search
main
0

Патриотизм и национализм

Уроки истории служат формированию нового политического мышления, воспитанию гражданина гуманистической ориентации. В проекте образовательного стандарта записано, что одной из целей изучения истории является «воспитание патриотизма, уважение к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни». Однако при этом важно избежать политизации в патриотическом воспитании. Понятие «патриотизм» с раннего возраста известно ученикам, обладает относительно устойчивой смысловой установкой, изменить которую может учитель.

Политическое использование этого понятия, злоупотребление им превращает воспитание определенных гуманистических установок учащихся по отношению к этому понятию в исключительно ответственную гражданскую задачу. В то же время педагог, имея свои политические взгляды, не всегда, особенно при освещении российской истории, может, а иногда и не хочет, абстрагироваться от них для максимально объективного изложения исторического процесса. Выбор марксистско-ленинской или либерально-демократической точки зрения при освещении крестьянских выступлений будет определять процесс формирования соответствующего мировоззрения учеников. Вопросы, связанные с расширением территории Российского государства, политикой правительства по отношению к нерусским народам, затрагивают современные межнациональные проблемы. Именно эти сюжеты требуют педагогического такта и исторической эрудиции учителя, поскольку крайне важно не перейти грань, отделяющую патриотизм от национализма.

Недопустимо рассмотрение истории народов, вошедших или входящих в состав России, в качестве периферийного явления. Как правило, при недостатке времени на изучение предписанного программой материала учителя «жертвуют» разделами или параграфами, относящимися к истории Средней Азии, Закавказья, Украины, Польши, Белоруссии. Замечая хотя бы по этому признаку такое отношение преподавателя к сравнительной важности русского и других народов, учащиеся не могут не трансформировать эти внешне случайные проявления в ценностную шкалу, в которой русский народ пользуется безусловным приоритетом. К сожалению, этот вывод может быть сделан учениками при чтении учебных пособий.Так, в учебнике для Х класса «Россия и мир с древнейших времен до конца ХIХ века» (авторы: О.Волобуев, В.Клоков, М.Пономарев, В.Рогожкин) доказывается, что «представление о Российской империи как о «тюрьме народов» является не более чем историческим мифом». Однако авторы учебника, рассказывая о европейских колониальных державах, сообщают, что народы колоний подвергались национальному гнету и жестокой эксплуатации. Возникает опасность подмены патриотического воспитания национализмом.

В этой связи важной представляется работа по всестороннему раскрытию таких понятий, как патриотизм и национализм, которая подчас сводится к их крайнему упрощению без учета специфики цивилизаций и исторических эпох. В частности, если говорить о западноевропейской истории, то для античности патриотизм – это защита своего гражданского общества-полиса. Служба в народном ополчении была правом и одновременно обязанностью гражданина. Именно в Древней Греции было впервые сформировано представление о счастье рядового гражданина, которое заключалось в служении согражданам, получая в ответ уважение, почести, славу. В эпоху средневековья речь шла о личной верности сеньору, преданности монарху. О патриотизме в современном понимании этого слова можно говорить только с момента формирования национального самосознания наций. Что касается национализма, то в рамках любой страны он играл позитивную роль на определенных этапах исторического развития. Необходимо помнить, что в ХVII-ХVIII вв. британский, американский, французский национализм содействовал созданию либерального общества. В ХХ веке Ш.де Голль, руководствуясь националистическими взглядами, способствовал возрождению Франции, укреплению ее престижа на международной арене. В то же время не следует забывать, что националистическими идеями руководствовались европейские державы, осуществляя свою колониальную политику. Крайне правый национализм лежал в основе политики тоталитарных государств.

На уроках истории есть тенденция ставить знак равенства между понятием «Родина» и понятием «государство» или «государственная власть». Несомненно, что государство выполняет такие функции, как защита территории от внешней опасности, обеспечение внутреннего порядка, координация взаимоотношений между различными слоями общества. Однако человек может преданно любить свою Родину, но негативно относиться к тоталитарному государству эпохи Сталина, к государственной власти, не выполняющей своих функций. В этой связи следует сказать, что при отсутствии пропедевтического курса с понятием «государство» ученики встречаются впервые в курсе истории Древнего мира. В учебнике авторов Е.Саплиной, В.Ляпустина, А.Саплина можно прочитать: «Для управления обществом и защиты его от внешних врагов возникает государство». Само понятие не выделено шрифтом, в отличие от понятия цивилизация, поэтому внимание учеников на нем, скорее всего, не задержится. Исключая параграф, посвященный законам Хаммурапи, государство на Древнем Востоке будет ассоциироваться с агрессивными войнами, при этом не раскрывается специфика военных действий в данную эпоху. Положительным является стремление авторов показать отличия государств Древнего Востока от государств-полисов Древней Греции и Древнего Рима. В целом в учебниках по всеобщей истории доминирует образ сильного государства, которое предстает главным субъектом истории, двигателем общественного прогресса. Идеалом выступает сильное государство, несущее ответственность за прогресс в стране и жизнь народа. Важно, как осуществляется государственное управление обществом, а не как общество изменяет государство в соответствии со своими потребностями. Что касается учебников по истории России для основной школы, то в них всячески подчеркивается необходимость государства для народа, не отрицая его «классовый характер». Во многих учебниках просматривается взгляд на государство как на важнейшую национальную ценность, его создание признается заслугой и достижением народа. В учебниках словосочетания «национальные интересы» и «государственные интересы» употребляются как синонимы. Таким образом, наблюдается определенная подмена ценностей, когда патриотизм должен восприниматься как верность государству и государственной власти.

Серьезной представляется и проблема, связанная с тем, что, говоря о проявлении патриотизма, главным образом имеется в виду защита своей земли от внешних врагов. Героизм, самопожертвование, любовь к родной земле показывается только в период войн, как будто в мирное время им места нет. Война становится не страшной, трагической страницей истории страны, а временем «возвышения» национального духа. Внешней политике и войнам посвящено от 20 до 30% объема каждого учебника. Например, анализ раздела в школьных учебниках, посвященного Киевской Руси, показывает, что перед нами история князей и войн. Образу человека этой эпохи, обществу, повседневной жизни, культурному наследию отводится второстепенное значение.

На патриотическое воспитание в процессе преподавания истории будет оказывать влияние ряд факторов, в частности, личность учителя и содержание учебного пособия, авторы которого отражают не только свои личные позиции на исторические события и процессы, но и являются выразителями государственной политики.

Татьяна АНДРЕЕВСКАЯ, кандидат педагогических наук

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте