search
main
0

Педагога будут оценивать. По каким критериям?

В УИЦ профсоюза под председательством Сергея Кузина состоялся международный семинар «О роли профсоюзной организации в создании критериальной базы деятельности учителя», который был организован и проведен Московской городской организацией Общероссийского профсоюза образования. В работе семинара приняли участие лидеры учительских профсоюзов Белоруссии, Украины, Латвии, председатели окружных и первичных профсоюзных организаций Москвы, директора школ, представители окружных методических центров, а также руководитель Управления контроля и надзора Николай Юренко, директор Московского центра качества образования Дмитрий Рытов. Перед участниками семинара выступила первый заместитель председателя Московской городской организации Общероссийского профсоюза образования Марина ИВАНОВА.

Т​а тема, которую мы выбрали для семинара, одна из самых сложных, которые существуют в наших учебных заведениях, она извечна, потому что десятилетиями возникают вопросы о том, как оценивать деятельность учителя. Десятилетиями эти параметры, критерии, индикаторы пытаются и не могут найти лучшие педагогические умы. Конечно, выбрав такую тему, можно было бы разделить ее на несколько блоков, частей, каждая из которых может стать предметом отдельного обсуждения. Мы могли бы поговорить, например, об образовательных стандартах, потому что даже если просто взглянуть на образовательный стандарт, который начал действовать в начальной школе пилотных ОУ, понять, какими умениями должен обладать ученик, то сразу понятно, каким должен стать учитель. Он должен подготовить ученика к окончанию четвертого класса по разным областям знаний. Меня, например, поразило то, что касается музыки: ребенок, оканчивающий начальную школу, должен уметь играть на музыкальных инструментах, писать музыкальные произведения, делать аранжировку к ним, используя в том числе различные компьютерные средства. Этот ребенок должен проводить презентацию своего выступления с использованием разных технических средств, уметь снимать клипы или видеофильмы. Когда я в первый раз слушала рассказ о том, какие требования предъявляются к выпускнику четвертого класса, попробовала представить, каким же должен быть учитель, что он должен уметь, чтобы научить этого ребенка. Я поняла, что это далеко не тот учитель, которого мы во многих случаях имеем сегодня. Поэтому оценка этого учителя, конечно, должна отличаться от оценки сегодняшнего учителя. Мы могли бы поговорить и о том, что такое деятельность учителя и из чего она состоит, какие виды деятельности есть у учителя и какие из них приоритетны, чем надо измерить эти виды деятельности, чтобы стало понятно, какие оценки может получить учитель и по каким параметрам. Здесь самое важное, что эта деятельность должна постоянно совершенствоваться, но что должно стать мотивами для этого совершенствования? Мы могли бы обсудить и проблему оценки деятельности учителя, самый сложный момент, потому что надо понять, каковы эти критерии, от чего они зависят. Нам всем понятно, что у критериев много побуждающих действий, процедур, которые их формируют. Тут очень важно определить, по каким принципам они должны формироваться, из чего должны состоять, сколько их должно быть. Мы бы могли поговорить и о роли профсоюзной организации, но важно, чтобы этот разговор мы вели не только с позиции председателей первичных профсоюзных организаций, но и с позиции работодателей, руководителей образовательных учреждений, потому что нынче все поставлены в новые условия и в этих условиях то самое социальное партнерство, о котором сегодня идет речь, должно найти совершенно новое отражение. От чего зависит выбор критериев оценки деятельности учителя? В первую очередь от цели, которую мы ставим перед собой. Сегодня наша общая цель – повышение качества образования. Если мы пытаемся оценить процесс, критерий будет одним, если результат – совсем другим. Если мы оцениваем учителя как методиста, то критерий будет отличаться от оценки его же в зависимости от показателя учебных достижений. Сейчас главная цель в определении критериальной базы – результат работы, ее качество, то есть на выходе это сформированная способность выпускника к социальному действию, к использованию