search
main
0

Печаль моя, ГИА! Зачем нужна профанация экзамена?

Я пишу об этом каждый год, с тех пор как ввели ЕГЭ и ГИА. Каждый год почти в одних и тех же выражениях, с одним и тем же горьким чувством обнародую сетования своих знакомых учителей, униженных и оскорбленных процедурой проведения государственной итоговой аттестации, в которой им отводится заведомо невыгодная роль – роль посмешища или, что не лучше, мальчика (ну чаще, конечно, девочки) для битья. Пишу в надежде, что те, кто ведет наш большой образовательный корабль, прочтут и проникнутся педагогической болью, примут ее близко к сердцу и что-то изменят. Но годы идут, и ничего не меняется. Если ЕГЭ все-таки совершенствуется и становится прозрачнее и честнее, то ни о какой объективности, честности и открытости ГИА говорить, увы, не приходится.

Вместо реальной проверки и оценки знаний ГИА ежегодно превращается в спектакль, на который расходуются огромные бюджетные средства и человеческие ресурсы, изводятся тонны бумаги, сводятся под корень рощи и леса, бессмысленно тратятся миллионы киловатт электроэнергии (копировальные аппараты всех школ трудятся на пределе мощности), нервы и здоровье ответственных педагогов. Да, ответственные учителя страдают больше всех, потому что весь год готовят детей не к спектаклю, а к реальному испытанию. Но если часть детей (и их родителей) относится к грядущим экзаменам со всей серьезностью, то остальные, что называется, не заморачиваются, по опыту прошлых лет знают, что готовиться вовсе не обязательно. Варианты заданий все равно попадут в открытую сеть, и списать удастся без проблем, как удавалось все прошлые годы.В прошлом году профанация была особенно наглой и вызывающей: варианты по всем предметам появились во всеобщем доступе даже не накануне, а за несколько дней до экзаменов, и все дети, в том числе добросовестные и честно готовившиеся весь год, успели прорешать и обсудить их с учителями и репетиторами. Я помню растерянность и возмущение учителей. Многие из них искренне верили, что утечка случайна, а не запланирована, они до последнего надеялись, что власть, увидев, что все варианты в Сети, срочно сменит стратегию, и детям все же придется писать ответы самостоятельно, без помощи Интернета. Наивные! Никто и не подумал ничего менять. Это же не в интересах начальства. Как муниципалитеты будут хвастать перед министерствами замечательными показателями успеваемости? Не секрет, что при существующей системе (и сомнения нет теперь уже ни у кого, что утечки идут из самого центра) у всех девятиклассников страны пятерки или четверки по всем экзаменационным дисциплинам, тройки редки чрезвычайно, двоек нет. Такого нет ни в одной стране. Но мы же впереди планеты всей даже по втиранию очков!А теперь следующий вопрос: во имя чего учителя должны участвовать в этом спектакле? Почему они, вопреки всякой логике и здравому смыслу, не имеют права ставить тройки и двойки, которых заслуживают их нерадивые, ленивые и нелюбопытные ученики? Кто-то сверху дал указание не выпускать этих лодырей из школы с плохим аттестатом, потому что их никто и никуда их возьмет, необученных, не привыкших трудиться и превозмогать свою лень, душевную и физическую.А почему нужно, чтобы непременно взяли? Ведь логичнее, если уж бездельников нельзя выпустить в никуда, оставить их в школе, заставить пройти еще раз то, что они не усвоили за 9 лет. Вероятно, это невыгодно для нашей экономики – еще год учить 15-16-летних за государственный счет. Тем более что надежд на повышение мотивации к учебе немного. Выгоднее, значительно повысив реальные оценки, обмануть самих себя и преподавателей из профессиональных колледжей, выдав двоечников за хорошистов. Пусть коллеги мучаются дальше, пусть ломают голову, как их научить, а потом о том, как выпустить с такими знаниями, точнее незнанием.Но почему нельзя сломать существующий порядок и сделать так, чтобы об этом печалились родители или законные представители, а не педагоги? Пусть «кто и куда возьмет» будет головной болью тех, кто воспитал ленивых недорослей. Пусть ответственность ляжет на тех, кто вовремя не приучил детей к труду и умственным усилиям. В том числе и материальная. Допустим, каждый повторный курс в 9-м классе после неудачно сданных экзаменов пусть стоит для родителей хотя бы 10 тысяч рублей. Педагоги уверены: если решение о плате за повторный год будет принято, мотивация к учебе резко повысится, результаты станут реально выше. Конечно, в каждом классе, особенно в сельских школах, есть дети не столько ленивые, сколько неспособные к усвоению знаний (у сельских педагогов даже термин специальный есть – «дети, замешенные на самогонке»). Их сколько ни учи, толку не будет, к тому же и родители таких детей чаще всего неплатежеспособны. Но для таких нужно вводить совершенно другую систему оценки знаний и умений, а не вешать на директора и педколлектив проблему сдачи ГИА. Кого и зачем обманывать, если девятиклассник не знает таблицу умножения и в одном предложении делает 16 ошибок? Но ведь по документам, которые ежегодно вплоть до 9-го класса сдавала школа, этот ребенок совершенно обычный. Ему же все 9 лет отметки натягивали, рисуя тройку там, где единственной верной отметкой была бы единица. Даже если горе-ученик где-то просидел два года, все равно написано, что он успешно освоил программу.Получается, что сами учителя роют себе яму. Выходит, не отказавшись от порочной практики завышения четвертных и годовых отметок, поставить двойку в 9-м классе не получается по многим причинам. Перед начальством неловко (ведь это значит признаться, что все прошлые годы врали) и перед ребенком и родителями стыдно: все время натягивали, а тут на тебе – вдруг проявили принципиальность! С какой стати?Но еще обиднее учителям, когда ленивые троечники, которых они весь год заставляли работать и грозили тройками и отчислением из школы, получив на ГИА пятерки и четверки, с гордым видом приходят в 10-й класс, и директор не имеет права им отказать. Учителя, конечно, пытаются растолковать, что с ЕГЭ так же легко не обойдется, но им не очень верят даже родители. Их сверхзадача – любой ценой «поступить» ребенка в вуз. Знания давно уже перестали быть ценностью в глазах многих родителей. Единственная ценность, которую может дать система образования, – диплом. Он позволит «встроить» ребенка в систему распределения материальных благ, далеко не всегда справедливую.Вранье, помноженное на вранье, почитаемое за норму с благословения начальства, не приведет ни к чему хорошему ни страну, ни конкретного ученика. Не пора ли отказаться от обмана? Нельзя же научить детей тому, во что сами не верим, чему сами не следуем. А если мы не можем отказаться от лжи, то, может, стоит отказаться от ГИА?

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте