search
main
0

Педагог в пространстве инклюзивного образования: преодоление барьеров непонимания при работе с детьми с ОВЗ

Педагог – сам себе барьер на пути понимания при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья? Кем на самом деле является современный педагог в пространстве инклюзивного образования? Пройдите тест и узнайте свои возможности.

Фото: пресс-служба Минпросвещения России

В современном мире инклюзивное пространство – наша с вами реальность. Мы живем, развиваемся, работаем и реализуем себя в мире, в котором люди разные. Но мы всегда были разными. Непохожими внешне, различающимися по социальному положению, профессиям, полу и возрасту, национальности и расе. Мир таков, что приходится учиться взаимодействовать в едином пространстве. Для этого приходится больше узнавать друг о друге.

Современное образование, отвечая на вызовы времени, становится инклюзивным. Это подразумевает доступность образования для всех обучающихся вместе с приспособлением к различным потребностям каждого.

Инклюзивное – это включенное, совместное образование; единый процесс воспитания и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и их обычных, здоровых сверстников.

В основе инклюзивного образования находится представление об исключении дискриминации обучающихся, обеспечении одинакового отношения ко всем и при этом создании особых условий для студентов с особыми образовательными потребностями.

Инклюзию стали рассматривать как процесс развития предельно доступного образования для каждого ребенка в образовательных учреждениях, формирование процесса обучения с постановкой адекватных целей для всех учеников, ликвидации различных барьеров и поддержки каждого учащегося с целью максимального раскрытия его потенциала.

Однако в инклюзивном пространстве остаются барьеры. Первый барьер по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья – это проблема понимания педагогами ряда вопросов этой острой и глобальной темы.

Если педагог не точно оценивает сложившуюся ситуацию инклюзивного образования и свое место в нем, возникает барьер непонимания. Такой барьер мешает людям, находящимся в инклюзивном пространстве, продуктивно и правильно общаться друг с другом.

Таким образом, тема актуальна и важна.

Для того, чтобы точнее знать, есть ли у вас барьер понимания или его нет, предлагаем вам, уважаемые педагоги, проверить свои знания.

7 вопросов об инклюзивном образовании и инклюзивной психологии

  1. Современное отечественное инклюзивное (включенное) образование понимается как процесс совместного воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и в целом здоровых детей:
  1. верно.
  2. не верно.
  1. Укажите неправильный ответ. При психологическом сопровождении лиц с ОВЗ в образовательной организации существуют такие социально-психологические барьеры, как:
  1. профессиональные установки педагогов или студентов.
  2. негибкая система оценки учебных достижений.
  3. недостаточность нормативно-правовой базы.
  1. Укажите неполный и/или неточный ответ. Условия в образовательной организации, необходимые для создания психологического комфорта детей с ОВЗ:
  1. архитектурная безбарьерная среда для их физического комфорта.
  2. профессионалы в области медицины, педагогики, социологии, дефектологии для обеспечения безопасности и надлежащего ухода за детьми.
  3. образовательная готовность организационного пространства
  4. проведение педагогами и психологами специальных тренингов на адаптацию детей с ОВЗ в среде здоровых сверстников.
  1. Основной пункт в большинстве нормативно-правовых документов, указывающий на право детей в инклюзивном образовании:
  1. право на жизнь и свободу совести.
  2. право каждого на получение образования наравне со всеми.
  3. право на особые условия для учащихся, имеющих особые образовательные потребности.
  1. Укажите на неточность в одном из принципов знаменитой Саламанкской декларации:
  1. человек ценится потому, что он человек, не взирая на его способности и достижения.
  2. все люди на земле способны чувствовать и думать, если они на нас похожи.
  3. все люди имеют право на то, чтобы быть услышанными другими.
  4. каждый человек нуждается в других людях; все мы нуждаемся друг в друге.
  5. каждый человек нуждается в дружбе и поддержке своих сверстников.
  6. для всех учащихся главным достижением прогресса являются их достижения, а не неудачи.
  7. сила человека – в его разностороннем развитии.
  1. Укажите наиболее точный ответ. Процесс психологического сопровождения детей с ОВЗ – это:
  1. организация специалистов системы образования в целях оказании помощи и поддержки детям с ОВЗ.
  2. проведение начальной диагностики, коррекции и развития личности ребенка с ОВЗ.
  3. детального планирования работы специалистов, направленной на успешную адаптацию детей с ОВЗ в социальную среду вместе со здоровыми детьми.
  1. Составляющей интеграционной культуры лиц с ОВЗ в обществе является:
  1. наличие общего набора социальных ценностей,
  2. направленность на воспитание толерантных личностей,
  3. общей корпоративной философии.
  4. все ответы верны.
  5. верны только b) и c).

Примечание. Правильные ответы в конце статьи.

Немного исторической информации

В Конвенции о защите прав инвалидов (2006) подтверждено право лиц с ограниченными возможностями здоровья на инклюзивное образование всеми государствами-участниками. С целью реализации этого права устанавливались равные возможности без какой-либо дискриминации в соответствии со статьей 24 этой Конвенции.

Одним из значимых международных правовых нормативно-правовых документов, составляющих нормативно-правовые основы инклюзивного образования, явилась Саламанкская декларация.

В 1994 г в г. Саламанка (Испания) состоялась Всемирная конференция по образованию лиц с особыми потребностями: доступ и качество. На ней была принята декларация о принципах, политике и практических действиях в сфере образования лиц с особыми потребностями. Было выявлено 8 важнейших принципов. 1. Человек ценен просто потому, что он человек вне зависимости от его способностей и достижений.

2. Все люди на земле способны чувствовать и думать, даже если они на нас не похожи.

3. Все люди имеют право на то, чтобы быть услышанными другими.

4. Каждый человек нуждается в других людях. Все мы нуждаемся друг в друге.

5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.

6. Каждый человек нуждается в дружбе и поддержке своих сверстников.

7. Для всех учащихся главным достижением прогресса являются их достижения, а не неудачи.

8. Сила человека – в его разностороннем развитии

Так является ли педагог сам себе барьером на пути преодоления непонимания своего места и роли в пространстве инклюзивного образования?

В статье Захарова К.В. и Нигматуллиной Г.В. написано, что необходимыми чертами личности педагога, работающего с детьми с ОВЗ, являются:

  • умение признавать человека как личность независимо от нарушений в его здоровье;
  • направленность на развитие личности человека с нарушениями в развитии;
  • понимание своей ответственности носителя и транслятора культуры;
  • умение регулировать свою деятельность, способность к самоконтролю, волевой саморегуляции, управлению эмоциями;
  • способность к мгновенной реакции на изменение обстоятельств;
  • умение адаптироваться в сложных условиях педагогической деятельности;
  • отношение к лицам с ОВЗ с максимальной тактичностью.

Важный вывод, который можно сделать на основе данного исследования: педагог, обладающий такими качествами, не становится сам себе барьером на пути преодоления трудностей в инклюзивном образовании.

Об авторе

Колиниченко Ирина Александровна, кандидат психологических наук, доцент кафедры инноватики, маркетинга и рекламы ФГБОУ ВО «Пятигорский государственный университет». Ведущая рубрики «Психологическая мастерская» в газете «Мой профсоюз».

Психолог, ведущий психологических тренингов на Всероссийской школе профсоюза (ВПШ), а также тренингов для подростков и взрослых в образовании, в том числе тренинга личностного роста, тренингов общения, уверенности в себе. Участник многих проектов краевой организации Профсоюза образования (выступления).

Диплом победителя общероссийского конкурса-акции «Я в профсоюзе», участник Всероссийского конкурса рефератов профсоюзного актива.

Опыт руководящей деятельности в научно-практическом центре «Social Excellence» («Социальное совершенство» (в настоящее время) и научно-образовательной инновационной лаборатории «Технологии развития личности средствами организационной психологии» ФГБОУ ВО «Пятигорский государственный университет». Долгое время работала как педагог-психолог социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Аист».

Исследовательская деятельность в области психологии. Автор монографий, учебных и учебно-методических пособий по психологии для студентов и преподавателей университетов. Участник всероссийских, зарубежных и региональных научных, научно-практических конференциях.

При подготовке статьи использовались следующие материалы:
  1. Гребенникова В.М. Развитие инклюзивного образования в Российской федерации: проблемы и перспективы // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2-19. – С. 4292-4297; URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=37946
  2. Захаров К.В., Нигматуллина Г.В. Актуальность инклюзивного образования в ВУЗах России // Психология, социология и педагогика. 2016. № 1. URL: https://psychology.snauka.ru/2016/01/6276
  3. Инклюзивное образование: учеб. пособие / Ж.А. Левшунова, Н.В. Басалаева, Т.В. Казакова. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2017.  –114 с.
  4. Палхарева Е.Н., Жукова Н.Е. Проблемы инклюзии в высшем образовании: обзор современных гуманитарных исследований // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 5. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26954
Правильные ответы по тесту:
  1. a)
  2. c) (нет, нормативно-правовая база достаточно разработана).
  3. a) (правильно: и психологического благополучия), c) (правильно: психологическая).
  4. c)
  5. b) (правильно: даже если они на вас не похожи).
  6. c)
  7. d)

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте