Вопреки распространенному мнению, уровень цифровой грамотности учителей школ и преподавателей вузов выше, чем у учеников и студентов. Однако учащиеся опережают педагогов в интересе к инновациям. Почти все учителя используют Интернет, а 59% активно пользуются соцсетями. Об этом свидетельствуют результаты исследовательского спецпроекта аналитического центра НАФИ «Цифровая грамотность и ИКТ-компетенции российских педагогов».
В исследовании приняли участие 634 преподавателя высшей школы и 555 учителей. Цифровая грамотность педагогов измерялась в виде индекса, состоящего из пяти компонентов: информационная, компьютерная, коммуникативная грамотность, а также медиаграмотность и отношение к технологическим инновациям. Каждый из подиндексов замерялся через серию вопросов анкеты.
Как выяснилось, 30% педагогов используют цифровые технологии в преподавательской деятельности дольше 16 лет, 24% – от 11 до 15 лет. 90% педагогов отметили, что им легко работать на компьютере и других цифровых устройствах, 69% интересуются новыми приложениями, программами и ресурсами.
По результатам исследования установлено, что российские педагоги – и школьные учителя, и преподаватели вузов – владеют цифровой грамотностью на высоком уровне. Их сводный индекс цифровой грамотности на 35 пунктов превышает общероссийский и составляет 87‑88 пунктов.
Подростки активно используют современные гаджеты и технологии в повседневной жизни, и их уровень цифровой грамотности также выше среднероссийского: 73 пункта для подростков от 14 до 17 лет и 77 пунктов для молодых людей от 18 до 24 лет. Как можно заметить, в целом по уровню цифровой грамотности педагоги опережают учащихся. Наибольший разрыв в знаниях о технических составляющих компьютера, понимании возможностей и целей использования цифровых устройств: по этому показателю у учителей результаты выше учеников на 30 пунктов.
В то же время многие педагоги считают, что их коллеги неуверенно используют цифровые технологии в своей преподавательской деятельности или вовсе их не используют. Так, каждый третий утверждает, что существенная доля коллег по школе и вузу (от 40 до 100%) используют цифровые технологии неуверенно.
«По результатам исследования выявлено, что учителям школ и преподавателям вузов в первую очередь необходимо углубление знаний в области принципов работы компьютерной техники и программного обеспечения, развитие навыков использования в образовательном процессе современных гаджетов и приложений, – отметила Людмила Спиридонова, руководитель направления исследований в сфере HR аналитического центра НАФИ. – Также важно формировать установку на постоянную верификацию информации из Интернета и СМИ».
Комментарии