Сегодня, как никогда, актуальна мысль о том, что кадры решают все. В первую очередь эта мысль имеет отношение к кадрам педагогическим, к профессии учителя.
Необходимо глубоко задуматься над словами выдающегося ученого, академика Н.Н.Моисеева, который на заре нового тысячелетия пророчески написал: «Та нация, которая раньше других сумеет создать наиболее совершенную систему «Учитель», станет лидером ХХI века», потому что:
1) эта система – хребет любой цивилизации, и ее роль непрерывно возрастает по мере могущества цивилизации;
2) история вступает в такую фазу, когда не столько политик, а именно учитель как важнейший носитель ее смысла и активности будет определять людские судьбы;
3) развитие цивилизации как эволюционный процесс обеспечивается развитием новых форм коллективной памяти, реализуемой системой «Учитель»;
4) человечество стоит на пороге нового этапа антропогенеза, в развитии которого учитель призван сыграть решающую роль;
5) только по-настоящему интеллигентное общество будет способно переступить порог ноосферы;
6) развитие системы «Учитель» не может следовать каким-либо раз и навсегда установившимся стандартам, а должно непрерывно корректироваться изменениями условий жизни, быть способным перестраиваться;
7) система «Учитель» должна сочетать положительный опыт традиций с новыми потребностями, и по мере того, как растет скорость изменения условий жизни, должна расти и скорость поиска новых форм образования и воспитания;
8) мы должны в рамках системы «Учитель» заложить основы той цивилизации, которая сделает человечество способным жить и развиваться.
Специфика педагогического мышления в его гуманитарности. В свое время мне пришлось исследовать эту проблему, мысленно полемизируя с выдающимися психологами С.Л.Рубинштейном и Т.В. Кудрявцевым, используя в качестве исходной информации их характеристику технического мышления, или мышления технаря. Вот выводы из нашего диалога:
источник гуманитарного мышления – социальная, межличностная и внутриличностная ситуации с присущими им социальными многообразными отношениями, глубоко взаимосвязанными и взаимозависимыми;
главный результат гуманитарного мышления – идея как продукт интеллектуального труда, а не вещь как результат мыслительных усилий технаря; при этом учитываются собственная практическая гуманитарная деятельность, личный опыт, опыт коллег;
опора на мысленное экспериментирование, воображение. Эмоционально-нравственный фактор предполагает и личную ответственность;
неоднозначность временного фактора требует быстроты, оперативности, гибкости мышления, точности и правильности решения, прогнозирования последствий и их оценки; не столько творчество, сколько креативность (решение без явных к тому подсказок);
важна способность к многовекторной рефлексии и самоидентификации;
невозможно тиражировать одно и то же решение даже для, казалось бы, похожих внешне ситуаций, всегда нужен индивидуальный подход;
гуманитарное мышление способствует формированию более богатых и тонких отношений человека к миру, к людям, к себе. Они первичны в ситуациях нравственного выбора и, следовательно, делают человека более свободным и творческим, самостоятельным и активным.
Л.ПЕРМИНОВА, доктор педагогических наук, профессор МИОО
Комментарии