search
main
0

Педагоги думают, размышляют, спрашивают, предлагают, и это хорошо

2012 год «УГ-Москва» объявила Годом молодого московского учителя. В уходящем учебном году в столице было много мероприятий, адресованных молодым и проведенных молодыми. Завершала череду мероприятий встреча в Департаменте образования с молодыми педагогами столицы, в которой приняли участие министр образования Исаак Калина, председатель Московской городской организации Общероссийского профсоюза образования, председатель Комиссии по образованию и молодежной политике Мосгордумы Виктор Кругляков, представители окружных советов молодых специалистов. Гости отвечали на многочисленные вопросы, молодые участники рассказывали о своих делах, презентовали проекты, которые намерены реализовать в будущем году. А мы продолжаем публиковать материалы участников конкурса, который для молодых учителей вместе провели Московская городская организация Общероссийского профсоюза образования и «УГ-Москва».

Ирина ЧЕБОТАРЕВА, учитель русского языка и литературы школы надомного обучения №196: – Еще в середине XIX века Н.В.Гоголь задался вопросом: «Русь, куда несешься ты? Дай ответ». Ответ так необходим нам, живущим в XXI веке! В новом тысячелетии проблемы образования становятся приоритетными во всем мире, потому что образование – залог развития каждой страны, основа реализации каждого человека. Сейчас важны такие качества, как умение творчески мыслить, готовность учиться на протяжении всей жизни, целеустремленность, ответственность, инициативность, которые закладываются еще в детстве, а формирует их школа. У современной школы задача – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание человека, подготовленного к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире, школьное обучение должно стать таким, чтобы каждый ученик по окончании школы мог самостоятельно ставить и достигать поставленных целей. Школа должна быть не эксклюзивной, а для всех. В ней должна обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями, детей-инвалидов, детей-сирот. Необходимо учитывать то, что дети обладают разными способностями (таким образом, улучшается качество обучения всех детей, а не только учеников с особыми потребностями). Ребята с ограниченными возможностями должны участвовать во всех школьных мероприятиях (спортивные соревнования, представления, конкурсы, экскурсии) по мере их возможностей. Такое обучение надо поддерживать совместной работой учителей, родителей и всех тех, кто может оказать этим детям такую поддержку. Задача учителя при работе с такими учащимся – помочь найти им себя в будущем, быть творческими и самостоятельными людьми.  Сейчас мы переходим на новые образовательные стандарты. В любой образовательной программе будет две части: обязательные занятия и учебные курсы по выбору, чем старше ступень, тем больше у учащихся возможности выбора. Новый стандарт предполагает внешкольную занятость – кружки, секции, таким образом, по окончании школы мы получим человека, не только обладающего знаниями по определенным предметам, но и умеющего эти знания применять в повседневной жизни.Для того чтобы стандарты работали эффективно, надо проводить срез знаний учащихся не только при переходе из 9-го в 10-й класс, но и из 4-го в 5-й, чтобы получить объективную картину. Что же касается ЕГЭ, то он должен оставаться основным, но не единственным способом проверки качества полученного образования. Все чаще происходят случаи, когда ученик, получавший в течение года положительные оценки, не набирает необходимого количества баллов, и его отправляют на год готовиться к следующему экзамену, при этом никого не интересует, по каким именно причинам это произошло. Тем не менее ЕГЭ показывает уровень знаний выпускников всех школ, и соответствие этого уровня определенному единому стандарту дает возможность выпускнику школы с полученными результатами поступить в любое высшее (и среднее специальное, профессиональное) учебное заведение России. Процедура проведения ЕГЭ нуждается в дальнейшей проработке и совершенствовании, прежде чем можно будет утверждать, что именно ЕГЭ обеспечивает объективную оценку знаний выпускников средних школ.Станислав НЕСМЫСЛОВ, учитель физической культуры, заместитель директора по обеспечению безопасности школы №119:- Дети проводят в общеобразовательных учреждениях очень много времени. Для развития каждого ребенка очень важно видеть в равных пропорциях женские и мужские модели поведения. Безусловно, для мальчиков вопрос мужской модели поведения более актуален, учитывая также и то, что слишком высокий процент детей воспитывается в неполных семьях (без отцов). Именно мужчина-педагог мог бы стать другом, наставником мальчишек и, возможно, своевременно протянуть руку помощи, дать совет и направить на верный путь. В своем опыте часто сталкиваюсь с ситуациями, когда дети, мальчики и девочки, ищут момент, чтобы обсудить свою проблему, поделиться своими мыслями и узнать мнение педагога, активно участвуют во внеклассных мероприятиях и выездах, зачастую просто стремятся получить недостающее им неформальное мужское общение и внимание, так как даже в полных семьях, как правило, внимание отцов сильно ограничено из-за занятости на работе.Воспитание обязательно должно быть сбалансированным, то есть ребенка в школе должны воспитывать и мужчина, и женщина. Не должно быть чисто женского или чисто мужского воспитания, ведь представители обоих полов равнозначные носители культуры. И потом, как бы женщина ни была универсальна (а большинство педагогов в школах женщины), есть мужская работа, которую может делать только мужчина, и важно прививать мальчикам необходимые знания и умения, которые в дальнейшем в жизни им пригодятся. В школах мужчина-педагог в основном занимает должность учителя физкультуры, труда или основ безопасности жизнедеятельности. К сожалению, дети взаимодействуют с ним только во время короткого урока, а во внеклассных мероприятиях, на школьных праздниках или общих соревнованиях внимания мужчин, конечно, бывает недостаточно для такого большого коллектива. Несомненно, при наличии в школе более высокого процента мужчин-педагогов, любящих детей и свою профессию, творчески и с ответственностью подходящих к процессу воспитания и обучения, жизнь школьного коллектива стала бы значительно интереснее. Рассматривая школу на современном этапе, мы должны уделить большое внимание вопросу дисциплины в школе. Ведь зачастую мужчине-педагогу достаточно лишь изменить интонацию, тембр голоса, и настрой класса, группы совершенно меняется.Говоря же в целом о школьном педагогическом коллективе, многие психологи отмечают, что в женском коллективе чаще встречаются напряжение, конфликты, которые, конечно, влияют и на атмосферу, царящую в школе. Мужчины же благодаря своей стабильности, уравновешенности и практичности позволяют снизить накал страстей, выступают в роли стабилизатора. Поэтому психологический климат в смешанных коллективах более здоровый, уравновешенный. Вспоминая «старые времена», мы увидим, что образ учителя совмещался с образом представителя сильной половины человечества, и такую политику поддерживали власти. Сейчас картина несколько иная. Любой мужчина в первую очередь кормилец семьи, и, конечно, он стремится получать стабильную и достойную заработную плату. Основные причины, по которым мужчины не идут работать в школу, – это низкая заработная плата, снижение престижа профессии педагога, отсутствие перспективы карьерного роста, стереотип, что учитель – это не мужская профессия. Но многие юноши, оканчивающие педагогические университеты, действительно хотели бы преподавать в школах, но, проработав полгода-год, ознакомившись на практике со сложившейся системой, большинство предпочитают сменить профессию и делают свой выбор в сторону более престижной и высокооплачиваемой работы.Необходимо создавать стимул по привлечению в образовательные учреждения мужчин-педагогов, делать это, конечно, важно не только на школьном, но и на районном и городском уровнях. Если мы хотим улучшить систему образования наших детей, если одна из наших целей – создание условий для развития личности ребенка, то проблема нехватки педагогов-мужчин в школах ставится особенно остро и требует своевременного решения.Елизавета РЕШЕТНИКОВА, учитель французского языка школы №1266:- Я преподаю французский язык в девятых, десятых и одиннадцатых классах. Французский язык у ребят второй, начинается с девятого. И вот в середине первой четверти мы с девятиклассниками прошли наконец глагол «etre» – «быть», стали составлять простые предложения, используя его как глагол-связку, прочитали несколько диалогов на тему знакомства, я дала детям задание составить подобные короткие рассказы о себе, в которых они должны были сообщить, как их зовут, кто они по национальности, какие учат языки и как относятся к учебному процессу. Дала задание, села на почетный учительский стул и приготовилась заполнить журнал или сделать пару пометок в своем блокноте, так как учителю положено отдыхать, пока ученик занят письменной работой, но не тут-то было. Мне пришлось вскочить, схватиться за мел и отвечать на вопросы:- А как будет армянка?- А армянин?- А вьетнамка?- А украинка?- А чеченец?- А еврей? А как это произносится?В параллельном девятом классе мне еще пришлось вспомнить, как будет турок, грузин, татарин…. А в других классах еще венгр, серб…Нет, конечно, я заглядывала в журнал и видела такие разные фамилии моих ребят (иногда практически вербально не воспроизводимые), смотрела на их тоже очень разные и очень по-разному красивые лица. Уже пришлось однажды удивиться тому, что один мальчик спрягал на доске глагол справа налево…. Однако эта самостоятельная работа про национальности как-то особенно запомнилась мне. У меня хранятся эти маленькие листочки, и мне чудится в них какая-то гордость.Я успела родиться в Советском Союзе, и может быть, потому что я и мои одноклассники были детьми одной страны, все считали себя русскими, хотя тоже, конечно, представляли разные народы. В прошлом году в нашей школе состоялась конференция «Национальные языки и культуры», на которой обучающиеся и преподаватели рассказывали о своем родном языке и ярких представителях своего народа. Мне, к сожалению, на конференции побывать не довелось, но я смотрела фотоотчеты, слушала отзывы как преподавателей, так и детей. Все были очень эмоциональны, тепло отзывались об этом дне, и снова я уловила какую-то удивительную теплоту, гордость да попросту любовь, с которой каждый отзывался о своей стране. Может, мое ощущение не совсем верно и основано исключительно на личном опыте, однако в поколении своих сверстников я крайне редко встречаю подобные чувства. Почему-то кажется, что мое поколение словно выдернуто из земли. Нет больше на карте той страны, в которой мы родились, не держимся мы своих корней. Слишком кидало по необъятной территории Союза наших родителей: кто-то строил БАМ, кто-то из солнечной Украины поехал за полярный круг за северными надбавками. Семьи военных успели пожить и в Польше, и в Германии, и везде несли с собой тогда очень громкое имя советского гражданина, не нуждались больше ни в какой национальности и ни в какой другой родине. После девяностых годов всем вдруг очень захотелось стать похожими на европейцев или на американцев, как-то опять не подумали о том, кто мы есть. Поскольку по умолчанию мы считаем себя русскими, нам приходится вздыхать: трудно быть гражданином такой большой и разной страны. Кто же мы? Скифы? Азиаты? Славяне? На прошлой неделе на переменке мы разболтались с десятиклассницей Оань. Она важно рассказывала мне, что если считать с французским, то она знает четыре языка: русский, вьетнамский, английский и французский.- А на каком языке вы говорите дома?- На вьетнамском… Мне же нельзя забывать родной язык. Я сюда только учиться приехала, а потом домой.Мне очень понравился ее ответ. «Вот ты какой теперь, мой город! – подумала я. – Ты теперь, как Нью-Йорк – сплошная мозаика национальностей. Большой центр большой страны, и люди приезжают сюда уже не только «зарабатывать бешеные московские деньги», но и просто давать своим детям хорошее, качественное «московское» образование». Что ж, это очень хорошо. Интеграции культур, открытие границ в Европейском Союзе, безвизовый режим России со многими странами мира, ставшая уже привычной практика работы в других странах – необходимым условием для всего этого является взаимное уважение одного народа к другому, а также сохранение своей национальной идентичности. В многонациональном классе московской школы ребенок научится не только толерантности, уважению к другим народам, но и окажется компетентным в вопросах культуры и межкультурной коммуникации, что становится все более и более важным в современном мире. На то и нужны учителя, завучи, социальные педагоги, вся система образования – Образования с большой буквы, для того и нужен этот город Москва, чтобы научить разных детей уважать друг друга.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте