Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Педагоги всегда немного донкихоты

УГ - Москва, №11 от 16 марта 2010. Читать номер
Автор:

Кристина ЛОБКОВА, учитель физики: – Говорят: «Человек рождается дважды: в первый раз – когда появляется на свет, второй – когда выбирает профессию». Выбор специальности, ремесла, профессии – всегда таинство. Есть великое количество разнообразных мотивов или их комбинаций. Однако в длинном, практически бесконечном перечне причин, благодаря которым отдаешь предпочтение и посвящаешь жизнь тому или иному роду занятий, неизменно доминирует одна – сила образца.

Образцов этой профессии на моем пути с первых дней ученичества до получения аттестата, к счастью, оказалось достаточно для того, чтобы стать тем, кем стала сегодня. Наименования у профессии, выбранной мной раз и навсегда, составляют приличный синонимический ряд: учитель – педагог – преподаватель – наставник – воспитатель. А иногда услышишь или прочитаешь: «передатчик знаний».

Да, да! В первую очередь я – взрослый рядом с ребенком, а уж потом – педагог рядом со школьником.

Верным помощником в поддержании развития доверенных мне детских душ второй десяток лет стала физика, так как вполне осознанно остановив в юности свой выбор на этом предмете, я полностью отдавала себе отчет в том, что развитие ребенка всегда и везде связано с познанием физической картины окружающего мира. Родословная тысяч, десятков, сотен тысяч, миллионов детских «Почему?» корнями уходит в физику.

– Почему люди не летают, как птицы?

– Почему небо голубое, а трава зеленая?

И возникают они, эти «Почему?», постоянно. Только ответив на них, только убедившись, что знание моими питомцами усвоено «радостно, трепетно и победно», я могу оперировать формулами и вести их к решению многотрудных задач.

Отвечая на эти и другие вопросы детей, отыскивая вместе с ними нужный вариант ответа, с первых часов второго рождения и до сего дня знаю точно: просто обучать предмету наивно и нудно. Для меня и для учеников.

Давно известно, что в ребенке живут три потребности: в знаниях, в независимости, в человеческом общении. Мое будущее педагогическое кредо: не ограничиваться механическим воспроизведением информации, важнее подтолкнуть школьника к нахождению пути, по которому он придет к правильному ответу. И тогда будут реализованы потребности ребенка и в компетентности, и в знаниях, и в коммуникабельности.

Как учитель физики, я должна наделить своих учеников не только знаниями о свойствах и строении материи, о формах ее движения и изменения, но и научить их использовать эти знания в жизни, опираясь на нравственный потенциал человека. Ведь мне дается лишь несколько лет для того, чтобы помочь детям приобрести знания, здравомыслие и человечность, которые, я надеюсь, сделают из моих воспитанников хороших людей, граждан своей страны.

В этом мне часто и успешно помогают великие люди прошлого и настоящего. Вот лишь малая часть этих правил:

– Если мне на уроке скучно, каково же детям?

– Главная цель: «Увеличить добро в окружающем мире».

– Подводя итоги прожитого дня, сформулируй уроки, полученные тобой от детей.

– Все есть яд, и все есть лекарство. Тем или другим их делает только доза.

– Буду безгранично справедлив к детям. Отсутствие справедливости ничто не перекроет – ни знания, ни способности.

– Трачу время на то, что достойно траты.

Глубокое познание действительности осуществляется в единстве чувственного и рационального. На основе чувственного опыта развертывается мыслительный процесс абстрагирования. Самые сложные мыслительные умения происходят от первоначальных внешних действий, от работы с предметами, наблюдения за физическими процессами. Поэтому с особым увлечением мы с учащимися работаем в процессе проведения демонстрационных экспериментов. В эксперименте благодаря фактам и созданию ассоциативных связей между ними расширяется горизонт мышления, формируется устойчивый интерес к физике как науке.

Отворяя двери в свое дело, понимаешь, что открывается окружающая нас жизнь, мир вокруг нас, который воспринимается через мировоззрение личности. Оказывается, проще радоваться, восхищаться, чем осознанно воспринимать жизнь. Для этого надо видеть проблемы и решать их. Я стараюсь хоть что-то изменить, иногда сражаясь с ветряными мельницами.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту