search
main
0

Педагоги в нашей семье

​В моей семье были интереснейшие события и замечательные люди, в основном это были педагоги.

Мой прадед по отцовской линии – замечательный педагог Алексей Баранов (1844-1910), по книгам которого несколько поколений детей изучали литературу, историю и географию России, книга его «Наше родное» выдержала десятки переизданий и вышла после ста лет перерыва уже в 2003 и 2005 годах. Алексей Григорьевич прошел длинный жизненный путь от дворового мальчика до тайного советника. Его мать была кормилицей дочери хозяина усадьбы в селе Спасское Клинского уезда С.Фонвизина (племянника известного драматурга Д.Фонвизина) Наталии Ржевской, мальчик пользовался особым расположением в семье Фонвизиных-Ржевских. В 1854 году, когда Алексею исполнилось 10 лет, Д.Ржевский был назначен директором Тверской гимназии, семья переехала в Тверь. Алексея взяли с собой, там он поступил в приходское училище. Поскольку Алексей окончил его с большим успехом, Ржевские решили перевести мальчика в гимназию, но для этого требовалось освобождение от крепостной зависимости, и ему была выдана вольная. В гимназии Алексей очень успешно учился, родители однокашников приглашали его в качестве репетитора, что дало ему возможность полностью содержать себя. Окончив в 1864 году гимназию с золотой медалью, Алексей поступил в Московский университет на математическое отделение физико-математического факультета, получал стипендию Министерства народного просвещения и продолжал подрабатывать уроками. Из университета он вышел со степенью кандидата в 1868 году.Еще в гимназии Алексей решил посвятить себя педагогической деятельности, чтобы иметь возможность заняться совершенствованием школьного образования, недостатки которого в полной мере ощутил на себе. Учебных заведений в то время было мало, учительские вакансии открывали довольно редко. В 1969 году почетный попечитель Тверской гимназии князь Н.Мещерский пригласил Алексея Баранова в новую гимназию в Вязьме, где тот стал вести уроки географии и истории, а затем математики и физики. Через два года службы Алексей Григорьевич был назначен представителем Министерства народного просвещения в уездный учительский совет, а в 1875 году – на должность директора Новоторжской мужской учительской семинарии в Торжке Тверской губернии, где он проработал десять лет до переезда в Москву. В 1879-1880 годах Алексей Григорьевич исполнял обязанности директора народных училищ Тверской губернии, в этот период вел огромную методическую работу. В 1885 году Баранова назначили инспектором Московского учебного округа и заведующим учебными заведениями второго и третьего разряда, он возвратился с семьей в Москву, где продолжил активную деятельность по усовершенствованию методик преподавания в учебных заведениях.В 1889 году Алексей Григорьевич был назначен председателем Испытательного комитета, состоящего при учебном округе, в 1890-м включен в состав временной комиссии, учрежденной при Министерстве народного просвещения по выработке инструкций для городских училищ. В 1896 году А.Баранов (за служебные отличия) и его семья утверждены в дворянском достоинстве, в этом же году он приобрел имение Велегож в Тульской губернии, но в 1899 году Баранова назначили членом Совета Министерства народного просвещения, что потребовало его срочного приезда в столицу. В 1910 году он, уже имевший чин тайного советника, переезжает в Велегож, где скончался в 1911 году. Алексей Григорьевич и некоторые члены его семьи похоронены на кладбище Новодевичьего монастыря. Алексей Григорьевич был награжден орденами Св. Анны, Св. Станислава, Св. Владимира разной степени, несколькими медалями. Он оставил десятки трудов, включая учебники, учебные пособия, методические статьи.Старший сын Баранова (детей было в его семье девять) – мой двоюродный дедушка Петр Алексеевич – после окончания физико-математического факультета Московского университета преподавал физику и математику в 1-й и 5-й московских гимназиях, в гимназии И. и А.Медведниковых в Староконюшенном переулке, а затем – в Московском учительском институте на Большой Полянке. Он написал учебники и методические пособия по физике и математике, в основном по геометрии.Мой прадед по материнской линии, сын учителя из австрийской Галиции, Иван Семенович (1849-1917) родился в гуцульских краях Западной Украины. После учебы в Мариампольской гимназии в 1874 году он окончил историко-филологический факультет Императорского Петербургского университета. Министерство народного просвещения присвоило ему звание учителя гимназий и прогимназий с правом преподавать греческий и латинский языки. В этом же году он поступил на службу в Мариампольскую мужскую гимназию учителем древних языков, но вскоре был переведен в город Бель Новгородской губернии в Бельскую мужскую гимназию, в этом же году он присягнул на подданство России. В 1877 году «предложением Г. Попечителя Московского Учебного Округа… был перемещен учителем древних языков в параллельные классы Московской 1-й гимназии с поручением ему сверх сего исправления должности воспитателя при пансионе гимназии» (формулярный список). Иван Григорьевич с семьей переезжает в Москву и поселяется на Волхонке в доме при гимназии. Как вспоминает моя мама, детей водили гулять на реку Москву к храму Христа Спасителя, который был виден из окна квартиры. В 1903 году в Синодальной типографии в Москве вышла книга, составленная директором гимназии Г.Гобзой, «Столетие московской Первой гимназии. 1804-1904 гг.», в которой подробно описана история самой гимназии и судьба учеников, в том числе учеников Ивана Григорьевича. Среди них, кстати, есть имя уже известного вам Петра Алексеевича Баранова, с семьей которого он впоследствии породнился. Иван Григорьевич прослужил в гимназии более сорока лет, был награжден орденами Св. Станислава, Св. Анны, Св. Владимира различных степеней и многими медалями. За время работы в гимназии Иван Григорьевич написал много книг, среди которых были книги по латинской и греческой фразеологии, латинская и греческая хрестоматии, переводы римских и греческих писателей. Некоторые произведения обоих прадедов можно найти в Российской Государственной библиотеке, кое-что сохранилось в домашнем архиве. Так же как Алексей Григорьевич Баранов, Иван Григорьевич за служебные заслуги был утвержден в дворянском достоинстве.Моя двоюродная бабушка – дочь учителя древних языков в Черниговской мужской гимназии Юлиана Антонюка Надежда Каш – после окончания в 1907 году Житомирской женской гимназии получила звание домашней учительницы по французскому и немецкому языкам, географии и истории, естествоведению и гигиене, физике и космографии, педагогике, рисованию и чистописанию, а также пению, гимнастике и танцам. Вот такими широкообразованными были домашние учительницы в начале прошлого века! В следующем году она окончила дополнительный класс Переяславской женской гимназии и получила свидетельство о присвоении ей звания домашней наставницы по русскому языку и математике, а после окончания в 1912 году женской гимназии с художественными классами М.Лохвицкой-Скалон в Петербурге была допущена к преподаванию французского языка в Тихвинском Правительственном реальном училище. Она преподавала в Петербурге, в Киевском учебном округе, училась в Парижском университете в Сорбонне, умерла в 1975 году. Я ее хорошо помню, как и ее родную сестру Софью Юлиановну, которая тоже была домашней учительницей после окончания Московского Екатерининского института благородных девиц, в настоящее время в этом здании на Суворовской площади располагается музей истории института, среди экспонатов которого можно увидеть и материалы о Софье Антонюк.Я думаю, что многие современные логопеды и дефектологи знают или слышали имя моей мамы – Галины Амосовны Каше. Родилась она летом 1908 года, когда семья ее отца жила на даче в поселке Оллила (ныне Солнечное Ленинградской области), первые годы жизни провела в Петербурге и Кронштадте. Когда началась Первая мировая война, семья переехала в Москву и поселилась на Волхонке у деда в доме гимназии. После учебы в частном учебном заведении В.Сумароковой в Калошином переулке, а затем в гимназии Е.Пичинской в Новинском проезде десятилетняя девочка осталась за хозяйку – умерли ее мама и старший брат. В 1925 году моя мама окончила «Единую Трудовую Советскую Школу №15 Хамовнического района» (печать на свидетельстве) и поступила на курсы чертежников. Впоследствии, в эвакуации в северном городе Котласе, умение чертить спасло нас: она работала чертежницей и получала рабочую продовольственную карточку, что и помогло нам выжить.В 1939 году Галина Амосовна восстанавливается в Московском государственном педагогическом институте им. В.И.Ленина (ныне Московский педагогический государственный университет), учеба в котором была надолго прервана из-за болезни. Я не устаю поражаться ее целеустремленности и воле: будучи в эвакуации, не имея возможности вернуться в Москву, так как столица была на военном положении и въезд в нее был закрыт, мама посылает запрос в Кировский педагогический институт о сдаче экзаменов и получает интересный ответ: «При выезде на к/п необходимо иметь при себе паспорт, данное отношение и справку о сдаче хлебной карточки на время поездки. Без этих документов хлеб выдаваться не будет». Не знаю, сдала ли она хлебную карточку, но все экзамены сдала на «отлично»! Последние экзамены на дефектологическом факультете по специальности «русский язык и литература» на звание учителя средней школы она сдала уже в Москве в 1945 году.Еще до войны Галина Амосовна некоторое время работала логопедом в Научно-методическом центре по детской психоневрологии (НАМЕЦ), но, как только началась война, центр был закрыт. В 1948 году после работы в детских поликлиниках она поступает в Научно-исследовательский институт дефектологии Академии педагогических наук РСФСР. В этот период она ведет большую работу со студентами МГПИ, по поручению отдела народного образования читает лекции по постановке звуков, активно занимается не только практической, но и научной работой. В 1956 году Галина Амосовна защитила диссертацию и получила диплом кандидата педагогических наук. В научно-исследовательском институте АПН она проработала всю жизнь, начав учительницей клинического сектора, затем логопедом логопедического отдела института и, наконец, старшим научным сотрудником сектора логопедии. В 1983 году специализированный совет института утвердил ее научным корреспондентом АПН СССР. Более двух десятков научных трудов сохранились у нас в домашнем архиве. Книги, учебники, статьи, методики, методические руководства и пособия пользовались огромным спросом у специализированных дошкольных и школьных учреждений буквально всей страны. Отовсюду приходили запросы с просьбой прислать экземпляры тех или иных печатных и даже рукописных материалов, научных разработок, методических рекомендаций. Тиражи книг расходились моментально, их не хватало, мама часто отправляла в глубь страны, куда они не доходили, свои рабочие экземпляры или покупала их в магазине «Педагогическая книга». За некоторые книги постановлением президиума АПН СССР Галине Амосовне были присуждены первые премии Академии педагогических наук СССР и вручены соответствующие дипломы. Не стало мамы в 1986 году. Последним прижизненным изданием была книга «Подготовка к школе детей с недостатками речи», выпущенная в 1985 году, когда маме шел уже семьдесят восьмой год, а выпуском последних двух книг занималась уже в 1988-1989 годах ее ученица и соавтор Т.Филичева. До сих пор, вот уже более тридцати лет, ее труды живут и продолжают приносить пользу. В 2002 году была издана книга «Основы логопедии», где приведены в качестве рекомендаций программы и методики Г.Каше. Служат ее книги в настоящее время и в качестве учебных пособий студентов Педагогического университета, они пользуются такой популярностью, а автор таким уважением, что когда на факультете узнали, что в университете учится и работает правнучка Галины Амосовны Екатерина Кулевская, то старались сказать ей очень теплые слова о ее прабабушке.Ныне живущие Кулевские тоже стараются внести свой вклад в педагогическую деятельность. Судить о них будем позднее, а я скажу здесь лишь самое основное. Мой старший сын Александр Александрович после окончания Российского университета дружбы народов преподавал на факультете экономики и права, а также сельскохозяйственном факультете этого университета, теперь ведет работу со студентами из многих стран мира. Жена младшего сына Наталия Владимировна окончила Московский государственный гуманитарный университет им. М.А.Шолохова и в настоящее время работает психологом в московской школе №1847, выявляет психолого-педагогические отклонения учеников, помогая им, особенно в подростковом возрасте, справиться с первыми жизненными трудностями.Алла КУЛЕВСКАЯ (РАДОМСКАЯ)

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте