Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Педагогам нужна помощь власти, общественности и средств массовой информации

Учительская газета, №29 от 15 июля 2003. Читать номер
Автор:

Нашей стране веками приходилось защищать свою независимость, территориальную целостность. И ныне спектр угроз национальной безопасности Россия не мал. Борьба с терроризмом на Северном Кавказе потребовала от россиян в погонах, в том числе молодых мужества и героизма, подвига во имя Отечества.

«Горячие точки», вооруженные конфликты и локальные войны, международный терроризм дают все новые свидетельства того, сколь сложна обстановка в мире. Поэтому укрепление обороноспособности страны – приоритетная задача государства, гражданский, патриотический долг каждого россиянина.

Формирование у всех наших сограждан, особенно подрастающего поколения, готовности к защите Отечества особенно важно сегодня, когда кризисные явления в социально-экономической, политической, культурной сферах общественной жизни привели к росту настроений нигилизма и апатии, бездуховности. В сознании, мировоззрении многих молодых людей не сформированы важнейшие понятия: Родина, Отечество, государство, конституционный, гражданский, патриотический долг. Вина за это лежит и на учреждениях образования, которые резко ослабили воспитание у подрастающего поколения патриотизма, гражданственности, сознания ответственности за судьбу Отечества, готовности к его защите.

В последние годы система образования наверстывает упущенное, исправляет ошибки. Активно возрождаются лучшие педагогические традиции, появились новые подходы, направления, формы и методы патриотического воспитания учащихся. Формирование у них качеств патриота и гражданина, обладающего политической культурой, критическим мышлением, способностью самостоятельно делать свой выбор – одна из главных задач образования.

Проблемы воспитания, в том числе духовно-нравственного, патриотического, гражданского становления подрастающего поколения нашли отражение в Национальной доктрине образования и Федеральной программе развития образования, Концепции модернизации российского образования. Для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» принята подпрограмма, ориентированная на повышение общественного статуса патриотического воспитания в образовательных учреждениях всех уровней, обновление его содержания и структуры на основе отечественных традиций и современного опыта.

Минобразование совместно с Минобороны, Центральным советом РОСТО и органами управления образованием субъектов Федерации активизирует работу по патриотическому воспитанию учащихся, подготовке их к военной службе. В ряде регионов юноши получают первые навыки армейской жизни на летних военно-спортивных сборах, учебно-полевых слетах, в оборонно-спортивных оздоровительных лагерях. Во многих городах-героях, к примеру, в Волгограде, Новороссийске, Смоленске, Курске, Туле, а также Арзамасе, Барнауле, Дзержинске, Ижевске, Калуге, Краснодаре, Костроме, Невинномысске, Пятигорске, Перми, Тамбове, Чите и других десятилетиями не гаснет Вечный огонь, учащиеся никогда не покидали Пост № 1 возле него. Вахта памяти заставляет ребят задумываться о чести и долге, формирует уважение к истории Отечества, подвигу его защитников, отдавших жизнь за Родину. Их воспитание активно ведут военно-исторические, краеведческие кружки, «школы командного состава». Проводятся военно-спортивные эстафеты, слеты, конкурсы.

Важнейшими звеньями воспитания, подготовки к военной службе стали военно-патриотические и военно-спортивные клубы, объединения юных десантников, пограничников, моряков, летчиков, казаков. Их в системе образования более 3 тысяч. Свыше 500 тысяч подростков занимаются в этих учреждениях. С юнармейцами ведут занятия тысячи ветеранов войны, армии и флота, действующих офицеров, объединяющих вокруг себя подростков. Клубы работают в тесном взаимодействии с воинскими частями, военкоматами, УВД, общественными организациями. Многие из них организуют летние военно-спортивные сборы, соревнования на базе воинских частей, которые помогают техникой и оборудованием, высококвалифицированными специалистами для проведения занятий.

Комплексная программа военно-патриотических, военно-спортивных клубов и объединений позволяет подросткам развивать свои способности, укреплять здоровье, овладевать военно-прикладными видами спорта.

Юнармейское движение стало своеобразной стартовой площадкой для формирования защитников Отечества, патриотов России. Оно в ряде регионов представляет собой стройную систему внеклассной, внешкольной воспитательной работы, вовлекает в воспитание учащихся различные общественные и государственные институты. Формы оборонно-спортивной работы разнообразны. В их числе соревнования, конкурсы, эстафеты, слеты, смотры, игры.

Всероссийские конкурсы методических материалов, проектов, программ военно-спортивных игр учащихся, которые проводит Минобразование, показали, что в ряде регионов сохранены лучшие традиции военно-спортивных игр «Зарница» и «Орленок». Их обогатили элементами, отражающими местные условия, традиции и обычаи. Так организовано дело в республиках Чувашия, Кабардино-Балкария, Саха (Якутия), Алтайском, Краснодарском, Ставропольском краях, Брянской, Воронежской, Орловской, Ивановской, Рязанской, Кемеровской, Пермской, Самарской и других областях.

Важными звеньями военно-патриотического воспитания стали всероссийские, окружные, краевые, областные финалы военно-спортивных игр «Победа», прошедшие в июне 2000 г. в ВДЦ «Орленок» (Краснодарский край), в 2002 г. в Новороссийске, всероссийские слеты юных патриотов в 2001 г. в Волгограде и в 2002 г. в Санкт-Петербурге. Соревнования по военно-прикладным видам спорта, марш-броски и стрельба из автомата, конкурсы по международному гуманитарному праву и основам медицинских знаний, строевой, туристической подготовке и другие дают возможность их участникам проверить свою физическую и психологическую подготовку, продемонстрировать стремление и готовность служить Отечеству. Они также выезжают на полигоны, знакомятся с современными вооружением и техникой, жизнью и бытом военнослужащих.

Четвертый год такие всероссийские мероприятия проводятся совместно с Минобороны, Госкомспортом, Центральным Советом РОСТО. Вместе с тем, опыт указывает на необходимость их поддержки на федеральном и региональном уровнях со стороны всех заинтересованных министерств и ведомств, общественных организаций и особенно средств массовой информации.

После утверждения приказом министров обороны и образования Инструкции об организации обучения граждан РФ начальным знаниям в области обороны и подготовки их по основам военной службы усилилось взаимодействие органов управления образованием и военного управления, воинских частей, военкоматов и учебных заведений в патриотическом воспитании и подготовке молодежи к ратной службе. Особое значение в этой работе приобрели возрождающие традиции военно-шефских связей образовательных учреждений, военно-патриотических клубов, объединений и воинских частей (кораблей). Для реализации Межведомственной программы развития системы дополнительного образования детей на 2002-2005 гг. Минобразование и Минобороны разработали проект информационно-методического письма в органы управления образованием и военкоматы субъектов Федерации об укреплении и расширении связей воинских формирований с учреждениями дополнительного образования детей, военно-патриотическими клубами, юношескими автошколами для подготовки учащихся к военной службе.

Практически во всех регионах разработаны и реализуются межведомственные программы патриотического воспитания учащихся и подготовки их к военной службе. В большинстве из них традиционно проводятся мероприятия, посвященные Дню защитника Отечества, Дню Победы, соревнования, эстафеты по военно-прикладным и техническим видам спорта, Дни призывника, праздники военных профессий, смотры-конкурсы исторических музеев и комнат боевой славы, другие мероприятия. Особенно активно ведется эта работа в Ханты-Мансийском автономном округе, республиках Дагестан, Кабардино-Балкария, Чувашия, Алтайском, Ставропольском, Приморском, Хабаровском краях, Белгородской, Волгоградской, Ивановской, Костромской, Курской, Московской, Оренбургской, Орловской, Смоленской, Пермской, Тюменской областях, Москве и Санкт-Петербурге. Безусловно, патриотическое воспитание эффективнее там, где есть надежная, деловая поддержка законодательной и исполнительной власти, которая считает его приоритетной государственной задачей.

Предстоит еще очень много сделать, чтобы поднять патриотическое воспитание, его формы и методы на уровень требований времени, укрепить материально-техническую, спортивную базу учреждений образования, военно-патриотических клубов и объединений, повысить квалификацию кадров. Педагогам в одиночку с этими проблемами не справиться. Им нужна помощь. Мало констатировать: молодежь – наше будущее. Нужно объединить усилия федеральной, региональной и муниципальной власти, всех заинтересованных министерств и ведомств, общественности и средств массовой информации, всем миром взяться за ее воспитание, чтобы наше будущее – новое поколение выросло полноценными, достойными гражданами, патриотами России.

Нина МАЗЫКИНА,

главный специалист Управления воспитания и дополнительного образования детей и молодежи Минобразования РФ


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту