Конкурс профессионального мастерства и общественного признания «Педагог года Москвы» в номинации «Учитель года» имеет первостепенное значение в системе профессионального роста педагогов Юго-Западного округа. Лауреаты и финалисты этого конкурса в дальнейшем уверенно лидируют в целом ряде других полноценных окружных педагогических конкурсов.
В прошедшем сезоне в проведении конкурса в Юго-Западном округе были свои особенности. Прежде всего увеличилось количество дистанционных форм работы с участниками на всех этапах проведения окружного этапа конкурса и повысилась их результативность. Конкурсант мог в любой момент времени своей подготовки получить эффективную помощь от курирующего методиста. Это позволило привлечь начиная с заочного этапа достаточно большое количество участников, в том числе преподавателей общеобразовательных предметов колледжей (Е.Ильина – преподаватель химии, А.Диков – преподаватель биологии строительного колледжа №38). Жюри конкурса, состоящее из методистов-предметников, имело возможность на практике сравнить профессионализм педагогов из образовательных учреждений систем общего и профессионального образования Москвы. В финале окружного этапа номинации конкурса участвовала преподаватель английского языка политехнического колледжа №39 И.Максимова. Другой особенностью стало испытание «Актовая лекция». На первом этапе конкурсантов отбирали по итогам заочной оценки видеозаписей выступлений на свободную тему, с ними обсуждали роль современного образования и образовательных учреждений в жизни района и округа. Методическому центру ЮЗОУО удалось заинтересовать в проведении мероприятия, объединить общей целью районную библиотеку №219 (директор Ф.Кулькова) и широкую общественность (глав управ районов). Выступления конкурсантов и вопросы жюри удалось нацелить на выстраивание основ будущего социального партнерства в округе, а не только на решение проблем предметного обучения. Еще одной особенностью проведения окружного этапа конкурса стало заключительное испытание «Пресс-конференция». Она показала, как учителя, конкурсанты, работая в паре, отстаивали противоположные точки зрения на актуальные вопросы развития московского образования («Что нужно оценивать в современной школе (усвоенные знания или способы деятельности)?»; «Должна ли заработная плата учителя зависеть от уровня владения здоровьесберегающими технологиями?»; «Можно ли сделать карьеру в школе?»; «Выгодно ли сегодня объединять образовательные учреждения?»; «Имеет ли право родитель ознакомиться с планом-конспектом урока учителя?»; «Должна ли школа требовать включения в контракт на поставку питания приготовление блюд специального рациона?»). Во второй части конкурсного испытания педагогам нужно было проявить умение занимать иные, чем роль учителя, социальные позиции (генеральный директор издательства «Просвещение»; директор образовательного учреждения ЮЗАО, получившего грант мэра; специалист управы района Ясенево по вопросам социальной сферы; заместитель руководителя Московского центра качества образования; председатель родительской общественности ЮЗАО; заведующий производством комбината питания «Школьник Юго-Запада»). Для приближения условий пресс-конференции к реальности вопросы для конкурсантов оргкомитет заранее отобрал из раздела обращений на сайте Департамента образования.Открытый и публичный формат проведения конкурса 2012 года привел к неожиданному итогу: победителями окружного этапа конкурса в номинации «Учитель года Москвы» стали два учителя одного предмета – физики, но с разными подходами к своей профессиональной деятельности. Светлана Колякина, учитель лицея «Вторая школа», в своем эссе написала: «Физика – это моя жизнь, а жизнь связана с физикой. Уже несколько лет я лектор Фонда «Династия»: читаю публичные лекции детям, провожу мастер-классы для учителей на региональных фестивалях «Дни науки», московском фестивале «Жизнь. Версия науки», учительских конференциях». Галина Литвиненко, учитель НОУ «Образовательный центр ОАО «Газпром», которая вошла в число шести лауреатов городского тура конкурса, рассуждает философски: «Жизнь человека длится всего лишь два миллиарда секунд. Урок – это две тысячи семьсот секунд жизни. Как их провести? Поскучать под монотонную лекцию или сделать открытие? Открыть удивительный закон природы, открыть радость общения и, главное, открыть себя!» Открытые учебные занятия этих педагогов не были похожими, но взгляд на московское образование у них совпадает.Победителями других номинаций окружного этапа конкурса стали те, чьи эссе и выступления были отмечены жюри.Ираида Лошина, воспитатель детского сада №2683: «Я стала учителем, а потом воспитателем. Это две удивительные профессии, где каждый день не похож на предыдущий: новые проблемы, новые открытия, новые впечатления. Каким станет ребенок, что принесет он в этот мир, чем наполнит его? Это ведь зависит и от меня тоже». В работе с незнакомыми детьми Лошина умело использовала современные формы организации детей, предлагая самостоятельно решать поставленную учебную задачу, обсуждать результат с коллективом сверстников.Екатерина Катышкина, воспитатель ДОУ №2587: «Как часто мы хотим видеть своих детей знаменитыми артистами, писателями, политиками! Но если этого призвания в них нет, то не исключено, что мы губим знаменитых математиков, финансистов, врачей, бизнесменов. Моя профессия – мое призвание. Оно родом из детства. А детство – это восьмое чудо света». Катышкина провела на конкурсе игру-занятие «Путешествие в зимний лес», которая была связана не только с формированием элементарных математических представлений малышей и позволила детям ощутить гамму положительных эмоций, радость от достижения положительного результата.Ирина Шишкина, педагог дополнительного образования ЦДТ ЮЗОУО: «У детей-музыкантов появляется еще один способ самовыражения, язык музыки. И они умеют говорить на нем с любой аудиторией. Они богаче других ребят, своих сверстников, теряющих время у телевизора или бесцельно слоняющихся по улице! Музыка – единственный всемирный язык». Ирина Владиславовна на примере музыки Л.В.Бетховена вовлекла коллег в творческий процесс написания хокку – японской поэтической миниатюры, изображающей жизнь природы и жизнь человечества в их слитном, нерасторжимом единстве, а на примере тройной пятиголосной фуги И.С.Баха показала полифонические возможности музыки – главного предмета зависти художников, поэтов, скульпторов, архитекторов и философов.Олег Дементьев, заведующий сектором Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества, кандидат технических наук, разработал и внедряет в работу учреждений образовательную программу «Информсреда образования», получившую от независимой группы экспертов городского этапа конкурса диплом «За лучшую образовательную программу».Оксана Канчина, учитель начальных классов ЦО №2006: «Мы с ребятами придумали ко всем нашим творческим начинаниям девиз: «А знаешь, все еще будет!» Эти слова мы произносим друг другу с первого класса». Классный час «Тайны бабушкиного сундука» напоминал театрализованное действие, в котором уместно сочетались такие технологии работы, как проблемно-ценностное общение, игровые методики и фольклорное творчество.Алла Хайретдинова, учитель начальных классов ЦО «Школа здоровья» №1071: «Я поняла: нужно черпать вдохновение у природы, в сбалансированности и гармонии элементов, необходимых для поддержания жизнедеятельности человека». Конкурсный классный час «Невидимые нити» показал умение Хайретдиновой создать ту самую среду, благодаря которой воспитательный процесс становится эффективным.Ольга Гаврилова, учитель-логопед специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната №60: «Пишу эти строки и вспоминаю мальчика Сережу. Ребенок, вошедший в кабинет, не смотрит на меня, хаотично хватает различные игрушки. Наконец удается усадить его за стол. Начинаю рассказывать ему о своих щенках, о том, как они шалят, какие у них есть игрушки. Мальчик заинтересовывается, завязывается разговор. А дальше мы рисуем и говорим, говорим, говорим. И главная трудность, с которой мы сталкиваемся в специальной школе для детей с тяжелыми нарушениями речи, низкая потребность воспитанников в речевом общении, уходит на второй план». В ходе конкурса педагог сумела сконцентрировать внимание детей на одновременном музыкальном сопровождении и четкой, правильной дикции ребенка.Татьяна Чехова, учитель начальных классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната №17: «Я работаю в одной из лучших школ Москвы с детьми с ДЦП. Столица – одна из немногих городов, где местные власти уделяют особое внимание созданию условий для реабилитации, развития, обучения детей-инвалидов. Примечательно то, что больной ребенок, окончивший успешно школу, может обучаться дистанционно в любом вузе страны и, получив образование, реализовать себя – стать конкурентоспособным на рынке труда».Ольга Босомыкина, учитель-дефектолог специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната №62: «От нас, взрослых, зависит, какой личностью станет ребенок: полноценной, жизнерадостной, готовой к новым открытиям и свершениям или замкнутой, надломленной, не видящей цели своей жизни».Светлана Тимофеева, педагог-психолог ЦДиК «Коньково»: «Путь в профессию последовательный: шаг за шагом, от теории к практическим навыкам». Светлана Владимировна в своей работе с семьей использует при коррекции детско-родительских отношений моделирование взаимоотношений родителя и ребенка. В результате занятия родители освоили определенные приемы взаимодействия с ребенком. Уникальность данного занятия в том, что работа психолога направлена в основном на родителя, а не на ребенка.Ольга Немиро, педагог-психолог школы №1066: «Нельзя быть психологом, если ты не можешь разобраться сам в себе, если ты не пытаешься понять и принять людей такими, какие они есть, если ты сам не стремишься быть лучше».Конкурс педагогического мастерства и общественного признания год от года становится уникальной средой подготовки учительских кадров Юго-Запада для системы инновационного образования Москвы.Ф.ОКОЛЬНИКОВ, зам. директора МЦ;Т.ПАВЛОВА, зав. лабораторией общего содержания;Г.ГУБИНА, зав. лабораторией дошкольного воспитания;Г.ГОЛОВИНОВА, зав. лабораторией воспитания и допобразования;С.ТЕСЕЛКИНА, методист лаборатории воспитания и доп. образования;З.ОБЪЕДКОВА, зав. лабораторией специальной педагогики;О.ДОКУКИНА, методист по работе с педагогами-психологами
Комментарии