Как собрать на одном онлайн-ресурсе учебно-методические материалы, разработанные педагогами школ Москвы? Возможно ли отучить учеников от использования ГДЗ и пробудить в них желание учиться и добывать информацию, попутно раскрывая их творческий потенциал? Разрешить эти вопросы предстоит новой методической среде, созданной Ассоциацией свободных учителей и прошедшей апробацию в нескольких столичных школах.
В помощь учителям, ученикам и их родителям запущен проект «Московская электронная школа», который объединил на одном ресурсе интерактивные уроки, обширную библиотеку электронных материалов, электронный журнал и дневник. С момента реализации проекта МЭШ успела показать свою эффективность в деле, позволив педагогам школ столицы в рамках единой платформы создавать и запускать интерактивные сценарии уроков и обмениваться опытом.Однако прогресс шагает вперед, потребности растут, и со временем у педагогов возник новый вопрос: возможно ли создать отдельный ресурс для обмена методическими практиками и технологиями? В ответ на него был создан портал для профессионального взаимодействия педагогов столицы – Народная учительская электронная методическая среда (НУЭМС). Она представляет собой единую электронную платформу, информационный портал, в рамках которого разработчики интегрировали для педагогов такие ресурсы, как форум, социальная сеть и личный сайт учителя. Вдохновителями такой площадки стали участники Ассоциации свободных учителей. О создании этой структуры стало известно накануне Дня учителя – 3 октября, и уже 17 ноября ее представители рассказали о планах реализации проекта НУЭМС. Сами участники Ассоциации позиционируют Народную учительскую электронную методическую среду как «портал для свободного от методического контроля профессионального взаимодействия педагогов столицы».С 1 декабря 2017 года порядка 60 педагогов из школ Москвы участвовали в апробации системы, и спустя 2 месяца, 5 февраля, идейные вдохновители новой методической среды – участники Ассоциации свободных учителей – официально презентовали ее на пресс-конференции «Новая методическая среда для учителей Москвы» в стенах Московского центра технологической модернизации образования. Главными спикерами конференции стали основатели НУЭМС – учитель истории и обществознания школы №1576 Александр Гулин, специалист по информатизации образования школы №2097 Дмитрий Епихин, учитель информатики и робототехники школы №1293 Александр Степанов и учитель информатики, координатор центра мотивации школы №1560 «Лидер» Александр Веретельников. В прямом эфире Московского образовательного телеканала они рассказали о принципах работы системы и ответили на вопросы аудитории.Первым на пресс-конференции выступил Александр Гулин. По его словам, новый проект позволит учителям столичных школ использовать уже готовые сценарии и в режиме онлайн общаться друг с другом и делиться мнениями.- Мы попытались создать новый ресурс, который позволит педагогам применять лучшие техники и наработки не только в одном классе конкретной школы, но и делиться ими с педагогическим сообществом всего города, а также обмениваться своим положительным опытом, – объяснил он.Затем участники пресс-конференции рассказали об особенностях, возможностях и функционале нового методического портала. Так, сайт НУЭМС состоит из нескольких основных разделов. Найти ответы на самые распространенные вопросы пользователи портала смогут в соответствующей рубрике, называется она «Вопросы и ответы». Вкладка «Свободный урок» предоставит педагогам доступ к лучшим практикам учителей московских школ. Одной из составляющих системы является раздел «Инструменты успеха», который, по объяснению Александра Веретельникова, позволяет публиковать наработки и находки по урокам, внеурочным проектам и получать отклик о том, как эти материалы помогли другим педагогам в достижении определенного результата. «Авторские задания» – один из наиболее интересных разделов портала, на котором размещены неординарные домашние работы, подготовленные учителями для школьников. Как объяснил Александр Степанов, поскольку опубликованные материалы считаются полностью авторскими, доступ к ним имеют только зарегистрированные пользователи НУЭМС, и неспроста.- Часто ученики списывают ответы на домашние задания в Интернете, переходя буквально по второй ссылке, которую им выдает браузер при запросе. Поэтому система НУЭМС имеет закрытый доступ, чтобы поисковые системы не могли отыскать авторские задания, тогда детям придется пользоваться не навыком поиска, а своим умом, – пояснил Александр.Также, как рассказал Александр Гулин, в скором времени на сайте появится система релевантности, которая позволит пользователям портала оценивать опубликованные наработки учителей и составлять рейтинг лучших методических материалов. По его словам, чем больше появится людей, которые будут высказывать свои суждения о полезности или бесполезности того или иного материала, тем объективнее система предоставит данные о том, какие практики актуальны в городе. В качестве менторов, «лидеров мнений» будут выступать «народные» методисты – пользователи, чьи материалы наберут наибольшее количество одобрений.В свою очередь Дмитрий Епихин подробно рассказал о концептуальном значении, ответив на вопрос многих учителей о том, что же такое НУЭМС – еще одна социальная сеть или информационный банк?- Современное информационное общество и технологии, которые являются его «кровеносной системой», по идее должны были связать нас в один мощный коллектив. В рамках этого коллектива должен был происходить обмен мнениями, практиками и новым опытом, а мы как единый коллектив столичного образования должны были стать сильнее. Но по факту произошло деление педагогов на различные группы, и даже в рамках одной социальной платформы есть закрытые коллективы, которые не взаимодействуют между собой, – объяснил он. – Несмотря на то что МЭШ стала первой попыткой города объединить всех участников образовательного процесса на базе одного сервиса, коммуникации как таковой не получилось. Поэтому НУЭМС должен обеспечить обмен между всеми педагогами Москвы и служить на благо столичного образования.Среди присутствовавших на пресс-конференции были учителя, принимавшие участие в апробации проекта НУЭМС. Одной из них стала учитель биологии школы №1561 Ксения Ведина. По ее словам, для молодого специалиста очень важно иметь площадку для обмена опытом, где можно изучить подходы других учителей по созданию и проведению уроков, и новая система удовлетворила ее интерес.- Очень здорово, когда мы делимся опытом друг с другом. Мне кажется, когда мы делаем что-то вместе, можем оставить комментарий и помочь коллегам доработать какую-либо технику проведения урока, мы получаем результат лучше, чем в том случае, когда мы по отдельности пробуем создать такие варианты методом эксперимента, – поделилась Ксения.Помимо учителей в тестировании проекта приняли участие и директора школ. Своим опытом использования системы поделился директор школы №1561 Валерий Позынин. По прямому включению он рассказал, чем его впечатлил функционал НУЭМС.- Мне понравилась простота в использовании этого ресурса, который можно считать хорошим дополнением к «Московской электронной школе», потому что он позволяет в считанные секунды находить и делиться дополнительной информацией и наработками с другими педагогами.По настрою спикеров и заинтересованности аудитории было ясно – новая методическая среда и ее потенциал в скором времени должны обрести своего пользователя. Вместе с этим возрастает ответственность за то, насколько НУЭМС будет отвечать потребностям учителей как в техническом, так и в коммуникативном плане.- Мы надеемся, что через эту платформу у нас получится создать дополнительный инструмент, который выведет горизонтальное взаимодействие педагогов на новый уровень, – сказал Александр Гулин.В целом участниками проекта могут стать педагоги самых обычных школ Москвы, в приоритете крупные образовательные комплексы. По словам создателей НУЭМС, им хотелось бы видеть среди пользователей учителей, которые ведут работу с учениками без каких-либо ограничений. При этом отмечается, что тем школам, где ведется отбор учащихся, в число «жителей» НУЭМС попасть не удастся. Чтобы получить доступ к системе, необходимо отправить индивидуальную или коллективную заявку с официального электронного адреса школы на reg@nuems.ru с указанием личных данных: фамилии, имени, отчества, адреса личной почты, должности, номера школы или ее названия. Через несколько дней, когда в системе будет создан личный кабинет учителя, ему на почту придет приглашение с дальнейшей инструкцией. Как только количество пользователей достигнет определенной цифры, создатели НУЭМС проведут бесплатный вебинар и очное занятие для пользователей портала. На этих встречах они расскажут, какие материалы можно публиковать на портале и каким образом их можно разместить.Создатели НУЭМС надеются, что новая система не только станет помощником учителей в подготовке и проведении уроков, но и позволит наладить коммуникативный мостик между учителем и учеником, установить связь между представителями педагогического сообщества столицы. На официальном сайте новой методической среды уже размещены проверенные работы учителей, которые первыми воспользовались порталом в рамках апробации и уже ждут своего читателя.- Задумывая эту платформу, мы хотели объединить весь наш опыт, чтобы считывать лучшие педагогические практики. Уже сейчас на сайте НУЭМС выложены очень интересные материалы, полезные для всех педагогов столицы, – сказал Александр Степанов.
Комментарии