search
main
0

Педагогическая поэма. Творческой личностью может стать каждый

Номинация «Искусство, ОБЖ, технология» Всероссийского конкурса «Учитель года-2005» собрала очень интересных, творческих педагогов: Наталью Егорову – учителя технологии Орудьевской средней общеобразовательной школы Дмитровского района Московской области; Елену Курсову – учителя изобразительного искусства гимназии №37 с русским этнокультурным компонентом города Казани Республики Татарстан; Наталью Макаренко – учителя изобразительного искусства и географии гимназии города Обнинска Калужской области; Леолида Макарова – преподавателя-организатора средней школы №18 города Магадана; Ирину Маршеву – учителя изобразительного искусства и черчения средней школы №184 города Нижнего Новгорода; Сергея Минаева – учителя изобразительного искусства, черчения и МХК Навлинской средней школы Орловской области; Дмитрия Скурихина – учителя профессионально-трудового обучения специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида города Кирово-Чепецка Кировской области. Не случайно эта номинация вывела в «пятнашку» сразу трех конкурсантов: Егорову, Минаева, Скурихина.

В номинации объединили семь учителей трех предметов. Поначалу такое объединение показалось искусственным, но потом стало ясно: эти гуманитарные предметы и без того связаны самым естественным образом, поскольку все они ориентированы на человека.

Прежде чем хвалить (а все конкурсанты в этой номинации заслуживают высокой оценки), сначала скажу о том, что вызывало неприятие. На представлениях визитных карточек, при демонстрации педагогического опыта, на уроках, на мастер-классах, на лекциях не всегда присутствовала искренность, порой ее заменял ложный пафос. Впрочем, пафос был свойственен очень многим конкурсантам на нынешнем Всероссийском конкурсе, которые почему-то именно таким образом пытались подчеркнуть особую роль учителя в обществе. Но надо ли было это делать?

Среди предметов школьного цикла изобразительное искусство, ОБЖ и технология порой расцениваются как не очень значимые, ведь по этим предметам нет в школе выпускных экзаменов, а оценки в аттестате не так важны, как, скажем, по математике и литературе. «Однако практика показывает, – говорит Нина Пьянкова, член номинационного жюри, профессор кафедры преподавания русского языка и литературы Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, – что и для детей, и для родителей, и для администрации предмет по-настоящему значим и необходим лишь тогда, когда подтверждается значимостью учителя, который его преподает. Тут никакими призывами и уговорами, типа «Изобразительное искусство» прекрасно как жизнь, без искусства жить невозможно», ситуацию не исправишь. Уговоры и призывы останутся сотрясанием воздуха без учителя-личности, доказывающего все эти положения на практике. Если в противовес недооцениванию изо, ОБЖ и технологии в школе появятся настоящие учителя по этим предметам, то через полгода-год можно будет увидеть как результат их работы изменение в среде детей и родителей. Папы и мамы, заметив, с какими глазами их чада приходят домой после таких уроков, непременно заставят администрацию создать нормальные условия для работы такого преподавателя.

Учителя часто становятся умными преобразователями школ, где работают. Не случайно у Елены Курсовой с самого начала возникла дерзкая мечта о новом дизайне школы. Именно под ее руководством художественный совет гимназии разработал современное оформление учебных кабинетов, фойе, библиотеки, столовой, залов. Работа учителя стала визитной карточкой гимназии, и понятно, что ни у кого не повернется язык сказать, что ее предмет здесь не главный, не воспитывающий в детях ту любовь к прекрасному, которая поможет им сделать в будущем прекрасной свою жизнь. А у Натальи Егоровой кабинет стал настоящей лабораторией, где ученики постигают основы экономики, предпринимательства, экологии, технической культуры. Дополнительно ребята вместе с Натальей Александровной в кружке «Хозяюшка» узнают секреты кулинарии, рукоделия, ведения домашнего хозяйства. Нужно ли все это детям, пригодится ли эта прагматика в жизни? Вне всякого сомнения. Способна ли Наталья Александровна подготовить своих учеников к жизни? Конечно. При этом ей помогает былая профессия – инженер-экономист, которая обогащает теперешнего учителя Егорову. Точно так же помогает первая профессия и Леолиду Макарову. Он – учитель русского языка и литературы, но судьба так повернулась, что работы по этому профилю для него не нашлось. Теперь Макаров преподает ОБЖ, а кроме того, готовит своих учеников к службе в армии. Находки Леолида Николаевича обогащаются личным опытом преподавания и становятся поистине педагогической энциклопедией, с которой полезно познакомиться каждому, кто считает ОБЖ предметом неинтересным и даже конъюнктурным. Хорошо, когда в творческий поиск учитель вовлекает своих учеников, причем педагог ищет технологии и методы, а ученики – себя, свою будущую профессию для взрослой жизни. Например, Ирина Маршева не только учит всех своих ребят разбираться в искусстве, отличать Рубенса от Ренуара, а Тициана от Малевича, но и приобщает к художественному творчеству лучших своих питомцев в студии «Калейдоскоп». Удается ли ей помочь своим ученикам в выборе жизненного и профессионального пути? Возможно, кого-то это удивит, но 13% выпускников школы поступают в художественное училище. Поражает не то, что поступают, а то, что в школе при отсутствии специального отбора оказывается так много одаренных учащихся. Но, как говорят специалисты, дело тут, может быть, вовсе не в количестве учеников, а в качестве работы учителя.

На конкурсе часто оказывается, что замечательный учитель, то ли волнуясь, то ли комплексуя, не всегда может показать свою работу в полном объеме, так интересно и точно, как делает это каждый день в своей школе. Насколько полно на этот раз конкурсанты «художественной номинации» 2005 года продемонстрировали свою способность сделать свой предмет в школе если не главным, то, во всяком случае, значимым? Содержание всех уроков, которые были ими даны, по мнению членов жюри, безусловно, отличается высоким гуманистическим смыслом. Это не случайно, поскольку все эти предметы обращены к человеку, к его эмоционально-ценностной сфере. Конкурсанты на своих уроках доказали: идет поиск, есть интересные творческие наработки, высокое педагогическое мастерство. Другое дело, что всякий раз мастерство определяется личностью конкретного педагога. «В этом смысле, – говорит Нина Пьянкова, – нет специфики предметов, есть специфика педагога, учителя, использующего разные методические приемы». Трудно не согласиться с этим, поскольку на конкурсе действительно интересен учитель как личность, его взгляд на проблему преподавания под тем или иным углом. От чего зависит этот уникальный личностный взгляд? От личной культуры, от личных пристрастий в искусстве, от того, что он принимает сердцем и душой. В этом отношении чрезвычайно интересен был Сергей Минаев. Сергей Иванович сам пишет портреты и натюрморты, сочиняет стихи. Художественное творчество у него самым удивительным образом сочетается с педагогическим: мало того, что Минаев возглавляет Шаблыкинское районное методическое объединение учителей, но и преподает в Орловском областном институте усовершенствования учителей методику преподавания ИЗО, черчения и мировой художественной культуры.

Если учитель берет как основу для своей работы некий шаблон, он становится неинтересным. Еще хуже, если при этом педагог принимает за основу то, в чем не разбирается. В этом случае его ждет крах. «Попытка посмотреть на что-то под разными углами, творчески, не шаблонно, не слепо следуя каким-то авторитетам, а стремясь разобраться в сути, – убеждена Пьянкова, – это проявляющиеся способность и желание найти неоднозначный ответ на то, что тебя интересует. Это поиск ответа для себя, что очень важно особенно для человека, преподающего такие предметы, как ИЗО, МХК, технология, ОБЖ».

Конечно, позиция профессора Пьянковой – это установление довольно высокой планки для педагога, которая по силам не всем. Четко отвечал этим требованиям, пожалуй, Дмитрий Скурихин, урок которого предназначался для тех конкретных детей, которые сидели в классе калининградской гимназии №1. Самое главное, было ясно, зачем нужно детям то, что учитель им представляет. Работа Дмитрия Анатольевича требует особого разговора и анализа, ведь он преподает не в простой школе, а в коррекционной, а значит, имеет дело с детьми, которые нуждаются прежде всего в адаптации к современным экономическим условиям. Эти ребята не станут поступать в вуз, они, скорее всего, не будут учиться и в техникумах. Их дорога – в профессиональное училище, где можно приобрести профессию. Однако обычно выпускникам таких школ трудно поступать и в ПТУ, наверное, поэтому проект «Индустриальная школа», созданный Скурихиным, – не дань моде, не шаг к созданию профильной школы, а насущная потребность коррекционного обучения. Дмитрию – яркому и творческому учителю, учителю-психологу по своей сути, потому что без знания психологии и основ коррекционной педагогики невозможно работать в такой школе, как Кирово-Чепецкая, на конкурсе было непросто. С одной стороны, он, конечно, показал себя сильным преподавателем профессионально-трудового обучения и, как признаются члены Большого жюри, долгое время они предполагали, что Дмитрий Скурихин может стать даже первым на Всероссийском конкурсе. С другой – специфика педагогической работы все же не позволяла ему продемонстрировать сильные качества и достоинства так же легко и просто, как это удавалось, скажем, преподавателям литературы или математики. Его весьма конкретный предмет требует некоторой приземленности, потому что дети не витают в облаках, а создают изделия своими руками. Научить их этому и показать при этом в блеске свою методику трудно. Так же трудно было в 1997 году на Всероссийском конкурсе Александру Глозману – учителю технологии 293-й московской школы. Но и Глозман тогда, и Скурихин нынче показали практическую работу высочайшего класса. Хотя можно сегодня уже говорить, что учитель технологии должен выходить и в виртуальное пространство, используя современные информационные технологии.

«Беда в том, – говорит Нина Пьянкова, – что при расширении информационного поля тому или иному учителю сегодня трудно отойти от старых представлений, что он – чуть ли не единственная и последняя точка в информационном пространстве ученика. Поэтому в тысячу раз сложнее становится отбор содержания. Ведь помимо того, что урок должен быть интересным, развивающим, он должен быть еще и нужен тем детям, которые тратят свое учебное время, чтобы получить это содержание по культуре современного мира. Сегодня ребенок может сесть у компьютера, залезть в интернет, узнать многое самостоятельно, поехать на экскурсию, посетить музей, при этом учитель обязан, как некая мембрана, пропустить возможную информацию и дать ребенку квинтэссенцию, которая будет тому и интересна, и полезна, и необходима для его развития».

«Жюри нашей номинации, – призналась руководитель предметного жюри, первый заместитель главного редактора «Учительской газеты» Ирина Димова, – проводило в дискуссиях и спорах, пожалуй, больше времени, чем все остальные предметные жюри. В самом деле, как подвести итоги, как оценить творчество там, где оно становится подчас обычным делом, без которого работа невозможна? Да и как сказать, какой достигнут результат, если сначала нужно определить, что такое результат на уроке, где многое определяется не только способностями учителя, но и личностными качествами ученика?».

Самым главным результатом каждого конкурсного урока в этой номинации была, пожалуй, пластика учеников. Когда смотришь урок, сидя за последней партой, глаз учеников не видно, но видно, как распрямляются или напрягаются их спины, как поднимаются или опускаются их плечи, как взмывают в воздух, привлекая внимание учителя, руки тех, кто заинтересован и хочет высказать свое мнение, поучаствовать в общей работе на уроке, или как трудятся умелые руки над тем, чему их учит учитель-умелец. Детскую пластику на творческом уроке не зажмешь в корсет дисциплины, она свободна, она – открытая книга, на страницах которой дети сами записывают: интересен ли им учитель, интеллигент ли он или играет интеллигентность. Книга конкурсантов номинации «Искусство, ОБЖ, технология» стала, пожалуй, поэмой о том, что творческой личностью на таких уроках может стать любой ребенок.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте