search
main
0

Павшие и живые

Новый фильм режиссера Александра Велединского «Живой» поклонники военно-патриотической темы в кино ожидали как сенсацию отечественного кинематографа. Но он сенсацией не стал. Не было толп, осаждающих кинотеатры как во время проката «9 роты». При этом фильм Бондарчука-младшего ругали на чем свет стоит. А «Живой» вала рецензий не вызвал. Такое впечатление, что его просто не разглядели. Почему же зрители не слишком заинтересованно приняли новый фильм о наших ребятах на войне?

На экране где-то в горах парень-контрактник с группой бойцов попадает в серьезную передрягу. Друзья уходят от преследования боевиков, выносят раненого товарища. Двое остаются, чтобы прикрыть двоих своих друзей – раненого и самого сильного из них, который тащит его на себе. А у первых двоих не остается ни малейшего шанса…

И начинаются странности. Герой, которому друзья подарили шанс выжить, сам несет зло. Он убивает офицера. Нехорошего, конечно, но в драке из-за денег. Своих кровных, но денег. После этого героя сбивает машина, и его в лесу подбирают… те двое погибших. Теперь они – его спутники. Провожают друга в путешествие домой. Их видит только он, да еще изредка другие – девушка, пьянчужка, ребенок…

Это путешествие-рассуждение о жизни и смерти. Описывать его долго, лучше посмотреть, если, конечно, интересно.

В конце пути, друзья Живого исчезают, и он находит их могилы на кладбище. После конфликта со священником бежит с кладбища, его сбивает машина. И появляется надгробный памятник ему. И вновь героя фильма подбирают друзья. И вновь уводят…

Не мертвецы идут рядом с боевым товарищем, а их души. Живые души. Почему он видит их? Вовсе не святой, в общем-то, грешник?..

Потому что они отдали свои жизни за него, дали шанс жить. И продолжают свой поход, чтобы помочь ему, непутевому.

Напрашивается интересная параллель с известным голливудским фильмом «Мертвец». Там герой – жизнерадостный молодой парень – попадает на Диком Западе не в то место и время, где приходит удача, и, спасаясь бегством вместе с другом-индейцем, идет по пути своей смерти и на этом пути сам начинает сеять смерть. Но отличие в том, что герой «Мертвеца», в конце концов, отправлен в океан на каноэ с индейскими обрядами смерти, а герой «Живого» оказывается в могиле на Родине.

Сравнение фильмов вполне уместно (хотя бы по названиям). Главное в том, что герой «Мертвеца» идет по пути к смерти, а герой «Живого» – напротив, от смерти – к его иллюзии жизни…

Позаимствована идея? Американская лента слишком хорошо известна. Но «Мертвец» трудно связать с христианской традицией. Скорее с какими-то другими верованиями, возможно, индейскими.

Автор фильма «Живой», напротив, стоит на христианской позиции. Конечно, решать знатокам богословия, насколько точно сценарий соответствует православной, но дело в общей канве фильма.

Режиссер и сценарист, на мой взгляд, попытались выразить свое понимание известного изречения из Писания: «несть выше любви, как кто душу свою положит за други своя». Вот об этой любви и снят фильм. Двое парней ради этой христианской любви отдали жизни, чтобы друзья ушли и продолжали жить. Но Живой не понял смысла этого дара, по сути, отверг его. И тоже умер. Но те двое все из той же любви пришли и повели его дальше. И довели. Но в конце пути, у кладбища, оставили. Настал его час. И он снова грешит и гибнет.

Так о чем же фильм? О любви, о душе, о цене жизни… Но авторы не смогли доходчиво выразить идею. Сама подача фильма, рекламная «раскрутка» строилась именно на том, что герой бродит с двумя приятелями-мертвецами. Это не очень-то привлекло зрительскую аудиторию. Если бы предложили мистический триллер, «ужастик», тогда бы зрители валом валили. Но фильм о другом. О том, о чем говорить очень трудно. А порой и очень больно…

Думается, фильм все же со временем найдет свою аудиторию. Потому что размыщления о душе, любви, цене жизни и смерти – в ряду извечных, роковых вопросов бытия…

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте