Начнем с двух очень важных принципов организации. Во-первых, несмотря на то что инициирована она лауреатом Всероссийского конкурса «Учитель года России-1999» Александром Селяниным, в ее ряды входят не только участники конкурса, но и другие учителя республики, которые на состязание по каким-то причинам не попали, однако это высокопрофессиональные педагоги и интересные люди. Во-вторых, процитирую заместителя министра образования Республики Карелия Татьяну Васильеву (эти слова были обращены к руководству и участникам «Учителя года Республики Карелия»): «Мы с вами проводим очень большую работу, которая позволяет стереть грань между управлением образованием и непосредственными субъектами образовательной деятельности – педагогами, родителями и учениками».
Благодаря такой «ориентировке в пространстве» региональное Министерство образования активно сотрудничает с педагогами, на встречах не скрывает проблемных моментов. Потому что понимает – учителя помогут словом и делом. Выступая на недавнем форуме «Современное образование. Обучение ради будущего», Татьяна Васильева привела статистику. Оказывается, в Карелии степень удовлетворенности системой общего образования 58%. Цифра достаточно оптимистичная, но, конечно, и управленцев, и педагогов волнуют другие данные, такие, например: 34% опрошенных жителей республики не удовлетворены низким качеством образования. Люди также недовольны низкой оснащенностью школ, нехваткой специалистов, например психологов, дефектологов, организацией питания…Очень умная позиция карельского Министерства образования – говорить с педагогами именно о проблемах. Высок уровень сдачи ЕГЭ в республике, а с математикой провал. Кто, как не учителя года, помогут здесь, в частности блестящий математик средней школы села Надвоицы, победитель республиканского конкурса 2001 года, народный учитель республики Нина Залысина. Еще одна проблема (убеждена, не только Республики Карелия!) – в 2012 году на повторное обучение в регионе оставлены 514 учеников, из них 65 первоклассников. И это при безотметочном обучении! Ну кому думать над казусом и предлагать пути решения, как не учителям года?!Татьяна Васильева убеждена: «Ответственность за результаты обучения несут все – и управление образования, и образовательные учреждения, и конкретный учитель, и семья, и глава республики. Но мне кажется, что сделать больше для качества образования, чем учитель, который заходит в класс, никто не может. Надежда на педагогов». Обратите внимание на формулировку: учителя не разносят за негативный результат, а надеются, что именно он решит общую для всего образования, а значит, и для общества проблему.С заместителем министра согласна ректор республиканского Института повышения квалификации работников образования Римма Ермоленко: «Мы понимаем, что действительно от учителя зависит очень многое. Кто еще работает с душой, с сознанием?»Главный повод для дружбы ИПКРО с «Учителем Республики Карелия» – сотрудничество в области повышения квалификации. Потому что все мероприятия учительской организации – это всегда учеба, участники получают новые знания, делятся опытом, напитываются идеями. Причем речь идет не только о мастер-классах и семинарах. Путешествия – это тоже форма повышения квалификации, ведь они большей частью образовательные. На вылазки по республике, нашей стране и за рубеж участники «Учителя года Республики Карелия» не жалеют времени, денег и усилий. Не случайно символ организации – шустрая и трудолюбивая пчела. «Куда летают пчелы, в какие города?» – лукаво повторяют карельские учителя слова известной песни, немного их подправив… И дарят новым друзьям пчел из дерева, ткани, металла, пластилина, нарисованных и вязаных. В архиве педагогов только в прошлом, 2012 году – поездка в Лондон на выставку BETT-2012, в Стамбул по приглашению турецкой сети частных школ, в финский город Савонлинна, в Москву, Ульяновск. А еще семинары в Республике Карелия – в малокомплектной школе поселка Рауталахти Питкярантского района, в городе Медвежьегорске, в поселке Боровой Калевальского района. Отчеты после поездок сопровождаются фото- и видеоматериалами. И это не только привычные кадры «я и местные достопримечательности», это тщательная фиксация деталей, которые и определяют в конечном итоге успех того или иного учебного заведения и образовательной системы страны в целом. Это эмоции, которые надо обязательно передать коллегам, чтобы вдохновить их на свои собственные подвиги.Главный человек в общественной организации «Учитель Республики Карелия» – ее директор Ольга Германова, которая по первому требованию дает коллегам из любой части страны и мира номер своего сотового (потому и не смолкает он днем и ночью), так формулирует задачи зарубежных поездок: «Хотим узнать, как они учатся и учат и почему так живут». Они не могут не учиться даже тогда, когда отдыхают. Во время февральского форума «Современное образование. Обучение ради будущего» за вечерним банкетом ужин был забыт, потому что начались танцы. Не традиционная дискотека, а настоящие танцы – кадриль, сиртаки, хава-нагила и другие национальные пляски. Гостей учили прямо на месте нужным па, и получалось слаженно и красиво у всех без исключения.Конечно, уроки и мастер-классы – самая «вкусная» и самая полезная часть любых мероприятий «пчелок». На том же форуме удалось увидеть два урока, которые просто поразили высоким профессионализмом, глубиной проникновения в предмет и метапредметную суть темы. А еще удивили дети, которые легко подхватывали задумки учителей, умно отвечали на вопросы, делали продуманные выводы. Ребята не посрамили чести своей школы, самой большой в республике и одной из самых современных и инновационных, – лицея №1 Петрозаводска.На уроке учителя русского языка и литературы в Пряжинской средней школе им. Героя Советского Союза Марии Мелентьевой, лауреата конкурса «Учитель года Республики Карелия-1995» Ирины Велеславовой восьмиклассники учились размышлять, видеть в обычном ранее не замеченные детали, глубже проникать в суть человеческих отношений. Занятие было посвящено повести Александра Пушкина «Метель» и называлось «Цена ошибки». Учитель говорит вначале: «Пушкин заставляет героев совершать ошибки. И каждый из них в зависимости от того, как он прошел этот этап, будет развиваться дальше». А ребята, опираясь на текст и параллельно играя роли главных героев повести, выясняют, как ошибка влияет на судьбу каждого персонажа. Многие гости урока вместе с учениками впервые задумались над таким, например, вопросом: почему Пушкин наказывает Владимира, который гибнет на полях Отечественной войны 1812 года, а не наказывает Бурмина, который, казалось бы, был виноват больше, легкомысленно обвенчавшись с незнакомкой?Удивительный урок, который, несомненно, повлияет на дальнейшую судьбу девятиклассников, дала Нина Минофьевна Залысина. Она убедила школьников не бояться экзаменов по математике и показала способ, который поможет всегда знать урок. Вы удивлены? А ведь все просто. Известна аксиома: «Чтобы понять что-то самому, надо объяснить это другому человеку». Классу знаменитый карельский математик раздала листочки с заданиями в трех модулях: алгебра, геометрия и реальная математика. Решив задачи в парах, ребята поменяли соседей и подарили им свои знания. А ответы у доски тех, кто таким образом несколько раз «прогнал» свою задачу, показали, что способ действует! В конце урока Нина Залысина вполне серьезно посоветовала ученикам: «Вот вы пришли в школу и знаете материал на «три»… Друга – в угол! И говорите ему: «Ты молчишь, а я тебе рассказываю». Рассказали – пятерка ваша». Петрозаводск, Республика Карелия
Комментарии