search
main
0

Педагог-внешкольник – личность творческая и думающая

Подведены итоги московского городского профессионального конкурса «Педагог-внешкольник Москвы-2008». Торжественная церемония награждения победителей прошла во Дворце творчества детей и молодежи на Большой Черкизовской.

Честно говоря, на этой торжественной церемонии я измучилась: хотела сфотографировать всех участников и победителей конкурса, но они явно скромничали, старались не выйти на середину сцены, забивались куда-то в угол и, по сути дела, прятались за спины друг друга. Ну не привыкли педагоги-внешкольники к публичному вниманию к их персонам, скромные они люди. Но скромничают совершенно напрасно, в этом на протяжении праздника можно было убедиться не раз. Потому что победители и сами отлично выступали перед зрителями, и их воспитанники показывали образцы замечательного искусства. Совершенно потрясающе пели участницы конкурса Алевтина Виноградова, Диана Дорофеева, Александра Демина (Александра Андреевна еще и танцевала вместе со своими воспитанниками – участниками ансамбля эстрадного танца «Фейерверк»), Ольга Шумаро со своим ансамблем педагогов дополнительного образования, яркие номера представили студия раннего творческого развития «Гармония» (ВАО), танцевально-спортивный ансамбль «Акварель» и другие коллективы. Кстати, вели церемонию победитель конкурса «Педагог-внешкольник Москвы-2005» (ВАО) Ольга Павлова и лауреат фестиваля «Детство без границ», командир разновозрастного отряда «Надежда» Андрей Мехонцев.

Конкурс «Педагог-внешкольник Москвы» проводится вот уже пятнадцать лет, приближаясь тем самым по стажу к конкурсу «Учитель года», и это символично. В этом году, кроме того, исполняется еще и 90 лет системе дополнительного образования детей, что тоже весьма символично. И система заслуженная, имеющая традиции и успехи, и педагогам, что трудятся во славу воспитания подрастающего поколения, есть что показать в честном профессиональном конкурсном поединке.

Что делает педагог-внешкольник? Он занимается воспитанием детей и развивает их творческую индивидуальность после того, как заканчивается непосредственно учебный процесс. Что нужно предложить ребенку, чтобы он отсидел положенное количество уроков в школе и, немного утомившись, все же пришел в секцию, в студию, в кружок и занялся там любимым делом? Конечно, ему нужно предложить такое интересное занятие, чтобы он забыл об усталости, чтобы полностью проявил свои творческие способности и достиг в этой деятельности немалых успехов.

На протяжении 90 лет проекты детских внешкольных учреждений разрабатывали видные российские деятели образования, прогрессивные педагоги России создавали детские общественные клубы и объединения, где проходили занятия по различным видам творчества, нацеленного на трудовое, физическое, художественное воспитание детей. Развитие внешкольной работы с детьми было тесно связано с деятельностью пионерской организации. Сегодня о пионерах некоторые общественные деятели говорят с неприязнью и укоризной: дескать, организаторы пионерских дружин занимались политической деятельностью, приобщая к ней детей чуть ли не с малолетства. Но на самом деле «первые» (так переводится на русский язык слово «пионеры») делали жизнь ребят насыщенной и интересной. Первые пионерские организации в Москве были созданы в 1922 году в Сокольниках, в Хамовниках, в других районах столицы. Поэтому не случайно то, что в Москве сохранились вожатые, и пусть они работают не в пионерских дружинах, но звание свое оправдывают полностью, увлекая своих подопечных в интересную работу за рамками учебного процесса. На нынешнем конкурсе лучших вожатых чествовали особо.

Одним из первых домов детского творчества в столице стал дом творчества в парке «Усадьба Трубецких в Хамовниках», который в 1918 году был основан как трудовая коммуна. 90 лет отмечает в нынешнем году и Центр внешкольной работы «На Сумском». На рубеже сороковых годов в Москве уже сложилась довольно широкая и разнообразная сеть внешкольных учреждений, в нее входили дома и дворцы пионеров, детские дома культуры и клубы, специализированные учреждения технического, экскурсионно-туристического, юннатского, художественного и спортивного профилей. В этих учреждениях предусматривались условия для свободного выбора детьми занятий для развития различных способностей, удовлетворения их интересов и потребностей в творческой деятельности и в общении с увлекающимися интересным делом сверстниками и взрослыми. В годы Великой Отечественной войны для работников внешкольных учреждений и общественных объединений было характерно в работе стремление привлечь подростков к занятиям военным делом, такой социально полезной деятельностью, как Тимуровское движение, помощь военным госпиталям, сбор лекарственных трав, сельскохозяйственные работы, сбор металлолома и многое другое. Надо сказать, что столица даже в военное время, даже в тот момент, когда фашистские войска были на подступах к Москве, продолжала заботиться о ребятах. Среди столичных учреждений дополнительного образования есть учреждения, которые были открыты в нелегкие военные годы, например, Дворец творчества, который гостеприимно принимал участников конкурса, был создан в 1941 году как Дворец пионеров и работал, несмотря ни на что, в самые трудные военные годы. Есть еще и детско-юношеский центр «Россия молодая», Центр детского творчества «Москворечье», многие другие. В число старейших учреждений дополнительного образования Москвы входит и детский центр технического творчества. С 1926-го по 1992 год он был Московской городской станцией юных техников. Особое развитие система дополнительного образования в Москве получила в 80-е годы. В это время число внешкольных учреждений выросло почти в четыре раза, среди них дворцы творчества детей и молодежи, станции юных туристов, юных техников, юных натуралистов и многие другие, где маленькие москвичи могли найти себе в этом увлекательном мире занятия по душе. Сегодня система московского дополнительного образования – 153 учреждения, в которых ежегодно занимаются более 300 тысяч юных москвичей. А работают с ними тысячи талантливых и увлеченных, преданных своему делу педагогов, таких как участники конкурса «Педагог-внешкольник Москвы-2008».

Сначала чествовали победителей конкурса авторских программ. В самом деле, очень важное дело – написание программы, по которой потом будут идти занятия с ребятами. И тут многие внешкольники проявили себя с самой лучшей стороны. На конкурс авторских программ поступило 113 заявок, лидерами по количеству участников конкурса стали учреждения городского подчинения и Юго-Западного округа (18 программ), Южного округа (15 программ), Центрального (12 программ). Наибольшее количество программ – 53 – было художественно-эстетической направленности. По итогам московского конкурса для участия в VII Всероссийском конкурсе авторских программ дополнительного образования детей жюри рекомендовало 11 программ. Награды победителям вручала проректор Московского института открытого образования профессор Галина Буданова. Галина Петровна отметила, что в этом году было много интересных работ, вручила дипломы педагогам из Московского городского дворца детского и юношеского творчества на Воробьевых горах, которые преобладали среди лауреатов, «Усадьбы Трубецких в Хамовниках», «Черкизовского парка», школы №1475 и других учреждений.

На конкурс «Педагог-внешкольник Москвы-2008» количество поданных заявок для участия было значительным. 51 педагог и 5 вожатых хотели соревноваться с коллегами и победить. Самыми активными проявили себя Зеленоград, Юго-Западный и Юго-Восточный округа. Наибольшее количество участников конкурса имеют стаж работы более 10 лет. К участию в финале был допущен 31 человек. Зал увидел и победителей, и лауреатов, и дипломантов, по достоинству оценив их стремление к победе. Всех успешных приветствовали начальник Управления воспитания и дополнительного образования Марина Умрихина и председатель Московской городской организации Профсоюза образования Сергей Кузин, пожелавшие всем успехов в работе и большой зарплаты.

Дипломантами конкурса стали Александра Петрова, педагог дополнительного образования Центра творческого развития и гуманитарного образования «Экономика – культура – образование»; Елена Маркова, педагог дополнительного образования Центра дополнительного образования детей Северо-Восточного округа; Александра Демина, педагог дополнительного образования Дворца творчества детей и молодежи Восточного округа; Диана Дорофеева, педагог дополнительного образования Центра эстетического воспитания детей Центрального округа; Александр Петухов, педагог дополнительного образования Центра детского творчества «Юный техник» Южного округа; Нелли Кошелева, педагог дополнительного образования школы №247 Северо-Восточного округа; Игорь Борисов, педагог дополнительного образования школы №1148 с этнокультурным компонентом образования им. Ф.М.Достоевского Юго-Восточного округа; Ольга Шумара, педагог дополнительного образования Центра развития творчества детей и юношества «Жулебино» Юго-Восточного округа.

Ольга Николаевна Шумара была награждена Специальным призом городского Совета директоров учреждений дополнительного образования детей «За верность долгу», приз ей вручила председатель совета, директор Центра творчества на Большой Черкизовской Ольга Роганова.

Всех дипломантов поздравил директор Московского городского Дворца творчества детей и юношества на Воробьевых горах, член Московской городской общественной палаты по образованию Дмитрий Монахов, отметивший, что все они смело вышли на конкурс, обладая знаниями, умениями, навыками, большими потенциальными возможностями развития.

Победителями конкурса стали: Антон Камышанов, старший вожатый школы №122 Центрального округа (номинация «Старший вожатый»); Алексей Яковлев, педагог дополнительного образования Центра детского творчества «Тушино» Северо-Западного округа; Светлана Ромашкина, педагог дополнительного образования Центра детского творчества Юго-Западного округа; Наталья Дмитриева, педагог дополнительного образования Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества; Дарья Куликова – педагог дополнительного образования Центра творчества детей и юношества «Сокол» Северного округа; Алевтина Виноградова, педагог дополнительного образования Детско-юношеского центра «Виктория» Южного управления образования. Дипломы лучшим вручала заведующая кафедрой дополнительного образования детей Московского института открытого образования Любовь Буйлова. Любовь Николаевна показала залу символ конкурса «Педагог-внешкольник Москвы-2008» – нефритовое яблоко, которое получил каждый победитель.

Лауреатом конкурса и его абсолютным победителем стал педагог дополнительного образования Центра дополнительного образования детей «Черкизовский парк» Восточного округа Владимир Козлов. Его выступление завершало торжественную церемонию награждения. Весьма трогательное выступление, поскольку Владимир Евгеньевич от души поблагодарил свою семью (папа привел его в спорт, а мама, которая до сих пор работает в школе,- в систему образования). Мама сидела в зале и гордилась своим сыном, который тоже стал педагогом. Лауреат считает, что педагогика – это искусство, педагогика дополнительного образования – искусство вдвойне, самую большую радость в жизни ему может доставить любимое дело, его воспитанники и их достижения, но он не умеет плавать, хотя очень хороший спортсмен, а еще не умеет рисовать, но и плавать, и рисовать намерен научиться в самое ближайшее время.

В заключение все участники конкурса – и лауреаты, и победители, и дипломанты спели («Но может быть, удастся нам снова достичь рубежа неземного, который легко достигался тогда, в молодые года…»), и это был, наверное, самый лучший хор.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте