Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Педагогическая практика – время перемен. Записки Виктора БОЛОТОВА

Учительская газета, №01 от 7 января 2014. Читать номер
Автор:

​Хочу рассказать о том, что сегодня занимает меня больше всего, чем будет заполнен наступивший только что новый год. Это реформа педагогического образования. Думаю, вы со мной согласитесь: она необходима.

Так получилось, что в прошлом году я побывал почти в двух  десятках региональных вузов, которые реализуют программы педагогического образования. Смотрел, разговаривал с руководителями и у каждого спрашивал: «Как вы готовитесь к грядущему введению новых школьных стандартов?» Гостеприимные хозяева в этот момент смотрели на меня удивленно, мол, а что, к ним разве надо как-то особенно готовиться?  И только единицы понимали: в существующей практике нужно многое менять.Концепция модернизации педагогического образования разработана и включает в себя несколько ключевых моментов. Остановлюсь лишь на нескольких.  Социологические опросы студентов педвузов показывают, что уже на первом курсе значительное число ребят в школу идти не хотят. А после практики «отказников» становится еще больше. Я? Туда? За эти деньги? Да никогда! Поэтому первое, что мы предлагаем изменить, – сама процедура прохождения практики. Она должна стать по-настоящему интерактивной, давать возможность студентам, учителям и преподавателям работать одной командой, вместе создавать и вести со школьниками некий проект. Сроки практики необходимо увеличить. Замысел этот отнюдь не фантастика. Подобная схема уже работает в Московском городском психолого-педагогическом университете, в Российском педагогическом университете им. Герцена. Причем доведена до отчуждаемости, то есть опыт этот вполне можно транслировать. Второе. Мы хотим дать возможность тем, кто все же разочаровался в учительской профессии, уйти на академический бакалавриат: естественно-научный или гуманитарный. И не надо тогда изучать методику преподавания, школьную практику проходить, которая, кстати, удовольствие не из дешевых. Третье. Еще в 80-е годы в классическом университете Красноярска мы с Исаком Фруминым,  Борисом Хасаном и еще несколькими коллегами провели такой эксперимент: набрали на психолого-педагогические специальности студентов, завершивших двухлетнюю классическую университетскую программу по физике, химии, математике, другим профилям. Крепкая академическая база и  глубокое психолого-педагогическое образование дали блестящие всходы. Все наши выпускники теперь занимают видные места в образовании в крае, да и в Москве их много на хороших позициях. Почему бы сегодня не вернуться к этой идее, разработанной когда-то при поддержке выдающегося психолога Василия Васильевича Давыдова, поддержанной группой  методологов под руководством Георгия Петровича Щедровицкого? Четвертое. Мы предлагаем усилить сетевое взаимодействие вуза, реализующего программы подготовки учителей, педагогического колледжа и школы. О чем идет речь? Мы с вами знаем, и любой директор подтвердит, что лучший учитель начальных классов – тот, кто окончил педколледж, год-два поработал в школе, а потом пошел в университет за дипломом о высшем образовании. Но если разобраться, мы увидим, что в колледже такие ребята получают прикладную подготовку, никакой особой теорией они не владеют. Общего психолого-педагогического образования маловато. В вуз они приходят сразу на третий курс и опять начинают заниматься прикладными вещами, а фундаментальные, базовые знания так и остаются за кадром. Поэтому наша цель – организовать прикладной бакалавриат, совместив фундаментальную подготовку с практической. Уже есть учреждения, которые начинают работать по этой схеме. Так что остается лишь довести начатое до счастливого финала. И это лишь некоторые аспекты модернизации педобразования. Если вам интересно, к этой теме можно будет вернуться. NB! Виктор Александрович БОЛОТОВ, научный руководитель Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ, президент Евразийской ассоциации оценки качества образования, профессор, академик РАО.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту