search
main
0

Педагогическая почта. Проблемы образования – главная тема корреспонденции президента

Как сообщает пресс-служба Президента России, в общем объеме почты на имя Владимира Путина на первое место вышли обращения по проблемам образования. Это результат акции, организованной нашим профсоюзом по итогам апрельского съезда. Всего за первое полугодие 2005 года глава государства получил свыше 58 тысяч писем по вопросам образования. Основная часть корреспонденции поступила в июне – это подписные листы в поддержку обращения съезда к Президенту России.

О законах

«Реформирование образования принесет зримые плоды только тогда, когда новаторство будет полнее сочетаться с отечественным опытом и традициями, когда для решения накопившихся проблем будут созданы эффективные механизмы взаимодействия общества и власти», – подчеркивает в своем письме профессор МИФИ В.Масленников.

Педагогов и профсоюзных лидеров беспокоит, что поправки, внесенные в федеральные законы «Об образовании», «О высшем профессиональном и послевузовском образовании», относят образование к сфере услуг, за оказание которых уже нет консолидированной ответственности. В результате система общего образования относится теперь только к ведению местных властей, а дошкольное образование, конституционно гарантированное на бесплатной основе, финансируется муниципалитетами и отношения к федеральным гарантиям не имеет. «Таким образом, ответственность за развитие образования как бы размывается», – считает Людмила Косарынцева, председатель Красноярской краевой организации Профсоюза работников народного образования и науки.

В этом контексте высказывается опасение, что передача большинства учреждений образования на попечение региональных властей и муниципалитетов может негативно сказаться на их материальной базе.

Она и сейчас не в лучшем состоянии. По данным Минобрнауки России, капитального ремонта требует треть школ. Почта свидетельствует, что в них не хватает наглядных пособий, лабораторного оборудования, порой даже отсутствуют канализация, водопровод. Передача с федерального на региональный бюджет учреждений начального и среднего профобразования, 35 процентов оборудования которых старше десяти лет, по мнению авторов писем, только усугубит ситуацию из-за отсутствия средств на местах.

С другой стороны, финансовые возможности Москвы, Санкт-Петербурга, нефтегазовых районов несравнимы с возможностями большинства субъектов Федерации. Это означает, что качество учебно-воспитательного процесса может существенно разниться по территориям. Поэтому в почте преобладает мнение, созвучное высказанному педагогами Алтайского края: «Делегирование регионам решений принципиальнейших проблем без учета их экономических возможностей и соответствующей помощи из центра может привести к эрозии общего образовательного пространства, «цементирующего» страну».

Авторы писем настаивают на более взвешенной оценке социальных последствий принимаемых решений. Прежде всего имеется в виду Постановление Правительства РФ «О реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности». Реализация постановления привела к тому, что, по данным Минобрнауки, за четыре последних года закрыто более 3,5 тысячи сельских школ. Между тем, как сообщают авторы писем, интернаты далеко не везде должным образом оборудованы, не хватает школьных автобусов. По этой причине десятки тысяч детей школьного возраста не посещают занятия. Поспешное слияние образовательных учреждений нередко замедляет их подготовку к наступающему новому учебному году.

О приоритетных направлениях

Несмотря на неоднозначность оценок, превалирует мнение, что вектор приоритетных направлений, разработанных Минобрнауки России, направлен на коммерциализацию общего и высшего профессионального образования. Предлагаемое сокращение на 25-30 процентов школьных программ, введение ступени бакалавра однозначно воспринимается как урезание базисных образовательных программ.

Высказывается опасение, что восполнять знания придется за свой счет. Во-первых, утверждают учителя, многие образовательные учреждения, лишенные поддержки государства и приравненные по налогам к коммерческим организациям, будут вынуждены стать на коммерческий путь, приватизироваться.

Во-вторых, педагогов не удовлетворяют существующие программы именно в силу их минимизации. В письмах приводятся факты, когда некоторые базовые предметы (математика, физика и т.д.) в школах становятся едва ли не второстепенными, уменьшается время на преподавание профильных дисциплин в профтехучилищах, техникумах и вузах, русского языка – в национальных образованиях Федерации. Авторы писем указывают на низкое качество учебной литературы, особенно по гуманитарным дисциплинам. Их беспокоит частая смена программ, методик преподавания, нередко противоречащих друг другу.

О дефиците педагогических кадров

Дефицит педагогических кадров в отдельных субъектах Федерации, по данным Профсоюза работников народного образования и науки России, составляет от 10 до 30 процентов. Ситуацию сглаживает лишь то, что многие учителя работают на две ставки.

Почти половина сельских преподавателей не имеет высшего образования. За последние семь лет количество студентов в стране увеличилось в два раза, а количество вузовских преподавателей – кандидатов наук всего на четыре процента.

Об отношении к учителям

Роль учителя явно недооценивается, подчеркивают авторы писем президенту. Средняя зарплата педагога в два раза ниже средней зарплаты по стране. В ряде регионов и ее выдают несвоевременно. Многие педагоги длительное время не имеют возможности повышать квалификацию. Повсеместно не снижается острота жилищной проблемы работников образования. На материальном благополучии сельского учительства негативно сказалась и реализация закона о монетизации льгот. Компенсации, как правило, далеко не покрывают фактическую их стоимость.

Об использовании финансовых ресурсов

Как противоестественная в почте характеризуется ситуация, когда до 30 процентов выпускников учреждений среднего и высшего профессионального образования не могут найти работу по избранной специальности: на них нет спроса. Вместе с тем компании вынуждены вкладывать средства в альтернативные учреждения профессионального образования: тренинговые структуры, системы внутрифирменной подготовки кадров. Это ведет к истощению как финансовой, так и кадровой базы системы образования.

Наши предложения

Авторы обращений к президенту выступают за расширение социального партнерства между учреждениями профессионального образования и работодателями, за последовательное развитие системы непрерывного образования и вузовской науки.

Профлидеры и учителя предлагают принять законопроект о статусе педагогических работников, а также включить в Программу социально-экономического развития России на среднесрочную перспективу раздел о политике в области доходов населения, который предусматривал бы и порядок повышения доходов учительства.

Что скажет на это президент? Будем ждать ответа…

Игорь ВЕТРОВ, по информации пресс-службы Президента России

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте