search
main
Топ 10
ЕГЭ досрочно: стало известно, сколько человек будут сдавать экзамен этой весной Рособрнадзору поручен анализ бюрократической нагрузки на педагогов Госнаграды и сертификаты на полмиллиона рублей вручили костромским учителям Педагогические династии чествовали в Мордовии на открытии Года педагога и наставника Чем отличается детская школа искусств, которую Владимир Путин открыл в Херсонесе Главный редактор сетевого издания «Учительская газета» вручил спецприз конкурса «Педагоги года Москвы» Утвержден состав оргкомитета Всероссийского конкурса «Первый учитель» Российские школьники начали изучать языки народов Африки, чего не было даже в СССР Авторами лучших посланий учителю стали чиновник, методист, директор школы и писательница «В помощь учителю»: 27 марта в РАО расскажут, как отношение родителей влияет на учебные успехи школьников Сердце отдают детям: в Москве назвали имена лучших педагогов дополнительного образования Молодые педагоги ЯНАО смогут получить 600 тысяч рублей Анатолий Вассерман рассказал студентам СКФУ, как запомнить большие объемы информации В Казани проходит финал всероссийской олимпиады школьников по искусству В 2022 году более 5 тысяч белгородских учителей подали заявление на аттестацию онлайн НКПТиУ возглавил рейтинг государственных колледжей в Ростовской области Год счастливого детства стартовал в Чувашии Учителем года в Краснодарском крае стала выпускница Кубанского госуниверситета В России изменится механизм распределения бюджетных мест в вузах Смешанное или гибридное образование: о современных формах обучения рассказали в РАО
0

Педагогам нужна помощь власти, общественности и средств массовой информации

Нашей стране веками приходилось защищать свою независимость, территориальную целостность. И ныне спектр угроз национальной безопасности Россия не мал. Борьба с терроризмом на Северном Кавказе потребовала от россиян в погонах, в том числе молодых мужества и героизма, подвига во имя Отечества.

«Горячие точки», вооруженные конфликты и локальные войны, международный терроризм дают все новые свидетельства того, сколь сложна обстановка в мире. Поэтому укрепление обороноспособности страны – приоритетная задача государства, гражданский, патриотический долг каждого россиянина.

Формирование у всех наших сограждан, особенно подрастающего поколения, готовности к защите Отечества особенно важно сегодня, когда кризисные явления в социально-экономической, политической, культурной сферах общественной жизни привели к росту настроений нигилизма и апатии, бездуховности. В сознании, мировоззрении многих молодых людей не сформированы важнейшие понятия: Родина, Отечество, государство, конституционный, гражданский, патриотический долг. Вина за это лежит и на учреждениях образования, которые резко ослабили воспитание у подрастающего поколения патриотизма, гражданственности, сознания ответственности за судьбу Отечества, готовности к его защите.

В последние годы система образования наверстывает упущенное, исправляет ошибки. Активно возрождаются лучшие педагогические традиции, появились новые подходы, направления, формы и методы патриотического воспитания учащихся. Формирование у них качеств патриота и гражданина, обладающего политической культурой, критическим мышлением, способностью самостоятельно делать свой выбор – одна из главных задач образования.

Проблемы воспитания, в том числе духовно-нравственного, патриотического, гражданского становления подрастающего поколения нашли отражение в Национальной доктрине образования и Федеральной программе развития образования, Концепции модернизации российского образования. Для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» принята подпрограмма, ориентированная на повышение общественного статуса патриотического воспитания в образовательных учреждениях всех уровней, обновление его содержания и структуры на основе отечественных традиций и современного опыта.

Минобразование совместно с Минобороны, Центральным советом РОСТО и органами управления образованием субъектов Федерации активизирует работу по патриотическому воспитанию учащихся, подготовке их к военной службе. В ряде регионов юноши получают первые навыки армейской жизни на летних военно-спортивных сборах, учебно-полевых слетах, в оборонно-спортивных оздоровительных лагерях. Во многих городах-героях, к примеру, в Волгограде, Новороссийске, Смоленске, Курске, Туле, а также Арзамасе, Барнауле, Дзержинске, Ижевске, Калуге, Краснодаре, Костроме, Невинномысске, Пятигорске, Перми, Тамбове, Чите и других десятилетиями не гаснет Вечный огонь, учащиеся никогда не покидали Пост № 1 возле него. Вахта памяти заставляет ребят задумываться о чести и долге, формирует уважение к истории Отечества, подвигу его защитников, отдавших жизнь за Родину. Их воспитание активно ведут военно-исторические, краеведческие кружки, «школы командного состава». Проводятся военно-спортивные эстафеты, слеты, конкурсы.

Важнейшими звеньями воспитания, подготовки к военной службе стали военно-патриотические и военно-спортивные клубы, объединения юных десантников, пограничников, моряков, летчиков, казаков. Их в системе образования более 3 тысяч. Свыше 500 тысяч подростков занимаются в этих учреждениях. С юнармейцами ведут занятия тысячи ветеранов войны, армии и флота, действующих офицеров, объединяющих вокруг себя подростков. Клубы работают в тесном взаимодействии с воинскими частями, военкоматами, УВД, общественными организациями. Многие из них организуют летние военно-спортивные сборы, соревнования на базе воинских частей, которые помогают техникой и оборудованием, высококвалифицированными специалистами для проведения занятий.

Комплексная программа военно-патриотических, военно-спортивных клубов и объединений позволяет подросткам развивать свои способности, укреплять здоровье, овладевать военно-прикладными видами спорта.

Юнармейское движение стало своеобразной стартовой площадкой для формирования защитников Отечества, патриотов России. Оно в ряде регионов представляет собой стройную систему внеклассной, внешкольной воспитательной работы, вовлекает в воспитание учащихся различные общественные и государственные институты. Формы оборонно-спортивной работы разнообразны. В их числе соревнования, конкурсы, эстафеты, слеты, смотры, игры.

Всероссийские конкурсы методических материалов, проектов, программ военно-спортивных игр учащихся, которые проводит Минобразование, показали, что в ряде регионов сохранены лучшие традиции военно-спортивных игр «Зарница» и «Орленок». Их обогатили элементами, отражающими местные условия, традиции и обычаи. Так организовано дело в республиках Чувашия, Кабардино-Балкария, Саха (Якутия), Алтайском, Краснодарском, Ставропольском краях, Брянской, Воронежской, Орловской, Ивановской, Рязанской, Кемеровской, Пермской, Самарской и других областях.

Важными звеньями военно-патриотического воспитания стали всероссийские, окружные, краевые, областные финалы военно-спортивных игр «Победа», прошедшие в июне 2000 г. в ВДЦ «Орленок» (Краснодарский край), в 2002 г. в Новороссийске, всероссийские слеты юных патриотов в 2001 г. в Волгограде и в 2002 г. в Санкт-Петербурге. Соревнования по военно-прикладным видам спорта, марш-броски и стрельба из автомата, конкурсы по международному гуманитарному праву и основам медицинских знаний, строевой, туристической подготовке и другие дают возможность их участникам проверить свою физическую и психологическую подготовку, продемонстрировать стремление и готовность служить Отечеству. Они также выезжают на полигоны, знакомятся с современными вооружением и техникой, жизнью и бытом военнослужащих.

Четвертый год такие всероссийские мероприятия проводятся совместно с Минобороны, Госкомспортом, Центральным Советом РОСТО. Вместе с тем, опыт указывает на необходимость их поддержки на федеральном и региональном уровнях со стороны всех заинтересованных министерств и ведомств, общественных организаций и особенно средств массовой информации.

После утверждения приказом министров обороны и образования Инструкции об организации обучения граждан РФ начальным знаниям в области обороны и подготовки их по основам военной службы усилилось взаимодействие органов управления образованием и военного управления, воинских частей, военкоматов и учебных заведений в патриотическом воспитании и подготовке молодежи к ратной службе. Особое значение в этой работе приобрели возрождающие традиции военно-шефских связей образовательных учреждений, военно-патриотических клубов, объединений и воинских частей (кораблей). Для реализации Межведомственной программы развития системы дополнительного образования детей на 2002-2005 гг. Минобразование и Минобороны разработали проект информационно-методического письма в органы управления образованием и военкоматы субъектов Федерации об укреплении и расширении связей воинских формирований с учреждениями дополнительного образования детей, военно-патриотическими клубами, юношескими автошколами для подготовки учащихся к военной службе.

Практически во всех регионах разработаны и реализуются межведомственные программы патриотического воспитания учащихся и подготовки их к военной службе. В большинстве из них традиционно проводятся мероприятия, посвященные Дню защитника Отечества, Дню Победы, соревнования, эстафеты по военно-прикладным и техническим видам спорта, Дни призывника, праздники военных профессий, смотры-конкурсы исторических музеев и комнат боевой славы, другие мероприятия. Особенно активно ведется эта работа в Ханты-Мансийском автономном округе, республиках Дагестан, Кабардино-Балкария, Чувашия, Алтайском, Ставропольском, Приморском, Хабаровском краях, Белгородской, Волгоградской, Ивановской, Костромской, Курской, Московской, Оренбургской, Орловской, Смоленской, Пермской, Тюменской областях, Москве и Санкт-Петербурге. Безусловно, патриотическое воспитание эффективнее там, где есть надежная, деловая поддержка законодательной и исполнительной власти, которая считает его приоритетной государственной задачей.

Предстоит еще очень много сделать, чтобы поднять патриотическое воспитание, его формы и методы на уровень требований времени, укрепить материально-техническую, спортивную базу учреждений образования, военно-патриотических клубов и объединений, повысить квалификацию кадров. Педагогам в одиночку с этими проблемами не справиться. Им нужна помощь. Мало констатировать: молодежь – наше будущее. Нужно объединить усилия федеральной, региональной и муниципальной власти, всех заинтересованных министерств и ведомств, общественности и средств массовой информации, всем миром взяться за ее воспитание, чтобы наше будущее – новое поколение выросло полноценными, достойными гражданами, патриотами России.

Нина МАЗЫКИНА,

главный специалист Управления воспитания и дополнительного образования детей и молодежи Минобразования РФ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте