Утро Марины Вдовиной в Кепе начинается с трех будильников. Они звонят с небольшим интервалом. За окном темнота – не горят фонари и даже собаки не лают. Школа, в которой Марина Анатольевна проводит все свободное время, находится в ста метрах от ее нынешнего дома. За время, проведенное здесь, я так и не поняла, где же Марина Анатольевна живет – в школе, где директорствует с 15 сентября этого года, или дома – в скромной двухкомнатной квартирке с печкой и без водопровода. Настоящий, свой дом остался в Тунгозере, куда она возвращается на выходные, преодолевая в одну сторону 120 километров. Обычно на машине за ней приезжает муж, который делает все возможное для обустройства ее быта – носит воду, колет впрок дрова…
– Я тут в походных условиях, на выходные стараюсь уехать домой, в Тунгозеро, где живут муж и сын-одиннадцатиклассник, – говорит Марина Анатольевна. – Школу в поселке закрыли, сыну приходится ездить каждый день на автобусе. …Маршрутка до Калевалы – а село Кепа находится в 500 километрах севернее Петрозаводска – должна была отойти от автовокзала в 14 часов, но в путь мы отправились на полтора часа позже. Пассажиры говорили, что пришлось водителю менять колесо, а в самой Кепе мне позже сказали, что такие заминки с транспортом случаются постоянно. В итоге в Кепе я оказалась не в 21 час, а за полночь. Ни фонарей, ни связи, ни прохожих. Лишь блики на скользкой дороге и один попутчик, который отвел меня к учительнице начальных классов. Так что уже через полчаса мы с Мариной Анатольевной Вдовиной, человеком в Кепе новым, нынешним директором школы, пили горячий чай и говорили о ее житье-бытье. – Я все никак не могла в себя прийти, когда нашу школу в Тунгозере закрыли. Почти год не работала, думала, не вернусь уже в профессию, но вышло иначе. Если честно, то весь этот год я держала кулачки за Марину Анатольевну, с которой мы познакомились на республиканском конкурсе «Учитель года Карелии»-2013. До победы учительнице русского языка и литературы не хватило нескольких баллов. Тогда я пообещала себе приехать в Тунгозеро, но не собралась вовремя, школу закрыли, поэтому сейчас вопреки разным формальностям приехала просто повидать учителя, который любит свою работу и отдает ей все. …Раннее темное, чуть прохладное утро – печка уже подостыла. Снова чай, сборы в школу. – Сегодня возьму с собой фотоаппарат, мне его на конкурсе подарили. Замечательный получился приз, с душой выбранный! Ведь не просто камеру мне вручили, а абсолютно все, чтобы удобно было фотографировать, – сумку, карту, зарядное устройство. Так что теперь я фотографирую, – рассказывает по дороге Марина Анатольевна. Но фотографировала в тот день я, а заодно и общалась с учителями, которые между уроками заходили в небольшую, но теплую во всех смыслах учительскую – поздороваться, выпить чашку чая или кофе, заглянуть в расписание или Интернет. – Всего у нас 19 детей в школе, разный возраст, в некоторых классах всего по два ученика. Меня удивляет, какие наши ребята дружные! Всегда вместе, никогда им не грустно, и дело находится у них. Во многом это заслуга учителей, которые делают все возможное, чтобы школьные дни были наполнены, – говорит Марина Анатольевна. Не сговариваясь, несколькими часами позже об этом же мне сказала Эльвира Ниеминен, учительница химии, биологии, информатики, музыки и изо, у которой в третьем классе учится сын, а дочка станет первоклашкой в 2017 году. – Если куда-то приезжаю, всегда фотографирую, чтобы показать потом ребятам зоопарк, цирк, представление, новый город – абсолютно все, – говорит Эльвира Валерьевна. – Конечно, у нас здесь свои особенности – уроки, которые мы одновременно проводим для двух классов одновременно. Не хватает методических наработок и совета практиков. От этого мы бы точно не отказались! Стараемся вывозить детей на экскурсии – в Калевалу, Костомукшу, Петрозаводск. По опыту знаю, что они редко куда-то выбираются с родителями – все время проводят здесь, в Кепе. Первый год в Кепской школе работает Анастасия Кириллова, учитель английского, выпускница факультета иностранных языков ПетрГУ. Директор школы пояснила, что для них молодой специалист – большая удача. – Совмещаю работу в управлении образования и преподавание в школе. В Кепу приезжаю два раза в неделю – по средам и субботам, – рассказывает учительница. – Только-только ребята начали ко мне привыкать, а я вспоминаю университетскую науку. Конечно, в вузе нас не предупреждали и не учили, как преподавать в малокомплектной школе и работать с класс-комплектами. Выручают Интернет, советы коллег из Калевалы, а еще – я сама люблю английский. Наша реальность такова, что многие из ребят не идут в 11-й класс, а те, кто учится, не всегда справляются с экзаменом даже по русскому, который, на мой взгляд, должны знать абсолютно все. ЕГЭ не сдают по разным причинам – долгая дорога до места проведения экзамена, ранний подъем – в пять или шесть утра, волнение из-за нового, незнакомого места, чужие учителя, отсутствие возможности отдохнуть перед экзаменом и полноценно поесть. Об этом я знаю из опыта своей основной работы. Считаю, что для детей должны быть созданы лучшие условия. К сожалению, мнение руководителей с мест в республике слышат не всегда. Так, школа в Кепе уже второй год обучает детей лишь до девятого класса. Сейчас учатся 19 девочек и мальчиков, среди которых нет первоклассников и семиклассников. Но еще в 2003 году здесь выпустили девять одиннадцатиклассников. Когда принималось решение об оптимизации, пояснили учителя, детям и родителям обещали, что для всех желающих учиться в 10-х и 11-х классах организуют обучение в Калевальской школе, интерната при которой нет. Со слов местных жителей, дети вынуждены жить у родственников или уходить в училище, так как иных условий для получения среднего образования здесь нет. – Процесс оптимизации проводился до меня, поэтому ничего пояснить по существу не могу, – говорит Марина Вдовина. – Но уже в следующем году ждем трех первоклассников. Они сейчас ходят в дошкольную группу школы. В кабинете у Татьяны Александровны Лесонен, учительницы начальной школы с 25-летним педстажем, сидят ученики второго, третьего и четвертого классов. – Первоклассников в этом году нет, поэтому полегче, правда, дети? – улыбаясь, спрашивает она ребят, подавая звонок на урок. Дети согласно кивают и робко улыбаются. – Учимся все вместе, дружно. Сделали подарки для наших мам, поделок у нас много, а в классе тепло и уютно – к началу учебного года отремонтировали кабинет. В прошлом году 12 детей здесь занимались, а сейчас семь. Почти половина школы училась у меня в прошлом году, – поясняет учительница. В разговоре с глазу на глаз Татьяна Александровна рассказывает о том, что среди ее учеников много тех, кому нужна помощь. Наверное, учась в городской школе, дети отправились бы на индивидуальные занятия к коррекционным педагогам в специальные классы, но в данных условиях педагог вынужден учить всех, подход находить к каждому. – Не хватает нам в школе дополнительного образования. Мы-то можем абсолютно все – и песню разучить, и спектакль поставить, и соревнования организовать, но нашим детям нужны свежие лица, новые учителя, которые приходили бы к ним хоть раз в неделю. Кепа находится в 50 километрах от Калевалы. Возможности возить детей в музыкальную школу или на секцию у родителей нет….Учителя поясняют, что в более крупных населенных пунктах школам легче получить помощь – всегда находятся предприниматели, бывшие выпускники, дети которых учатся в школе. В Кепе, где живет не так много людей и учеников всего 19, рассчитывать на стороннюю помощь, увы, не приходится. с. Кепа
Комментарии