знаний и инноваций, то есть компетентность. Что лежит в основе выбора критериев? У нас есть огромная нормативная база, у нас много таких документов, которые так или иначе обозначают эти критерии. Везде по-разному (может быть, где-то будут использовать всего один критерий) – глубина, форма и сроки измерения этими критериями будут различными. Мы говорим о том, что, конечно, содержание образования – это уже сложившиеся программы, стандарты, требования к образовательным программам. Они тоже все лежат в основе критериев оценки деятельности учителя. Мы понимаем, что перед учителем стоят новые задачи. С иных позиций рассматривают деятельность учителя – не как транслятора знания, а как  консультанта, организатора процесса поиска знаний учащимися, когда результатом деятельности становится формирование «компетентности к обновлению компетентности». Если идет нарастание не только знаний, но и различных умений, то это содержание будет повышать требования к учителю, причем совершенно определенные требования. Мы всегда говорим о компетентностях учителя, эти компетентности тоже должны найти какие-то свои измерения. Функциональные обязанности учителя – то, с чем сталкивается, что обязан делать каждый руководитель учреждения, то, что чаще всего либо согласовывается, либо в той или иной степени делается с привлечением профсоюзной организации, то, что отражено в квалификационных характеристиках. Эти требования к квалификации и знаниям учителя ведь тоже лежат в основе выбора критериев оценки его деятельности. Сегодня мы много говорим об аттестации и о том, как она сочетается с повседневной оценкой работы учителя. Учитель ведь должен оцениваться в определенные, достаточно короткие промежутки времени, хотим мы этого или не хотим, но это связано с новой системой оплаты труда, которая нынче вводится в Москве. Для московских учителей наиболее важна эта связь оценки их деятельности и новой системы платы труда, так как НСОТ, как декларируется, должна стать инструментом развития творчества, повышения уровня квалификации, компетентностей и материальной заинтересованности педагогов. Пока на эксперимент вышли 125 школ, но не за горами то время, когда все школы будут работать в этих условиях. Какие принципы, на мой взгляд, должны лежать в основе критериев оценки деятельности учителя? Это очень важный момент. Я уже не говорю о том, что уважение к учителю должно стать во главе этих критериев. Оценочные критерии должны содержать такие принципы: – компетентностно-деятельностный подход (сочетание общих требований и индивидуальной оценки); – учет уровня развития коллектива и конкретного учителя; – единообразие оценки; – критериальная ясность, прозрачность и объективность (измеряемость вида деятельности); – коллегиальность; – мотивационность (направленность на повышение качества работы); – достаточность (неперегруженность). Как определить принцип необходимости и достаточности критериев, то есть той формы, того количества критериев, которые позволят оценить учителя, но при этом не перегрузить его? Когда мы говорим, что учитель меняется, требования к нему меняются, появляется необходимость в его другой подготовке, нужно сделать так, чтобы в этот особенно сложный, переходный момент те, кто имеет большой стаж педагогической работы, не были перегружены. Поэтому отбор критериев оценки очень важен. Мне кажется, что очень важно, чтобы эти критерии оценивали всех одинаково, но при этом сохранялась индивидуальность каждого учителя, ведь все равно все учителя разные, поэтому очень трудно бывает согласиться с той или иной оценкой их работы. Поэтому принцип единообразия, с одной стороны, и принцип индивидуального подхода, с другой стороны, обязательно должны лежать в основе выбора критериев. Конечно, критерии должны стимулировать учителя к профессиональному росту. Он и сам тоже должен быть вовлечен в формирование этих критериев, как и весь педагогический коллектив ОУ, ясно понимать, какие достигнуты договоренности в этом плане, так как в какой-то форме этот критерий должен стать формой социальной договоренности, социального договора между руководителем ОУ и учителем, учителем и даже родителем. Я прочитала один из недавних номеров «УГ-Москва», поразилась тому, насколько его содержание соотносится с тем, что все мы обсуждаем и по поводу стандартов, и по поводу действующих экономических механизмов в ОУ. Меня поразило и то, что в газете приведены разные подходы к оценке деятельности учителя, в частности, нашего мэра Сергея Собянина. В ответе на вопрос, касающийся системы образования, он сказал: «…родители должны выставлять оценку учителям, потому что они знают, как ведется преподавание, может быть, они лучше всех инспекторов знают, кто из учителей и каким образом обучает их детей, они сами не заинтересованы в том, чтобы их ребенок прогуливал, был бездельником, остался без знаний». Вот подход, который тоже имеет право на существование, который сейчас будет внедряться в наших школах, но очень важно понять, как сделать так, чтобы учитель осознал, как его оценивают родители, как сделать так, чтобы и родитель понял, как надо оценивать учителя. Эти процессы весьма сложны, но они будут в самом ближайшем будущем в нашей деятельности. Совсем недавно было принято постановление Правительства Москвы о проведении пилотного проекта по развитию образования. 125 участников пилотного проекта поставлены в такие условиях, когда им нужно на практике определить все эти критерии. – Конечно, на первом месте при оценке работы учителя – результаты ученика. Уже определены целевые индикаторы реализации пилотного проекта по развитию образования, определяющие оценку деятельности, которые станут индикаторами для всех учреждений. Часть из них непосредственно связаны с работой учителя и, следовательно, тоже войдут в критерии оценки педагогических работников. Это правильно: работа школ и работа учителей не могут идти и оцениваться разнопланово, они должны идти в едином русле. Если мы посмотрим сравнения этих критериев, параметров и индикаторов этих критериев, то увидим, что они в чем-то пересекаются, а в чем-то (что касается учителя) выходят за рамки того, что определено для школы. Это понятно, но на первом месте у нас стоит результат – учебные достижения учащихся. Наверное, это правильно, если мы хотим добиться качества образования, мы должны начать с учебных достижений учеников. А дальше уже определены формы измерения результатов, они для нас достаточно известны, зафиксированы, но должны лежать в основе тех общих рекомендаций, критериев, которые мы хотели бы реализовать в наших учреждениях. Это успешность прохождения учащимися промежуточной и итоговой аттестации, осуществление дистанционного консультирования и так далее.Все меняется, меняется и роль профсоюзной организации тогда, когда нужно по-новому оценивать работу учителя. Наверное, первыми это поняли те, кого мы называем работодателями, – руководители учреждений. В первую очередь это понял наш Департамент образования, который впервые (никогда раньше за все последние постперестроечные годы этого не было) заговорил о том, что нужно обеспечить гласность этому процессу, нужно сделать так, чтобы профсоюзная организация ОУ вместе с руководителем готовилась к оценке работы учителя, потому что они не должны стоять в стороне от распределения фондов оплаты труда и от осуществления принципов справедливости и объективности в отношении каждого учителя. Нам это приятно.Мне кажется, что профсоюзные организации школ либо еще не поняли, либо очень сильно боятся этой работы. Их можно понять. Всякое новое дело немного страшит, особенно если чего-то об этом не знаешь, если курсирует множество самых разнообразных слухов. Учителя пока не понимают всего масштаба и сути предстоящих процессов, хотя есть большое количество материалов, в том числе на сайте Департамента образования. А вот председатели профсоюзных организаций многое знают, но опасаются этих процессов. Почему? Да потому что у них нет административного ресурса, нет властных полномочий, потому что они общественные руководители, а руководители учреждений образования не всегда воспринимают их тоже как руководителей педагогических коллективов. Поэтому профсоюзным организациям очень сложно, но ситуацию нужно обязательно переломить. Переломить ее можно, только объясняя и обучая наших председателей профсоюзных организаций. Хочу сказать слова благодарности Департаменту образования, который принял правильное решение об обучении директоров 125 школ, участвующих в пилотном проекте, вместе с председателями их первичных профсоюзных организаций. Это правильно и справедливо.Что может сделать профсоюзная организация? Сейчас мы наконец начинаем понимать, что профсоюзная организация – действительно  представитель трудовых, профессиональных интересов наших педагогов. Для того чтобы быть таковым, она должна заключить отдельный, совершенно другой коллективный договор, нежели был раньше. В этом новом коллективном договоре должно быть положение об оплате труда, профсоюзная организация должна понимать, как она будет отслеживать выполнение этого пункта. Профсоюзная организация должна принять участие в формировании критериев оценки работы учителей, должна стоять на страже того, чтобы те суммы, которые в виде стимулирующих выплат будут идти каждому педагогу, были прозрачны и ясны, чтобы был при этом реализован принцип коллегиальности в распределении этих средств. Конечно, мы знаем, что у профсоюзной организации формально есть право участвовать в аттестационных процедурах, но сейчас оно еще более жестко в отношении профсоюзной организации обозначено. Председатель профсоюзной организации или тот, кого выдвинет профсоюзная организация, должен будет по-настоящему представлять интересы школы и учителей при этой самой аттестации. Профсоюзная организация должна принимать активное участие в изучении деятельности самого учителя, но важно, чтобы в переходный период председатели и сами обладали достаточными знаниями, имели понимание тех проблем, которые возникают, тех процессов, которые происходят, информировали о них всех своих коллег. Без этого мы не сможем доказать учителям, что эта оценка их деятельности, то, как она проводится, действительно достаточно объективна. Профсоюзные лидеры должны все-таки помогать прекращению различных конфликтов на уровне самого педагогического коллектива. Это очень важно.Есть еще один пункт, о котором мы уже говорили, который тоже прослеживается в разных постановлениях о том, что у каждого учреждения должна быть своя программа развития. Когда мы говорим о долгосрочных и среднесрочных программах, которые принимало Правительство Москвы в области образования, о стратегии-2020, мы все время повторяем, что у каждого ОУ должна быть такая программа, должен быть такой стратегический путь, который они намечают, та тактика, которую они применяют. Здесь также должна быть четкой роль профсоюзной организации. Профсоюзная организация должна не только быть вместе с коллективом, она должна объединять коллектив для того, чтобы потом вместе реализовать эту программу развития.Что еще сегодня мешает процессам обновления системы образования? Прежде всего неразвитость социального партнерства. Дело тут не только в том, что не все руководители образовательных учреждений считают своего председателя первичной профсоюзной организации коллегой, помощником, партнером, но и то, что у нас нет настоящих традиций социального партнерства, хотя есть законы, которые его определяют, что есть неготовность педагогического коллектива к тем изменениям, которые будут. Может быть, это связано с тем, что нет достаточной информации о предстоящих изменениях. Ну и конечно, сильно мешает отсутствие опыта в оценке деятельности учителя, в действии критериев оценки. Думаю, что и Московской городской организации Общероссийского профсоюза образования, и Департаменту образования нужно очень много сил приложить для того, чтобы повысить значимость должности председателя профсоюзной организации. Хотя, казалось бы, Департамент образования здесь ни при чем, тем не менее я считаю, что и он тоже должен сделать какие-то шаги в этом направлении (и уже делает), поскольку тоже в этом заинтересован, ибо другого пути у нас нет, кроме того, чтобы сделать это публичным делом. Я считаю, было бы правильным, если (а в постановлении Правительства Москвы и записано: не должно быть надбавок и выплат за непедагогическую деятельность) в коллективном договоре и в соглашении, которое мы будем заключать в этом году, все же будут изысканы возможности для того, чтобы делать доплаты председателю первичной профсоюзной организации за эту большую работу. Это очень важно и очень нужно, если мы хотим, чтобы это были квалифицированные кадры.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте