении предмета.Эта ситуация аналогична ситуации заноса автомобиля на скользкой дороге. Для того чтобы поймать управляемость автомобиля, руль нужно сначала вывернуть в сторону заноса, и уже после того, когда управляемость восстановлена, автомобиль выравнивают. Ученик, который постоянно оказывается в роли отстающего, которому постоянно говорят о том, что он не доучил, не доделал, не решил, никогда не будет хорошо относиться к предмету и учителю, что ведет к возникновению конфликтных ситуаций.Для ребят, которые были в отстающих, нужна иная работа, и главное – не после урока. Она должна идти на опережение! Постоянное устранение пробелов и догонка по пунктам учебника ставят ученика в стрессовую ситуацию. Успеха можно достичь и тогда, когда с таким учеником прорабатывается материал, который еще только будет на уроке, когда учитель выстраивает свою работу на основе циклических возвратов в содержание предмета.Абсолютно неверна и не имеет под собой никакого педагогического смысла ситуация, когда снижение отметки ученику идет в воспитательных целях.Урок алгебры в 7-м классе. Девочка-отличница верно выполнила все задания самостоятельной работы, предложенной по теме «Линейная функция», но в одном задании – на определение координат точки – неверно их записала. Обнаружив самостоятельно свою оплошность – в том, что в паре чисел вместо абсциссы точки записана ордината, а вместо ординаты записана абсцисса, – она просто показала стрелками, что читать надо наоборот. Учитель, зная о том, что такая оплошность, вообще говоря, несерьезна, особенно в свете идущих экзаменов с компьютерной проверкой в форме ЕГЭ и ГИА, решил снизить отметку за работу, поставив четверку, рассчитывая на то, что для ученицы это будет хорошим уроком и она твердо запомнит порядок записи координат.Но реакция ученицы оказалась совершенно иной. Получив работу с отметкой «четыре», в которой был отмечен только недочет в записи ответа координат искомой точки, ученица оказалась в недоумении.- За что «четыре»?- Вот за эту запись, – ответил учитель, указывая на стрелочки.- Только за это? – с возмущением спросила девочка.- Да. Эта ошибка потом может выйти боком на экзаменах, поэтому нужно твердо знать, как их записывают.В это же мгновение лист с самостоятельной работой в руках ученицы оказался разорван в мелкие клочки и подброшен вверх, секунду спустя, схватив свои вещи, она хлопнула дверью так, что осыпалась штукатурка.Ожидаемый учителем педагогический эффект не состоялся. Во-первых, не были в полной мере учтены особенности переходного возраста, в котором подростками все воспринимается крайне болезненно. Во-вторых, ошибку, которую ученик увидел и поправил, правда, таким своеобразным способом – стрелочками, – нельзя считать ошибкой. В-третьих, воспитывающий эффект, даже если он и запланирован заранее, не достигается походя. Кроме того, умение ученика найти свою ошибку в своей работе – это очень важное умение, на которое чаще всего не приходится рассчитывать, поэтому учителем изначально была неправильно оценена письменная работа, а конфликтная ситуация возникла.Неготовность учителя к взаимодействию с родителями ученика.Ученик шалит на уроке, не выполняет домашнее задание. Как реакция сначала появляются замечания в дневнике, а потом и вызов родителей в школу.Для молодого учителя начинаются самые важные испытания. Он начинает говорить родителям о том, что ребенок плохой – не слушается, отвлекает других, порой грубит, не делает домашнюю работу. А для родителя он самый лучший, он самый хороший. Возникает столкновение в оценке самого ребенка, и учитель оказывается в невыигрышной позиции.Как холодный душ действует на учителя вопрос со стороны родителей: «Хорошо, мы все поняли. Что вы предлагаете?» И, как обычно, уже ничего и не предложишь, потому как встреча с родителями, молодым учителем продумывается лишь в направлении «сейчас я им ВСЕ скажу об их чаде».Подливают масла в огонь и психологи, давая абсолютно неприемлемые советы: «Сначала ребенка похвалите, а потом скажите о проблемах». Родители, для которых приоритетом является защита ребенка, за этот подход ухватываются очень грамотно.- Ну, что же вы, уважаемый учитель?! – говорят родители. – Только что вы сказали, какой он хороший, а теперь говорите, что плохой. Наверное, вы не смогли до конца увидеть достоинства моего ребенка. Вы присмотритесь получше, он хороший – просто шалит иногда, но он же ребенок!Для таких ситуаций нужно принять то, что если ребенок вышел на улицу и не влез в лужу, то это больной ребенок, а если ученик не прогулял ни одного урока или не схлопотал двойку, то это ребенок, у которого не было счастливого детства.В диалоге с родителями, особенно на предмет плохого поведения ребенка и его неуспеваемости, молодого специалиста необходимо ознакомить с совершенно иной тактикой. Нужно говорить о том, что школа предоставляет большое количество возможностей и для развития, и для подготовки к экзаменам: деление класса на группы, рассмотрение на уроке заданий из вариантов прошлых лет, выполнение дома типовых вариантов, особую работу по рассмотрению «сложных случаев». А ребенок не пользуется предоставляемыми возможностями – шалит, не делает домашнюю работу.В этой постановке учитель говорит об УСЛОВИЯХ, которые ребенок в силу недостаточности социального опыта не использует. Такие «открытия» для родителей бывают гораздо важнее, чем просто просьбы повлиять на ребенка домашними методами воспитания.Готовность молодого учителя к преодолению и недопущению конфликтных ситуаций должна формироваться еще до его вхождения в класс или с первых минут работы в школе. В этом ему должна помогать хорошо поставленная работа по наставничеству, когда учителя информируют о том, чего делать точно не следует, а что, наоборот, надо обязательно иметь в виду и использовать в работе.Павел САМСОНОВ, учитель математики школы №129

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте