search
main
0

Педагогическая экспедиция к мастеровым и умелым

​В рамках проекта «Жизненный путь и жизненные стратегии человека как предмет педагогического исследования», посвященного 420-летию Я.А.Коменского, состоялась педагогическая экспедиция в регион народного художественного промысла Гжель и в Речицкую среднюю школу (Раменский район Подмосковья).

Цель проекта – разработка прогностических педагогических ситуаций и модели образовательного процесса на основе категорий «жизненный путь» и «жизненные стратегии» человека. Исходя из этого в ходе экспедиции нужно было найти ответы на такие вопросы: «Какие жизненно важные вопросы поднимались на уроках?» и «Как они связаны с нравственными законами жизни?». Решение этой задачи составило программу нашего выездного «полевого» исследования, которую рабочая группа разработала заранее. Наша совместная акция получила название межрегионального семинара «Уроки Коменского». С огромным трудом пробравшись сквозь московские пробки, мы приехали в подмосковную Гжель, где нас радушно, с горячим чаем и пирожками встретил педагогический коллектив во главе с директором Наталией Гребенниковой.Педагоги Центра образования №1435 присутствовали на 10 открытых уроках гжельских педагогов и смогли выделить главные вопросы, поднимавшиеся во время занятий, которые, без сомнения, можно считать жизненно важными. Красной нитью сквозь все проводившиеся в тот день мероприятия проходила тема патриотизма, любви к родному краю, гордости за достижения людей, живущих и работающих на гжельской земле. Вы спросите, что тут необычного, разве не во всех школах должны прививать патриотизм? Должны. В этом-то и разница – для многих патриотизм равен только долгу, нередко можно услышать даже от учителя истории: «Патриотизма нет, эта страна ничего мне не дала» и тому подобное. Мы же наблюдали, как воспитывается не долг, а желание: не «Я должен быть патриотом», а «Я хочу быть патриотом». И это возможно, потому что сами педагоги Речицкой школы верят в патриотизм, хотят быть патриотами, любят свою малую Родину. В образовательном и воспитательном процессе прослеживается желание не ждать, пока страна тебе что-то даст, и не взять как можно больше, а, наоборот, дать что-то своей стране. Речицкая школа вот уже более 100 лет дает России, Гжели умных, воспитанных, творческих, умелых людей.Умелые люди. Особый интерес у нас вызвали открытые уроки технологии и изобразительного искусства. Вот где «рождаются» умелые люди. Чего стоит одна только мастерская, оборудованная токарными станками, за которыми подростки, старательно выверяя каждый миллиметр, вытачивают детали! Мало того, в мастерской есть современный автоматизированный станок, которым дети управляют через компьютер. Наблюдая за тем, как дети постигают основы легендарной гжельской росписи, невольно задумываешься о том, что они уже не просто дети, а будущие мастера, работы которых будут цениться по всей стране и за рубежом, как ценятся и славятся работы их предков. А значит, гжельский промысел будет жить!Нельзя переоценить важность ручного труда, ибо умелые люди смогут выжить в любых условиях. Они не опустят руки, они не скажут: «У меня не получится», они просто возьмут и сделают. А если не знают, как сделать, то обязательно придумают способ.Все это подводит к еще одному интересному наблюдению – весь образовательный процесс пропитан незаметной на первый взгляд установкой на достижение успеха. Можно назвать это просто оптимизмом, но это то, без чего не происходит прогресс личности, установка на самостоятельность, на здравую оценку собственных сил, а значит, это еще один жизненно важный фактор, способствующий развитию и успешности.О самостоятельности, воспитываемой в учащихся Речицкой школы, хочется сказать отдельно. В Москве часто от родителей во время непринужденной беседы можно услышать недовольные отзывы о том, что их детям слишком много задают и «Мы, родители не успеваем за ночь подготовить им доклад». Было бы смешно, если бы не было так грустно. (И ведь очень хорошо видно, где доклад вместо ребенка делала мама.) Наблюдая же уроки в Речицкой школе, оценивая презентации детей, мы даже тени сомнения не допускали, что это делали сами ученики. Неужели, чтобы стать самостоятельным, надо родиться в селе?Участники нашей педагогической экспедиции обратили внимание на такие жизненно важные факторы, как семейные ценности и взаимоотношения детей между собой и с учителями. Многие отметили в своих наблюдениях, что у педагогов с учениками существует взаимный контакт, который, как хороший инструмент, позволяет учителю эффективно руководить образовательным процессом, а ученику не оказаться «выпавшим» и сохранить заинтересованность в происходящем на уроке.В ходе педагогической экспедиции мы совершили обмен интеллектуальным педагогическим капиталом. Если наши педагоги присутствовали на уроках гжельских педагогов, то гжельские педагоги наблюдали урок, который наш учитель Наталья Добрина подготовила для гжельских ребят в начальной школе и посвятила богородской игрушке. Получился теплый душевный разговор.Экспедиция позволила нам почерпнуть материал для совершенствования модели образовательного процесса в нашей собственной школе. Жизненный стиль, формирующийся на основе патриотизма, уважения к людям, семейных ценностей и традиций, на оптимизме и установках достижения успеха, на культивировании ручного труда как неотъемлемых составляющих всестороннего развития личности, – это и предмет, и цель образовательного и воспитательного процесса. Экспедиция в Речицкую школу показала, что эта цель достижима. После возвращения в Москву мы собрали педагогический совет для обсуждения и анализа нашей поездки с точки зрения программы исследования. Анализ был бы неполным, если бы я не отметил самое большое наше эмоциональное впечатление от песенного творчества гжельцев: школьников, учителей, сельских поэтов и музыкантов. В Гжели много и красиво поют, делают это от души. И видно, что Гжель не может существовать без песни, так же как ее не было бы без керамики. Где-то в далеких воспоминаниях и старых кино остались гармонисты – непременный атрибут общения на селе, только не в Речицах: специально на нашу встречу пришли баянисты-виртуозы. Участники народного хора, которым руководит замечательная поэтесса и композитор Лариса Чернова, в народных костюмах исполнили ее проникновенные песни. Наши учителя заразились идеей создать собственный хор.Волна согревающего чувства педагогического и художественного (живописного, поэтического, музыкального) творчества, человеческого внимания и гостеприимства пробудила в нас новые желания. И это хорошо! Ведь сам Коменский называл себя «человеком желаний».Владимир ШАРОВ, психолог Центра образования №1435 Северо-Западного округа

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте