search
main
0

Патриотом можно стать и с детства

​Московский детский сад №2232, ныне дошкольное отделение «Радуга» школы №933, обычное государственное бюджетное образовательное учреждение в Южном округе. Небольшое здание, построенное в 1977 году, стандартное финансирование, традиционная очередь желающих отдать сюда своих детей. В принципе ничего интересного. За исключением одного – здесь работают люди, которым искренне нравится дело, которым они занимаются.

Заставить любить невозможноФраза «Я вас заставлю Родину любить» – ложь и глупость в одном флаконе. Нельзя заставить любить. Невозможно заставить, чтобы что-то понравилось. Это касается не только взрослых, детей особенно. Это касается и вновь актуальной сегодня темы патриотического воспитания. Любовь и уважение к Отечеству, гордость за свою страну, которые, по сути, и есть патриотизм, не могут быть слепыми, ибо патриот – это не фанатик.Воспитание патриотизма – это сложный многофакторный процесс, объединяющий информационные, эстетические, культурно-познавательные и духовно-развивающие методы работы и взаимодействия с детьми. Любая фальшь или попытки формального подхода здесь способны дать обратный результат – дети чувствуют их мгновенно. В детском саду, где накоплен современный опыт работы в сфере патриотического воспитания, это прекрасно понимают. Помимо давно ставших традиционными встреч с ветеранами патриотическое воспитание детей здесь ведут через изучение истории и культуры нашей страны, творческое использование фольклора как эффективного средства нравственно-патриотического воспитания, проведение интегрированных занятий, расширяющих кругозор дошкольников, пробуждающих и развивающих их патриотические чувства. Безусловно, встречи с ветеранами войны и труда к празднику Дня Победы также интересны детям. Ветераны в доступной форме рассказывают им о тяжелых годах войны, сражениях, работе женщин в тылу. Эта информация, полученная из первых уст, остается в детской памяти надолго, если не навсегда.Тем не менее дети есть дети, и занятия, проводимые в игровой форме, естественно, вызывают у них более живой интерес. Например, в ходе занятия «Давайте, люди, об этом не забудем…», посвященного Дню Победы, дети непосредственно в нем участвуют: отвечают на вопросы, поют песни, рисуют, самостоятельно формулируют качества, которыми должен обладать воин-защитник. В результате дошкольники не только получают новые знания об истории родной страны и ее героическом прошлом, но и развивают в себе патриотические чувства: сострадание, сопереживание, уважительное отношение к людям, защищавшим нашу Родину, и гордость за них, а также учатся в рисунках передавать свои впечатления от полученных знаний.Важно и то, что занятия на патриотическую тему – это не некие разовые мероприятия: практически каждому из них предшествует существенная подготовительная работа с детьми. В случае с занятием для детей пяти-шести лет «Что мы Родиной зовем?» это разучивание стихов русских поэтов о Родине и российской природе, чтение произведений русских писателей о России, народе, родном городе; изучение изображений флагов и гербов страны, города и района, прослушивание музыкальных произведений патриотического характера.В результате дети не только закрепляют знания о нашей стране, Москве, в которой они живут, продолжают формировать представления о том, что наша страна – Россия и в ней много городов и сел, систематизируют свои знания о символике государства, но и с любовью и интересом начинают относиться к произведениям русских поэтов, художников и композиторов. В ходе самого занятия дошкольники слушают гимн России, песни и стихотворения о стране, учатся отвечать на вопросы («Что такое Родина для каждого из вас?», о флаге и гербе России и Москвы и другие), используя точный, выразительный словарь, а затем делают аппликацию «Кремль» – вырезают из цветной бумаги и наклеивают на плотную основу фрагменты Кремлевской стены с флагом, после чего выкладывают все аппликации в единую Кремлевскую стену. Получается красиво и грандиозно.По мнению руководителя структурного подразделения «Радуга» школы №933 Лидии Гольниковой, именно такое сочетание различных форм и методов патриотической работы с детьми обеспечивает наилучший результат, позволяет формировать разносторонне развитую, нравственную личность.Я же отмечу, что наибольший педагогический эффект дают интегрированные занятия, включающие различные образовательные области, а также занятия с участием не только детей, но и их родителей, позволяющие взрослым почувствовать важность совместной деятельности с ребенком.Педагогическое отступление в лирических тонахДети, особенно дошкольного возраста, как губка, они впитывают все, что преподносит им окружающий мир, делают свои предсказуемые и непредсказуемые выводы, а потом, повзрослев, возвращают переработанную информацию миру. Возвращают своими помыслами, устремлениями и делами. Уже маленькому человечку очень важны не только мать и отец, но и самоидентификация, идентификация места и времени – кто он, откуда, где родился и живет. Ему жизненно необходимы примеры для гордости, для подражания, на основе которых формируется уверенная в себе, устойчивая, разносторонне развитая личность.К сожалению, мы получили уже целое поколение 90-х годов прошлого века, выросшее в условиях, когда нашу страну бросало из крайности в крайность, словно дырявую лодку в штормовом океане. Из этого «без роду, без племени» вряд ли получатся объединители народов или защитники Отечества. Основной их штамп – «эта страна» – мешает им жить! И действительно, трудно жить в стране, которую не ощущаешь своей по духу, ментальной связи, истории. Это поколение, которое уверено, что Ленин призывал захватывать телевидение, так как размещал там свои рекламные ролики, а территория Азербайджана граничит с Московской областью.Сегодня государство снова возвращается к истокам, отдав себе отчет в том, что без патриотически настроенных граждан у него нет будущего, и даже наемники лучше и надежнее свои, чем чужие.Когда интересно, красиво и правдивоЧтобы занятия были не только исторически правдивыми, но и интересными для детей, от педагогов требуется сочетание профессионализма и энтузиазма. Ведь ни материалами, ни костюмами, ни готовым реквизитом для проведения занятий никто не обеспечивает. Здесь такие энтузиасты есть. В первую очередь музыкальный руководитель Елена Крюковская. Человек, как о ней отзываются коллеги: «Ну очень творческий», она пишет сценарии праздников и тематических занятий, шьет костюмы, строит макеты, рисует, делает декорации. Например, для занятия «Мастерами славится земля» требовалось не только оформить зал в стиле народной ярмарки – предметами народного декоративно-прикладного искусства России: хохлома, городец, дымковская, филимоновская игрушки, гжель, вологодские кружева, павловские платки, но и одеть всех участников в русские народные костюмы. Все костюмы, ростовые куклы, матрешки для детей и прочий реквизит музыкальный руководитель изготовила, сшила и нарисовала сама. А для этого понадобилось изучить историю русского костюма, соблюсти тщательность кроя, а также ручного выполнения.Патриотизм подразумевает знание, понимание и уважение истории своей страны и ее народа. Поэтому особенно важным и полезным я считаю ознакомление детей с такими темами, как «Семейные обычаи на Руси», «Традиции русской семьи», в том числе с историей русского быта, традициями и обрядами, существовавшими на Руси. В результате дошкольники расширяют свои представления о старинных семейных обычаях, закрепляют знание старинных русских имен, обогащают словарный запас существительными – оберег, колыбелька, лапти, чугунок, сундук и прилагательными – старинный, деревянный, расписной, узорчатый. Одновременно у них воспитываются уважение и интерес к обычаям старины и к русскому фольклору.При подготовке к такому занятию с ребятами проводят русские народные игры и беседы по ознакомлению с окружающим миром «Я и мое имя», «Предметы русской старины», «Русская изба», а на самом занятии дети совместно с родителями и музыкальным руководителем изготавливают куклу-оберег, которую затем кладут в люльку к новорожденному ребенку (кукле), знакомятся с устройством русской избы, предметами быта – деревянной посудой, горшками, сундуками, люлькой, корытом, а также с русской народной одеждой и обувью. Родители поют народные песни и слушают колыбельные, а дети исполняют русские народные потешки.Важное средство патриотического воспитания дошкольников – знакомство с родным городом. Знакомясь с Москвой, ее достопримечательностями, дети учатся осознавать себя живущими в определенный временной период, в конкретных этнокультурных условиях и в то же время приобщаются к богатствам национальной и мировой культуры. При этом успешность развития ребенка пяти – семи лет при знакомстве с родным городом становится возможной только при условии его активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, то есть через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.С учетом этих особенностей мы разработали и проводим цикл занятий «Москва спортивная», «Москва театральная», «По улицам Москвы». Это программы разного содержания для разных возрастов, но всегда с творческим подходом. Скажем, для детей пяти и шести лет разработаны и проводятся виртуальные поездки по Москве с изучением таких памятников истории и архитектуры, как Кремль, Исторический музей, собор Василия Блаженного (собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву), Большой театр, Цирк на проспекте Вернадского, Поклонная гора. Согласно «виртуальной» остановке на экскурсии дети смотрят на большом экране короткие видеосюжеты, делятся впечатлениями, поют и танцуют.Работа современного дошкольного учреждения по патриотическому воспитанию включает комплекс задач. В первую очередь это воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, формирование бережного отношения к природе и всему живому и воспитание уважения к труду. Это первые базовые кирпичики, на основе которых затем у детей развивается интерес к русским народным традициям и промыслам, расширяются представления о городах России и знания о символах государства (гербе, флаге, гимне), формируется чувство ответственности и гордости за достижения страны.Именно поэтому в процессе занятий и досугов по теме патриотического воспитания дошкольники изучают природу и географию страны, особенности ее климата, богатство животного и растительного мира. Не обходится без фольклора и сказок – дети сами участвуют в театрализованной деятельности и инсценируют для младших дошкольников русские народные сказки «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба» и другие.О важности приобщения ребенка к культуре своего народа сказано немало, поскольку именно обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем не только с уважением и интересом относиться к наследию, созданному предыдущими поколениями, но и приумножить его.Наша страна удивительна главным своим богатством – людьми, для которых самое важное не деньги и не оценка, а счастливые глаза ребенка и искренний детский смех.Ольга ВАСИЛЬЕВА, старший воспитатель дошкольного отделения «Радуга» №933

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте