search
main
0

Педагогическая практика – время перемен. Записки Виктора БОЛОТОВА

​Хочу рассказать о том, что сегодня занимает меня больше всего, чем будет заполнен наступивший только что новый год. Это реформа педагогического образования. Думаю, вы со мной согласитесь: она необходима.

Так получилось, что в прошлом году я побывал почти в двух  десятках региональных вузов, которые реализуют программы педагогического образования. Смотрел, разговаривал с руководителями и у каждого спрашивал: «Как вы готовитесь к грядущему введению новых школьных стандартов?» Гостеприимные хозяева в этот момент смотрели на меня удивленно, мол, а что, к ним разве надо как-то особенно готовиться?  И только единицы понимали: в существующей практике нужно многое менять.Концепция модернизации педагогического образования разработана и включает в себя несколько ключевых моментов. Остановлюсь лишь на нескольких.  Социологические опросы студентов педвузов показывают, что уже на первом курсе значительное число ребят в школу идти не хотят. А после практики «отказников» становится еще больше. Я? Туда? За эти деньги? Да никогда! Поэтому первое, что мы предлагаем изменить, – сама процедура прохождения практики. Она должна стать по-настоящему интерактивной, давать возможность студентам, учителям и преподавателям работать одной командой, вместе создавать и вести со школьниками некий проект. Сроки практики необходимо увеличить. Замысел этот отнюдь не фантастика. Подобная схема уже работает в Московском городском психолого-педагогическом университете, в Российском педагогическом университете им. Герцена. Причем доведена до отчуждаемости, то есть опыт этот вполне можно транслировать. Второе. Мы хотим дать возможность тем, кто все же разочаровался в учительской профессии, уйти на академический бакалавриат: естественно-научный или гуманитарный. И не надо тогда изучать методику преподавания, школьную практику проходить, которая, кстати, удовольствие не из дешевых. Третье. Еще в 80-е годы в классическом университете Красноярска мы с Исаком Фруминым,  Борисом Хасаном и еще несколькими коллегами провели такой эксперимент: набрали на психолого-педагогические специальности студентов, завершивших двухлетнюю классическую университетскую программу по физике, химии, математике, другим профилям. Крепкая академическая база и  глубокое психолого-педагогическое образование дали блестящие всходы. Все наши выпускники теперь занимают видные места в образовании в крае, да и в Москве их много на хороших позициях. Почему бы сегодня не вернуться к этой идее, разработанной когда-то при поддержке выдающегося психолога Василия Васильевича Давыдова, поддержанной группой  методологов под руководством Георгия Петровича Щедровицкого? Четвертое. Мы предлагаем усилить сетевое взаимодействие вуза, реализующего программы подготовки учителей, педагогического колледжа и школы. О чем идет речь? Мы с вами знаем, и любой директор подтвердит, что лучший учитель начальных классов – тот, кто окончил педколледж, год-два поработал в школе, а потом пошел в университет за дипломом о высшем образовании. Но если разобраться, мы увидим, что в колледже такие ребята получают прикладную подготовку, никакой особой теорией они не владеют. Общего психолого-педагогического образования маловато. В вуз они приходят сразу на третий курс и опять начинают заниматься прикладными вещами, а фундаментальные, базовые знания так и остаются за кадром. Поэтому наша цель – организовать прикладной бакалавриат, совместив фундаментальную подготовку с практической. Уже есть учреждения, которые начинают работать по этой схеме. Так что остается лишь довести начатое до счастливого финала. И это лишь некоторые аспекты модернизации педобразования. Если вам интересно, к этой теме можно будет вернуться. NB! Виктор Александрович БОЛОТОВ, научный руководитель Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ, президент Евразийской ассоциации оценки качества образования, профессор, академик РАО.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте